Мои уроки Конспект урока чтения 6 класс
Тема урока: В. Бианки «Январь»
Цель: продолжить знакомство с творчеством В. Бианки, познакомить с новым произведением «Январь».
Задачи:
I Образовательные :
- формировать навыки правильного, осознанного, беглого чтения;
- формировать умение анализировать текст, особое внимание обратить на образные слова и выражения;
II. Коррекционные:
- корригировать познавательную деятельность: мышления (на основе анализа и синтеза, обобщенных представлений, оценочных суждений и умозаключений), воображения;
- корригировать память на основе упражнений на припоминание, воспроизведение,
- корригировать связную устную речь на основе упражнений в ответах на вопросы, выразительном чтении, работы с народными приметами.
III. Воспитательные:
- воспитание чувства любви к природе, желания её беречь и охранять.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование:
- Чтение 6 класс. Учебник для) общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы-составители И.М. Бгажнокова, ЕС. Погостина. Москва, «Просвещение», 2017;
- презентация, ноутбук, экран, проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока
Сообщение темы урока.
– Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы назовёте, отгадав загадку.
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой.)
– Я вас приглашаю в гости к Зиме.
– Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
– Отгадайте, какой месяц нас сегодня встречает:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Ш. Изучение нового материла.
1.Вступительная беседа.
1. Вступительное слово учителя.
– Январь – второй зимний месяц – назывался на Руси «просинцем», потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря в небе появлялись «проталины» – островки синего неба. Но славился январь и метелями, морозами. Именно поэтому русские именовали его «сеченем», чехи и словаки – «леднем», сербы – «зимцем» и «прозимцем». Кроме того, на Руси январь называли Василь-месяцем в честь святого Василия Великого, день которого приходился на 1 января. В русских пословицах январь славится как «году начало, зиме середина». Говорили, что в январе день прибавляется уже на два часа (после дня зимнего солнцестояния, 22 декабря, начинается поворот к лету).
А про какие месяцы мы уже читали рассказы?
-Кто автор этих произведений? В. Бианки
Вспомните, пожалуйста, что вы знаете о Виталии Бианки? (любил лес и охоту, ему подарили в 13 лет охотничье ружьё, писал о лесе и лесных жителях.)
Виталий Валентинович Бианки родился 30 января 1894 года в семье известного биолога. С раннего детства он вместе с отцом наблюдал за природой, изучал её, учился раскрывать её тайны.
Ребята. Давайте вместе вспомним какой была погода в декабре?
Вы знаете, что не каждый год в один и тот же месяц погода одинаковая. В один год января морозный, снежный, а в другой не очень. Но все равно у каждого месяца есть свои приметы, которые должны происходить именно в этот месяц. С изменениями, происходящими в природе в январе, мы познакомимся, прочитав текст.
Речевая разминка.
- Прежде чем мы начнем работать по теме, проведем речевую разминку.
Ля - лю - ля – побелела вся земля.
Ми -му- ма - это к нам пришла зима.
Ям – юл – оз – не пугай детей, мороз!
Оя – ри – рю – рады дети январю!
- Прочитайте про себя, хором.
2. Найдите имена существительные.
3. Прочитаем выделяя эти слова.(Читают.)
4. Прочитайте быстро
5. Прочитайте медленно.
- Мы провели речевую разминку и можем начинать работать.
(Упражнение на правильное произношение звуков, отработку дикции, подготовка артикуляционного аппарата к работе. Речевая гимнастика проводится в начале урока в течение 2- 3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.)
Ш. Изучение нового материла
Работа над новым материалом
1. Первичное восприятие текста.
- Сейчас мы познакомимся с рассказом В. Бианки «Январь»
- Ребята, в тексте нам встретятся такие слова и выражения, как вы их понимает?
Мёртвый сон
Убежище
Заячий скок
Чтение рассказа учителем.
Послушайте и ответьте на вопрос -О чем рассказ?
Самостоятельное чтение
Читаете, отмечаете карандашиком непонятные слова и выражения
Физминутка
На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами)
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
Чтение рассказа «Январь». Цепочкой
Анализ содержания рассказа по вопросам
- Что происходит в природе в январе
- Почему кажется, что природа спит? (Подтвердите словами из текста)
- Как зимой сохраняют свои силы растения? (Прочитайте об этом)
-Как вы понимаете выражения:
Солнце на лето
(21 декабря. После него день будет постепенно прибавляться, а ночь - сокращаться. Что, однако, вовсе не означает, что солнце будет припекать сильнее. Все морозы еще впереди.)
Зима на мороз
(Январь считается самым холодным месяцем зимы, 7 января – Рождественские морозы,19 января начинаются Крещенские морозы)
День прибавился на заячий скок
(На малое количество, совсем ненамного, на самую малость. Ненамного — всего на заячий скок прибавился день после Нового года. 21 декабря. После него день будет постепенно прибавляться, а ночь - сокращаться )
Работа в группах. Найти и прочитать приметы.
Найдите и прочитайте приметы. Объясните, как вы ее понимаете.
Январь - году начало, зиме серёдка.
Декабрь, январь, февраль.
На Новый год день прибавился на заячий скок.
Долгота дня 23 декабря – 7 ч 08 мин
Долгота дня 1 января – 7 ч 14 мин
- Как зимуют животные?
-А птицы?
- Что птицам страшнее, холод или голод?
Учитель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Небогаты их корма – горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну
А какое диво происходит в зимнем лесу? (Подтвердите словами из текста)
Рождаются медвежата.
Все помнят, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы? Вот сейчас мы проверим это. Я предлагаю вам разгадать загадки о зимних явлениях природы.
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь…
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!
(Cнег.)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.
(Мороз.)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела
Стала улица бела!
(Метель.)
Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней.)
Продолжите шуточное стихотворение Валентина Берестова.
Не идётся и не едется,
Потому что … (гололедица).
Но зато прекрасно падается…
Почему никто не радуется?!
– Итак, ребята, давайте ещё раз перечислим явления природы, которые происходят зимой. (Снегопад, мороз, иней, метель, гололедица.)
3. Игра на внимание «Хлопки».
– Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы. Итак, я перечисляю: листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.
Молодцы!
Ну, что ж, теперь вам, ребята, известно, что же происходит в природе в январе.
Ну, что ж, теперь вам, ребята, известно, что же происходит в природе в январе.
Словесное рисование.
Зима — это славная пора и ее любили не только поэты, но и художники.
- Если бы вы были художниками, чтобы вы нарисовали, прочитав этот рассказ В. Бианки «Январь»?
8.Работа с картинами
Итог урока
Чему учились на уроке?
Что нового узнали?
Домашнее задание. Читать стр.90 Подобрать и выучить пословицу про зиму.
VI.Оценки за урок.
VII. Рефлексия настроения.