СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока (букварь). Тема урока: буква «И»

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока (букварь). Тема урока: буква «И»»

УМК: технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Класс: 1.

Тема урока: буква «И».

Тип урока: решение частно-практических задач.

Цель урока: организация учебной деятельности знакомству…

Планируемые предметные результаты:

- соблюдают гигиенические требования при письме (посадка, положение прописи, ручки).

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные:

- извлекают информацию из иллюстраций.

Регулятивные:

- контролируют свои действия в процессе работы;

- организовывают свое рабочее место;

- поддерживают порядок на парте.

Коммуникативные:

- отвечают на вопросы учителя;

- строят речевое высказывание в устной форме.

Планируемые личностные результаты:

- проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оборудование урока: тетрадь по письму для первого класса №1 В.А, Илюхина, Е.В. Восторгова.



Этап, отводимое время

методы обучения

формы взаимодействия

деятельность учителя и формулировки заданий; варианты детских ответов

планируемые результаты

планируемые способы оценивания

Организационный (1 мин)

Словесный (инструктаж)

Фронтальная

У: здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть. Я сейчас посмотрю на ваше рабочее место. На столах у вас должен быть порядок, должен лежать пенал и тетрадь по прописям.

(присаживаю по рядам)



Решение частных задач от-крытым ранее спо-собом















































































Физминутка

(1 мин)


















































Физминутка (1 мин)

Словесный (беседа)

Практический (работа с прописью)

Наглядный (демонстрация)

Фронтальная

Индивидуальная

У: Ребята, я хочу вам сказать, что сегодня мы отправляемся с вами в сказочную страну, которая называется Букволандия.

Это слово похоже на название некоторых настоящих стран, далёких для нас с вами и пока неизвестных. Кто слышал похожие названия стран?

Если никто из детей не догадается, учитель сам произносит: Гренландия, Шотландия, Исландия, Голландия. (слайды)

У: в эту сказочную страну мы с вами и отправимся в путешествие, будем в ней знакомиться с её жителями — буквами, будем узнавать, как они пишутся, и сами своей рукой будем учиться их красиво писать, чтобы не обидеть замечательных жителей Букволандии. И в конечном итоге вы сами — каждый в своей тетради — создадите свою сказочную страну Букволандию.

Итак, в путь! Но хочу ещё сказать, что на пути нам будут встречаться трудности. Поднимите руки, кто не боится трудностей? Будем их преодолевать вместе, не унывая, помогая друг другу. Согласны?

Д: да!

У: здорово!

У: но прежде всего, давайте рассмотрим дорожку, по которой мы будем двигаться при обучении письму.

У: давайте откроем прописи на странице 8. Посмотрите на верхнюю часть страницы (показываю).
Хочу обратить ваше внимание на разлиновку, смотрите, какие строчки

У: самое главное понять, уяснить, что такое рабочая строка, где она находится. Это будет наш путь, по которому отправимся в путешествие (слайд рабочая строка)

Учитель показывает, объясняет

У: а теперь давайте вспомним правила посадки при письме, которые вы обсуждали. Посмотрите, пожалуйста, на слайд

Когда вы пишите, спина у вас должна быть прямой, ноги стоят ровно на полу, локти немного свисают со стола

Вспомните, какой рукой вы уже работали в прописях. Если вы держите ручку правой рукой, то положите свою тетрадь так, как показано на первой картинке (показываю). Если вы держите ручку левой рукой, то положите свою тетрадь так, как показано на второй картинке (показываю)

А теперь давайте посмотрим на картинку о правильном положении ручки при письме, вспомним, как ее нужно держать

У: И так, в путь, по нашим дорожкам – строчкам в сказочную страну Букволандию!
(слайд с Букволандией)
У: ребята, посмотрите, на замок. В каждом окошке есть буква. Среди этих букв есть совершенно особая буква. На балконе одной из башен дворца стоит королева Это буква «И». Если научиться её правильно писать, то и все остальные буквы будут получаться красивые.

