Задание по русскому языку (дистанционное обучение) в 7 классе
на 23.01.23 г.
Тема: «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».
- Напишем небольшой словарный диктант. Записываем в тетрадях, пожалуйста:
(Ни)где не был, (не)охотно говорил, пишет (не)брежно, восторже(-н,-нн)о улыбаться, беше(-н,-нн)о налетевший, огорченно п…смотрела, буйно разраста(-т,-ть)ся, слушать рассея(-н,-нн)о, н…где нарисовать, поступить обдума(-н,-нн)о.
- Сегодня у нас новая тема. Я думаю, что для вас она будет несложной, так как с подобным правилом вы уже встречались и не раз.
- А любите ли вы отгадывать загадки?Предлагаю нам прямо сейчас этим и заняться. Записываем в тетради только номер загадки и ответ.
1.Костяная спинка,
Жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит
Нам усердно служит.
2.По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор,
А зовут меня ………….
3.Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
4.Зубастая пила
В лес густой с утра пошла
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.
5.В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
6.Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок,
Музыканта звать…
7.На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке-
Породы ежовой.
8.Вкус его, как у конфет,
Но у него начинки нет,
В фольге он плиткою лежит.
На что сластена так глядит?
9.У иголочки шажок
Называется …
10.Горбат, не носит одежонок,
Живет в пустыне…
А что объединяет все эти слова? Как вы думаете? (буквы О и Е после шипящих)
- Хорошо. Давайте вспомним правила, когда мы будем писать букву О после шипящих в корне слова? А когда Е(Ё)? Например? ( В корне слова после шипящих под ударением пишется ё (хотя произносится о ), если при изменении слова отчётливо слышится е :
чёрный – чернеть, пшёнка – пшено, расчёска – чесать.
После шипящих в корне слова под ударением и без ударения пишется
буква о, если нельзя проверить однокоренным словом с е:
крыжовник, шорох, шорты, трущоба, обжора,
капюшон, шов, чащоба, трещотка, шок, шомпол (под ударением);
шоколад, шофёр, жокей, шоссе, жонглёр
и др. (без ударения).
Таких слов немного, их обычно запоминают как словарные слова).
- А в окончаниях существительных и прилагательных? Примеры? (под ударением о, без ударения е: врачом, товарищем; большого, хорошего)
- И в суффиксах существительных? Примеры? (под ударением о, без ударения е: снежок, горошек)
- А в суффиксах прилагательных? Примеры? (под ударением о, без ударения е: ежовый, вещевой, парчовый)
- Хорошо, молодцы. Мы повторили с вами правописание букв О и Е после шипящих в разных частях слова, а тема нашего урока следующая: «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».
- Итак, давайте откроем учебник на странице 109 и прочитаем правило внизу страницы. Обратимся также к материалу видеоурока https://resh.edu.ru/subject/lesson/2637/main/
-Итак, рассмотрим алгоритм применения данного правила.
1.На что мы обращаем внимание? На конце наречия – шипящий.
2.Определяем позицию гласного, находящегося после шипящего: ударный – безударный.
3.Вспоминаем правило: под ударением – О, без ударения - Е
Работа по учебнику
- Я думаю, что трудностей здесь никаких возникнуть не должно, поэтому выполняем упражнение №265. Записываем слово, шипящий подчёркиваем двумя чертами, обозначаем ударение, выделяем суффикс, а букву О или Е подчёркиваем одной чертой.
- Не очень сложная тема?
- Молодцы ! Перед вами 5 групп слов, в каждой из которых есть лишнее слово. Найдите его и запишите. Из каждой группы выпишите только одно лишнее слово.
1. Убаюкивающ… , блестящ… , горяч…
2. Общ… , волнующ… , вызывающ…
3. Вещ...вой , кумач…вый , холщ…вый
4. Хорош… , свеж... , певуч…
5. Ещ… , потрясающ… , тягуч…
-Какие слова лишние?Какое правило использовали?
-Вернемся к работе с учебником.Обращаем внимание на упражнение 266. Вместе с вами заполним таблицу и запишем в тетрадь.
Гласная буква после шипящей | Часть слова |
корень | суффикс | окончание |
о | Шоссе,шорох,шоколад. | Девчонка,ручонка,кумачовый. | Свечой,врачом. |
е | Шептать,шелест,жезл. | Реченька,плюшевый. | Пищей,товарищем. |
ё | Расчёска,жёлтый,шёпот. | Сгущённый,толчёный. | Печёт,бережёт. |
- Итак, с каким правилом мы сегодня познакомились?
- А какие правила мы повторили?
- Что-то сложное заметили для себя в этой теме?
- Что узнали нового?
Домашнее задание.
- Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание:
упражнение №267 , выучить все правила, которые звучали сегодня на уроке.