СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий "(дистанционное обучение) 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий "(дистанционное обучение) 7 класс»

Задание по русскому языку (дистанционное обучение) в 7 классе

на 23.01.23 г.

Тема: «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».

- Напишем небольшой словарный диктант. Записываем в тетрадях, пожалуйста:

(Ни)где не был, (не)охотно говорил, пишет (не)брежно, восторже(-н,-нн)о улыбаться, беше(-н,-нн)о налетевший, огорченно п…смотрела, буйно разраста(-т,-ть)ся, слушать рассея(-н,-нн)о, н…где нарисовать, поступить обдума(-н,-нн)о.

- Сегодня у нас новая тема. Я думаю, что для вас она будет несложной, так как с подобным правилом вы уже встречались и не раз.

- А любите ли вы отгадывать загадки?Предлагаю нам прямо сейчас этим и заняться. Записываем в тетради только номер загадки и ответ.

1.Костяная спинка,

Жесткая щетинка.

С мятной пастой дружит

Нам усердно служит.   


2.По пригоркам, по равнинам

Я веду свою машину.

Я люблю дорог простор,

А зовут меня ………….


3.Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.


4.Зубастая пила

В лес густой с утра пошла

Весь лес обходила,

Ничего не спилила.



5.В золотой клубочек

Спрятался дубочек.


6.Целый день он спать не прочь,

Но едва наступит ночь,

Запоет его смычок,

Музыканта звать…


7.На ветке – конфетки

С начинкой медовой,

А кожа на ветке-

Породы ежовой.


8.Вкус его, как у конфет,

Но у него начинки нет,

В фольге он плиткою лежит.

На что сластена так глядит?


9.У иголочки шажок

Называется …


10.Горбат, не носит одежонок,

Живет в пустыне…


А что объединяет все эти слова? Как вы думаете? (буквы О и Е после шипящих)

- Хорошо. Давайте вспомним правила, когда мы будем писать букву О после шипящих в корне слова? А когда Е(Ё)? Например? ( В корне слова после шипящих под ударением пишется   ё  (хотя произносится   о ),   если при изменении слова отчётливо слышится   е :  

                 чёрный – чернеть,     пшёнка – пшено,     расчёска – чесать.    

После шипящих в корне слова под ударением и без ударения пишется  
буква   о, если нельзя проверить однокоренным словом с   е:  


                  крыжовник, шорох, шорты, трущоба, обжора,  
                  капюшон, шов, чащоба, трещотка, шок, шомпол  (под ударением) 

                  шоколад, шофёр, жокей, шоссе, жонглёр

и   др.   (без ударения) 

      Таких слов немного, их обычно запоминают как словарные слова).

- А в окончаниях существительных и прилагательных? Примеры? (под ударением о, без ударения е: врачом, товарищем; большого, хорошего)

- И в суффиксах существительных? Примеры? (под ударением о, без ударения е: снежок, горошек)

- А в суффиксах прилагательных? Примеры? (под ударением о, без ударения е: ежовый, вещевой, парчовый)

- Хорошо, молодцы. Мы повторили с вами правописание букв О и Е после шипящих в разных частях слова, а тема нашего урока следующая: «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».

- Итак, давайте откроем учебник на странице 109 и прочитаем правило внизу страницы. Обратимся также к материалу видеоурока https://resh.edu.ru/subject/lesson/2637/main/

-Итак, рассмотрим алгоритм применения данного правила.

1.На что мы обращаем внимание? На конце наречия – шипящий.

2.Определяем позицию гласного, находящегося после шипящего: ударный – безударный.

3.Вспоминаем правило: под ударением – О, без ударения - Е

Работа по учебнику

- Я думаю, что трудностей здесь никаких возникнуть не должно, поэтому выполняем упражнение №265. Записываем слово, шипящий подчёркиваем двумя чертами, обозначаем ударение, выделяем суффикс, а букву О или Е подчёркиваем одной чертой.

- Не очень сложная тема?

- Молодцы ! Перед вами 5 групп слов, в каждой из которых есть лишнее слово. Найдите его и запишите. Из каждой группы выпишите только одно лишнее слово.

1. Убаюкивающ… , блестящ… , горяч…

2. Общ… , волнующ… , вызывающ…

3. Вещ...вой , кумач…вый , холщ…вый

4. Хорош… , свеж... , певуч…

5. Ещ… , потрясающ… , тягуч…

-Какие слова лишние?Какое правило использовали?



-Вернемся к работе с учебником.Обращаем внимание на упражнение 266. Вместе с вами заполним таблицу и запишем в тетрадь.



Гласная буква после шипящей

Часть слова

корень

суффикс

окончание

о

Шоссе,шорох,шоколад.

Девчонка,ручонка,кумачовый.

Свечой,врачом.

е

Шептать,шелест,жезл.

Реченька,плюшевый.

Пищей,товарищем.

ё

Расчёска,жёлтый,шёпот.

Сгущённый,толчёный.

Печёт,бережёт.




- Итак, с каким правилом мы сегодня познакомились?

- А какие правила мы повторили?

- Что-то сложное заметили для себя в этой теме?

- Что узнали нового?

Домашнее задание.

- Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание:

упражнение №267 , выучить все правила, которые звучали сегодня на уроке.