Я вам сейчас скажу удивительную вещь. При написании буквы «И» нам встретится целых 7 трудностей, 7 преград. Я их называю «воротцами». Интересное слово, да?

О: Да!

У: а как вы думаете, почему я такое слово употребила вместо слова «трудности»?

О: так интереснее! Они маленькие, надо аккуратно через них пройти, не задеть.

У: очень интересные ответы. Молодцы, правильно рассуждаете. Через «воротца» мы не просто пройдём размашисто, во весь рост, а постараемся сосредоточиться, будем аккуратными и осторожными.


Давайте сейчас проведем физминутку, встаньте, пожалуйста, выйдете из-за парт


У: для того чтобы преодолеть первые «воротца», нам нужно научиться писать наклонные линии (стр. 8). Послушайте сейчас меня, посмотрите и постарайтесь запомнить, как их надо писать.

У: посмотрите, что у вас есть на верхней линии строки

О: точки

У: да, ставим ручку (в точку) на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаемся по наклонной линии вниз. При написании каждой последующей прямой, ваши глаза должны смотреть не только на ту прямую, которую вы пишите, но и на уже написанную ранее, иначе у нас получатся не очень ровные линии.

У: а теперь попробуйте вы написать в тетради такие наклонные линии, доделывайте это до конца, ведь точки стоят у вас до конца строки

О: выполняют

У: ходит по рядам, смотрит

У: итак, вторые «воротца», мы должны научиться делить наклонные прямые на 2 и 3 части. Это нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем правильно соединять буквы по точным правилам

Показываю, затем выполняют учащиеся

У: а теперь посмотрите, пожалуйста, на две строчки, на которых мы писали. На полях рядом нарисуйте шкалу оценивания, и оцените себя (красота, правильность) показываю

О: оценивают

У: ходит по рядам

У: отлично! Ребята! Мы подошли к следующим «воротцам». Нам нужно научиться соединять прямую наклонную линию с последующим элементом крючка, крючковой линией. Запомните это новое для вас название — «крючковая линия».

Посмотрите на доску, вот крючок (фото на доске), я выделю два его элемента: прямую наклонную и крючковую линии (обвожу)
Как соединить эти линии?
Эти линии должны быть соединены очень маленьким плавным закруглением. Вот его место в крючке (обозначаю закругление).

Скажите, на что похож этот элемент?

О: на блюдце, игрушечные лошадки на такой качалочке есть

У: о! Хорошая версия! Очень мне понравилось название «качалочка», она очень маленькая, давайте так и будем называть этот элемент «качалочка».

У: теперь посмотрите на три крючка и определите, в каком из них, на ваш взгляд, наиболее удачно выполнен переход от наклонной линии к следующему элементу, то есть в каком из них правильно выполнена «качалочка». Сейчас обведите в тетради у себя номер крючка.

У: когда будете готовы, дайте мне знать, сядьте как настоящие ученики

О: показывают готовность


Давайте проведем еще одну физминутку


У: итак, кто считает, что наиболее удачно изображен переход под номером 1? 2? 3? Покажите знаками

О: выражают мнение (большинство за 2)

У: я тоже думаю, что во втором. А как вы считаете, на что похож этот крючок?

О: на вешалку в раздевалке

У: молодцы, верно!

О: да, точно! Это как будто балерина стоит на одной ножке!

У: Молодцы! Вы правильно мыслите. А теперь давайте разберемся, как нужно выполнить поворот на строке, чтобы у вас получилась «качалочка». Поучимся писать только этот элемент без крючковой линии. Здесь есть одна маленькая деталь, она почти незаметна, но внимательные ребята обязательно её разглядят, а я уверена, что вы у меня все очень внимательные! Сейчас мы будем учиться выполнять поворот к «качалочке»: для этого прямую наклонную линию.

Ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаюсь по прямой наклонной линии (не забываю остановиться, не доходя до нижней рабочей строки), выполняю поворот на месте – «качалочку».

Теперь попробуйте вы. Доделываем все до конца строки.

