СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения и развития речи 6 класс Тема урока: В. Бианки «Январь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения и развития речи 6 класс Тема урока: В. Бианки «Январь»»

Мои уроки Конспект урока чтения 6 класс


Тема урока: В. Бианки «Январь»

Цель: продолжить знакомство с творчеством В. Бианки, познакомить с новым произведением «Январь».

Задачи:

I Образовательные :

- формировать навыки правильного, осознанного, беглого чтения;

- формировать умение анализировать текст, особое внимание обратить на образные слова и выражения;

II. Коррекционные:

- корригировать познавательную деятельность: мышления (на основе анализа и синтеза, обобщенных представлений, оценочных суждений и умозаключений), воображения;

- корригировать память на основе упражнений на припоминание, воспроизведение,

- корригировать связную устную речь на основе упражнений в ответах на вопросы, выразительном чтении, работы с народными приметами.

III. Воспитательные:

- воспитание чувства любви к природе, желания её беречь и охранять.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование:

- Чтение 6 класс. Учебник для) общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы-составители И.М. Бгажнокова, ЕС. Погостина. Москва, «Просвещение», 2017;

- презентация, ноутбук, экран, проектор.

Ход урока.



1.Организационный момент.

- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока

Сообщение темы урока.

– Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы назовёте, отгадав загадку.

Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зимой.)

– Я вас приглашаю в гости к Зиме.

– Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

– Отгадайте, какой месяц нас сегодня встречает:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Ш. Изучение нового материла.

1.Вступительная беседа.

1. Вступительное слово учителя.

– Январь – второй зимний месяц – назывался на Руси «просинцем», потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря в небе появлялись «проталины» – островки синего неба. Но славился январь и метелями, морозами. Именно поэтому русские именовали его «сеченем», чехи и словаки – «леднем», сербы – «зимцем» и «прозимцем». Кроме того, на Руси январь называли Василь-месяцем в честь святого Василия Великого, день которого приходился на 1 января. В русских пословицах январь славится как «году начало, зиме середина». Говорили, что в январе день прибавляется уже на два часа (после дня зимнего солнцестояния, 22 декабря, начинается поворот к лету).

А про какие месяцы мы уже читали рассказы?

-Кто автор этих произведений? В. Бианки

Вспомните, пожалуйста, что вы знаете о Виталии Бианки? (любил лес и охоту, ему подарили в 13 лет охотничье ружьё, писал о лесе и лесных жителях.)

Виталий Валентинович Бианки родился 30 января 1894 года в семье известного биолога. С раннего детства он вместе с отцом наблюдал за природой, изучал её, учился раскрывать её тайны.

Ребята. Давайте вместе вспомним какой была погода в декабре?

Вы знаете, что не каждый год в один и тот же месяц погода одинаковая. В один год января морозный, снежный, а в другой не очень. Но все равно у каждого месяца есть свои приметы, которые должны происходить именно в этот месяц. С изменениями, происходящими в природе в январе, мы познакомимся, прочитав текст.

Речевая разминка.

- Прежде чем мы начнем работать по теме, проведем речевую разминку.

Ля - лю - ля – побелела вся земля.

Ми -му- ма - это к нам пришла зима.

Ям – юл – оз – не пугай детей, мороз!

Оя – ри – рю – рады дети январю!


- Прочитайте про себя, хором.

2. Найдите имена существительные.

3. Прочитаем выделяя эти слова.(Читают.)

4. Прочитайте быстро

5. Прочитайте медленно.

- Мы провели речевую разминку и можем начинать работать.

(Упражнение на правильное произношение звуков, отработку дикции, подготовка артикуляционного аппарата к работе. Речевая гимнастика проводится в начале урока в течение 2- 3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.)

Ш. Изучение нового материла

Работа над новым материалом

1. Первичное восприятие текста.

- Сейчас мы познакомимся с рассказом В. Бианки «Январь»

- Ребята, в тексте нам встретятся такие слова и выражения, как вы их понимает?

Мёртвый сон

Убежище

Заячий скок

Чтение рассказа учителем.

Послушайте и ответьте на вопрос -О чем рассказ?

Самостоятельное чтение

Читаете, отмечаете карандашиком непонятные слова и выражения

Физминутка

На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами)

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

Чтение рассказа «Январь». Цепочкой

Анализ содержания рассказа по вопросам

- Что происходит в природе в январе

- Почему кажется, что природа спит? (Подтвердите словами из текста)

- Как зимой сохраняют свои силы растения? (Прочитайте об этом)

-Как вы понимаете выражения:

Солнце на лето

(21 декабря. После него день будет постепенно прибавляться, а ночь - сокращаться. Что, однако, вовсе не означает, что солнце будет припекать сильнее. Все морозы еще впереди.)

Зима на мороз

(Январь считается самым холодным месяцем зимы, 7 января – Рождественские морозы,19 января начинаются Крещенские морозы)

День прибавился на заячий скок

(На малое количество, совсем ненамного, на самую малостьНенамного — всего на заячий скок прибавился день после Нового года. 21 декабря. После него день будет постепенно прибавляться, а ночь - сокращаться )

Работа в группах. Найти и прочитать приметы.

Найдите и прочитайте приметы. Объясните, как вы ее понимаете.

Январь - году начало, зиме серёдка.

Декабрь, январь, февраль.

На Новый год день прибавился на заячий скок.

Долгота дня 23 декабря – 7 ч 08 мин

Долгота дня 1 января – 7 ч 14 мин


- Как зимуют животные?

-А птицы?

- Что птицам страшнее, холод или голод?

Учитель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Небогаты их корма – горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну

А какое диво происходит в зимнем лесу? (Подтвердите словами из текста)

Рождаются медвежата.

Все помнят, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы? Вот сейчас мы проверим это. Я предлагаю вам разгадать загадки о зимних явлениях природы.

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он и белый, и мохнатый,

И пушистый, как медведь…

Раскидай его лопатой,

Назови его, ответь!

(Cнег.)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады.

(Мороз.)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела

Стала улица бела!

(Метель.)

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(Иней.)

Продолжите шуточное стихотворение Валентина Берестова.

Не идётся и не едется,

Потому что … (гололедица).

Но зато прекрасно падается…

Почему никто не радуется?!

– Итак, ребята, давайте ещё раз перечислим явления природы, которые происходят зимой. (Снегопад, мороз, иней, метель, гололедица.)

3. Игра на внимание «Хлопки».

– Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы. Итак, я перечисляю: листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.

Молодцы!

Ну, что ж, теперь вам, ребята, известно, что же происходит в природе в январе.

Ну, что ж, теперь вам, ребята, известно, что же происходит в природе в январе.

Словесное рисование.

Зима — это славная пора и ее любили не только поэты, но и художники.

- Если бы вы были художниками, чтобы вы нарисовали, прочитав этот рассказ В. Бианки «Январь»?

8.Работа с картинами

Итог урока

Чему учились на уроке?

Что нового узнали?

Домашнее задание. Читать стр.90 Подобрать и выучить пословицу про зиму.

VI.Оценки за урок.

VII. Рефлексия настроения.