Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | 1. Приветствие учащихся. 2. Зарядка. 3. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя, выполняют зарядку, проверяют рабочее место. |
2. Вычленение звука из целого слова | - Отгадайте загадку: На мне колючие иголки, Но я не пихта и не ёлка. Стройна, прекрасна, зелена Весь год красавица ... СЛАЙД -Произнесем хором слово «сосна». - Подумайте, какой звук первый? Еще раз произнесем хором слово «сосна». - Звук [с] – гласный или согласный? - Почему? - Каким цветом карточки изобразим на схеме? - Почему? Если затрудняются, показывают зеленую карточку, можно оставить как проблемный вопрос. | - Сосна. Произносят хором. Произносят хором. - Звук [с] - Согласный. - При произнесении этого звука встречается преграда во рту, он не тянется и не поется. Показывают карточку синего цвета. - Согласный твердый на схеме изображается синим цветом. |
3. Звуковой анализ слова | - Составим схему всего слова. - Сколько слогов в слове «сосна»? - Покажем это на схеме. - Сколько всего звуков в слове? - Какие звуки согласные? Сколько их? - Какие звуки гласные? Сколько их? - Сколько твердых звуков? Какие это звуки? Как определили, что они твердые? - Есть ли здесь мягкие звуки? СЛАЙД На слайде картинка «сосны» - Что изменилось? - Сколько было сосен сначала? - Была одна сосна, а стало… - В слове стало звуков больше или меньше? | Чертят на доске схему слова. - Два слога. Делят слово на слоги. - Пять звуков. - [с], [н] – 3 звука - [о], [а] – 2 звука - 3 звука, [c]/ [н]. - Нет. - Сосен стало больше. - Одна. - Много. - Количество звуков не изменилось. |
4. Соотнесение звука с буквой | СЛАЙД На слайде картинка «синица» - Что за птица изображена? - Как определили, что это синица? - Произнесите хором «синица» - Какой звук слышим первый? - Какой он: мягкий или твердый? - Как определили? - Итак, два новых звука [с] и [с`]. СЛАЙД На письме обозначим буквой С. | - Синица. - Желтое брюшко. Произносят хором. - [с`] - Мягкий. - Рот раскрылся в улыбке. |
5. Печатание буквы | - Посмотрите, как выглядит буква С.- большая и маленькая. - На что похожа эта буква? - Из скольких элементов состоит буква С? - Как называется этот элемент? - Напечатайте букву С - большую и маленькую. | - На месяц - Из одного элемента. - Полуовал. Выполняют задание. |
6. Чтение слоговых таблиц | СЛАЙД На доске слоги: си, се, са. - Послушайте внимательно, сейчас я прочитаю слоги. - Прочитаем все вместе. - Прочитайте только те слоги, в которых первый звук твердый. - Почему он звучит твердо? - Какие звуки смягчают первый звук? - Прочитаем этот слог. - Прочитаем слоги сверху вниз/снизу вверх. - Теперь прочитаем хором только первый ряд/второй ряд/третий ряд. - Теперь прочитают только мальчики, затем девочки. | Слушают. Читают хором. - са, со. - После согласного с стоят гласные, которые обозначают твердость согласного звука. - Он один, это звук [и]. Читают слог «си». Читают слоги. Читают поочередно. Сначала читают мальчики, потом девочки. |
7 Развитие речи | - Я буду вам называть слоги, ваша задача дополнить слог так, чтобы получилось слово. СА .. СО Игра с мячом - Кидаю мяч, называю звук, а вы возвращаете мне слоги. | - ША, ДИК… - М, БАКА… |
7. Чтение столбиков слов (+грамматика, орфографическая пропедевтика) | - Мы научились читать слог-слияние, теперь надо научиться искать их в словах. Работа на листочке. - Сколько всего слов? - Прочитаем по слогам слово сосна. - Какая буква стоит первой? (С) - Какой звук дает буква с? [c] - Произнесем хором. - Прочитаем все слово. - Назовите слог-слияние. Подчеркните или обведите в кружочек. Аналогично со словом «синица». | Слоговое чтение: сосна, синица. Выделяют слог-слияние в кружочек или подчеркивают. |
8. Чтение текста | Работа с учебником. - Сейчас я вам прочитаю стихотворение, вы внимательно его послушаете и затем ответите на вопрос «Какие слова со звуком [c] или [с`] услышали и запомнили?» Работа с содержанием текста. | Слушают стихотворение, называют слова с изученными звуками, которые запомнили. |
10. Итог урока | - С какой буквой познакомились? Какие звуки дает эта буква? Что можете рассказать про эти звуки? | |