У: ходит по рядам

У: теперь мы переходим к 4 «воротцам». После «качалочки» ручка должна двигаться вправо вверх по странице до середины рабочей строки. Линия, которую прописывают после «качалочки» должна быть ровной. Она тоже прямая, но идёт с другим наклоном по сравнению с первым. Эта линия пишется без отрыва ручки от листа бумаги.

У: посмотрите, пожалуйста, на слайд. Какие здесь ошибки?

О: здесь не прямые крючковые линии

У: правильно. (вызываю, чтобы показали, как надо) Посмотрите, я попытаюсь с помощью этих линий построить «железную дорогу», подвожу к ним как бы второй «рельс». Как вы думаете, получилась у меня «железная дорога»?

О: нет, не получилась

У: почему?

О: один рельс кривой

У: верно! Постарайтесь, чтобы у вас в тетрадях не получались кривые «рельсы». Ещё раз внимательно послушайте и посмотрите, как правильно выполнить все элементы вместе.

(диктует, одновременно выполняя графические действия на доске)

У: поставьте ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опуститесь по наклонной линии вниз, выполните поворот на месте («качалочку»), не отрывая ручки, поднимитесь по крючковой линии до середины рабочей строки

Теперь вы выполняете это в своих тетрадях, доделывая до конца

У: ходит по рядам

У: когда будете готовы, дайте мне знать

О: показывают знак готовности

У: ребята, а теперь нам нужно понять, что делать после того, как мы закончили первый крючок на середине строки. Как перейти к написанию второго крючка? Ведь буква «И» состоит из двух крючков. Об этом мы узнаем, продолжая наше путешествие по стране Букволандии. Сейчас я вам расскажу о большой тайне, которую я узнала однажды, когда путешествовала по Букволандии. И тот, кто внимательно будет слушать, узнает эту очень важную тайну письма.

У: однажды поздно вечером кто – то постучал мне в окошко. Посмотрела – никого? Вдруг – опять стук!
Я спросила: «Кто там?» - и услышала тоненький голосок: «это я секретик! Я очень хочу подружиться с вашими детьми и помочь им быстро и красиво научиться писать. Сегодня я выступлю перед ними в виде маленькой линии, маленькой черточки, которая идёт от конца крючка до верхней линии».

У: научимся его писать. Здесь нужно включать «боковое зрение» и писать «секретик» по направлению к верхней линии, но ни куда попало, а строго в определённую точку.

Ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся прямой наклонной до нижней рабочей строки, выполняю «качалочку» поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет». Тут нужно включит «боковое зрение». Переносим внимание на уже написанную прямую наклонную слева и стараемся не отдаляться от неё.

У: пробуйте выполнить это в своих тетрадях, все доделываем до конца, помним об этом

У: ходит по рядам

У: мы дошли до 6 часть алгоритма – учим «прятать секрет», т.е., не отрывая руки, опускаться вниз по «секрету».

Сначала посмотрите, как делаю это я.
А теперь выполните это самостоятельно до конца строки.

У: А теперь узнаем, почему «секрет» так называется. Потому, что скрыто, спрятано (слайд)

У: и мы должны получить с вами два рельса, по которым дальше отправимся в путь (слайд)

У: а теперь посмотрите, что получилось. Обратите внимание на просвет между двумя элементами буквы и нижней линейкой (показываю)

На что похоже это небольшое пространство?

О: на домик, шалашик

У: да, конечно, в нём живёт гномик, который всегда прячется в свой домик от дождика. Поэтому важно, чтобы при письме мы не разрушали с вами жилища гномиков.

Самооенивание

Взаимооценивание

Словесная похвала

Рефлексия (1 мин)

Словесный (беседа)

Фронтальная

У: ребята, вы сегодня большие молодцы! Вы проделали очень много важной работы, много сделали сегодня.

Скажите, пожалуйста, чему вы сегодня научились?

О: отвечают

У: спасибо вам большое за урок, вы прошли сегодня сложный пусть, и вы справились с ним! Отдыхайте






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!