ТЕМА: БУКВЫ Ы, И ПОСЛЕ ПРЕФИКСОВ.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: изучение правописания существительных с суффиксом – чик- // - щик -;
Задачи:
образовательные:
научить грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;
формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;
обогащать словарный запас учащихся;
развивающие:
развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму;
содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
воспитательные:
воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Формируемые УУД:
Личностные:
устойчивый познавательный интерес к русскому языку;
стремление к речевому самосовершенствованию.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение;
осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.
Познавательные:
владение различными видами аудирования;
поиск и выделение необходимой информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
смысловое чтение;
извлечение необходимой информации из текста;
преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать.
Регулятивные:
планирование самостоятельного выполнения заданий;
выбор темпа работы;
умение действовать самостоятельно.
Планируемые результаты:
Предметные:
применять способ действия для правильного написания суффиксов – чик – и – щик -;
избегать ошибок в написании существительных с суффиксом – чик – и – щик;
производить морфемный, морфологический, синтаксический, словообразовательный разборы.
Метапредметные:
проводить наблюдение под руководством учителя;
осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
сравнивать, делать вывод;
Личностные:
ХОД УРОКА
1. Повторение.
1) Устный опрос.
- Составьте связный рассказ о правописании суффикса –чик- и –щик-.
2) Проверка домашнего задания.
Словарный диктант (учебник стр. 108).
3) Цифровой диктант. Если в корне пишется А, ставим цифру 1, если О – цифру 2.
Прил…гать усилия.
Сл…жить вещи.
Отл…жить празднование.
Возл…гать надежды.
Предл…жить блины.
Безотл…гательное дело.
К…снуться чуда.
Радостное предпол…жение.
К…саться рукой.
Точки соприк…сновения.
Не к…саются влаги.
Распол…жить у костра.
Ключ: 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2
4)Выборочный диктант
1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,
2 вариант -с буквой О в корне слова.
1. Солнце к…снулось края степи.
2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.
3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.
4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.
2. Мотивация.
Наблюдение над материалом.
Подберите к слову ИГРАТЬ однокоренные слова, образованные с помощью префиксов. Учитель записывает их на доске.
ИГРАТЬ – ВЫИГРАТЬ, ПОДЫГРАТЬ, СЫГРАТЬ, ПОИГРАТЬ и другие.
- Выделите префиксы, корень.
- Какое явление вы наблюдаете? В какой части слова происходит чередование?
Объявление темы и цели урока.
3. Работа над темой.
- Обратите внимание на префиксы. Какой звук будет влиять на чередование? (гласный или согласный?)
- Сформулируйте правило. Прочитайте правило в учебнике (стр.108).
Что нового мы узнали? (отметить префиксы-исключения).
- Рассмотрите схему. Как в схеме отражена данная орфограмма? На что необходимо обращать внимание при написании слов на данное правило?
С - + И͡… = С Ы͡…
Искл .: МЕЖ -, СВЕРХ - и иноязычные приставки
- Запишите схему в тетрадь.
4. Закрепление материала.
1) Задание: запишите словосочетания под диктовку.
Подытожить работу, безымянный герой, назвать поименно, предыдущий параграф, межиздательское соглашение, безысходная тоска, сверхизысканные манеры, рассказать предысторию, доиюньские события
2) Задание: найдите лишнее слово, объясните свой выбор.
- вз…скать, контр…гра, раз…скать, от…граться;
- вз…грать, по…скать, без…тоговый, из…скатель;
- вз…мать, от…скивать, вы…грать, вы…скать.
3) Творческий диктант. Задание: замените данные выражения словом с буквой Ы, И после приставки. - четвертый палец на руке (безымянный); - одержать верх в игре (обыграть); - пассивный, лишенный инициативы (безынициативный); - времена, относящиеся к древнему периоду (доисторические); - найти, обнаружить пропажу (разыскать); - заставить уплатить (взыскать).
4) Работа с текстом. Упр. 243.
5. Итоги урока.
- Как определить написание Ы/И после приставки ?
- Назовите приставки-исключения.
6. Домашнее задание.: 1) выучите правило § 31; 2) выполните упр. 241 или 242 (на выбор).