3.Постановка цели урока и изучение нового материала. | - Кто догадался, о чём сегодня мы будем вести речь? - Обобщать полученные знания нам поможет цветок. Название у этого цветка: Имя существительное - Что такое имя существительное? - Что обозначает имя существительное в широком смысле слова? (конкретные предметы, живые существа, растения, явления природы, свойства, качества, события, географические названия) | Правило об имени существительном. | Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания –К |
4.Обобщение изученного материала | 1. Имена существительные собственные и нарицательные Словарная работа. - Запишите словарные слова. Подчеркните букву, которую надо запомнить, поставьте ударение, рядом с этим существительным допишите имена собственные. Город Корова Собака Сорока (Проверка). К какому правилу относятся эти слова? - Кто все сделал правильно – поставьте + Работа с карточками: Ребята, у которых нарицательные имена существительные станьте в одну сторону, собственные имена существительные в другую. Кто не может определиться? На карточках слова: (З,з)емля, (Р,р)акета, (Ж,ж)учка, (В,в)нучка, (Д,д)он, (М,м)ороз. - Какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными? Это постоянный признак или непостоянный? (лепесток) - Составьте распространенное предложение со словом мороз. (разбор предложения) - Какие члены предложения могут быть выражены именем существительным? (лепесток) 2. Имена существительные одушевленные и неодушевленные На карточках имена существительные. - Прочитайте слова: лисичка, сторона, вода, водолаз, директор, портфель, ручка, ученик, школьник, повар. На какие группы можно разделить эти слова? (одушевленные и неодушевленные) Выпишите одушевленные имена существительные. Проверка. (работа в паре) - Какие имена существительные относятся к одушевленным, а какие к неодушевленным? Проверка (лепесток) 3.Число имени существительного Прочитайте слова Дерево, окунь, страны, деревья, окуни, страна - Что общего у этих слов? - Разделите данные имена сущ. на две группы. Запишите в тетрадь. - Какие имена сущ. вы отнесли к первой группе? - Почему именно эти существительные? (объясняют) - Какие имена сущ. вошли во вторую группу? (Дети отвечают) - Проверяем: - Прочитайте написанные слова парами. - Как в данном случае изменяются имена существительные? - Какая часть слова изменяется? -Выделите окончания. (лепесток) Из данных слов найдите слово, в котором букв больше, а звуков меньше. Фонетический анализ слова окунь | Записывают словарные слова, подчеркивают непроверяемую гласную, ставят ударение, рядом со словами записывают имена собственные. Город Воронеж, корова Зорька, Собака Тузик, сорока Белобока. Получив карточку, учащиеся определяют, в какую группу стать: к нарицательным или собственным именам существительным. Учащиеся составляют распространенное предложение со словом мороз. Один ученик с объяснением у доски. Остальные в тетрадях. Синтаксический разбор предложения. Выписывают одушевленные имена существительные : лисичка, водолаз, директор Рассказывают правило. ед. ч. мн. ч. Дерево деревья Окунь окуни Страна страны Вывод. При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание. Изменение имен существительных по числам – это грамматический признак имени существительного. -Имена существительные изменяются по числам. -Окончание. Фонетический анализ слова окунь | Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия –Р Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи -П Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве друг с другом и с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную -Р У обучающегося будут сформированы: - оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей -Л |
| Наблюдение над изменением имён сущ. по числам Игра «Наоборот» - Измените форму числа имен существительных: Школа - …, вёдра - …, сапог - …, воробей - …, поле - …, шапка - …, учитель -…, ножницы-…, мальчики, сахар, духи. - Помогите мальчику разложить инструменты: в первый ящик имена существительные, называющие предмет, который можно поставить только в форму множественного числа, во второй – и единственного и множественного числа. - Понаблюдайте за словами, определите форму имен существительных. (слайд) Брюки, кудри, белье, сахар, детвора, сани, макароны, масло, сливки, жалость, духи, кино. Когда в практике мы применяем изменение формы существительных по числам? Поработаем с учебником. С.23 упражнение 36 Составьте из слов предложения, изменяя где нужно, число имен существительных. | Устно меняют форму числа имен существительных Учащиеся делают вывод: есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа (брюки, макароны и др.), есть имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа (молоко, сахар, сметана, кино, масло и др) Учащиеся устно делят слова на две группы: имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа и только в форме единственного числа. Выступление двух учащихся: -Изменение имен существительных по числам – это один из способов проверки гласной в корне: Коренья-корень, дворы – двор, река – реки, зима – зимы, доска – доски. - Изменение имен существительных по числам – это один из способов проверки написания парной согласной: Дуб – дубы, зуб – зубы, город – города, тетрадь - тетради Работа с предложениями: составление из слов предложения, изменяя где нужно, число имен существительных. | |
6. Рефлексивный этап. | - Обратимся к формуле урока: чтобы быть успешным, надо быть старательным, внимательным, сообразительным. Посмотрим кто на уроке был успешен. -Что у вас получилось, а что вызвало затруднения? Посчитайте, сколько плюсов в вашей тетради на полях? Поставьте себе оценку. - С какой частью речи работали на уроке? - Что нового узнали? - Что получилось легко? - В какие моменты урока вы испытывали трудности? -Ребята, считаете ли вы, то что, мы сегодня учили на уроке, вам пригодится в жизни? Домашнее задание: Упр. 37 стр. 23 Всем спасибо за работу. | Считают успешные задания, обращают внимание на ошибки, оценивают свою работу за урок. Запись задания в дневник. | |