А где можно посмотреть, что называют почвой? (в учебнике) Откройте учебники на странице 64. Рассмотрите рисунок, прочитайте определение. Запишите его в памятку. Какое же её главное свойство? (плодородие) Вы были когда-нибудь в лаборатории? (ответы детей) Там работают учёные-исследователи. Они проводят опыты. У нас сегодня выдалась такая счастливая возможность, представить себя в роли учёных. Мы сейчас проведём несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и почему она плодородна. Уберите свои учебники на край парты, оставьте только карандаш или ручку, памятку. Начнем проводить эксперименты на выявление состава почвы. Только для начала давайте вспомним чего нельзя делать во время лабораторной работы? (нельзя проводить опыты без присмотра учителя, трогать оборудование без разрешения, и тд.) Состав почвы. Опыт № 1 Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели? (из почвы идут пузырьки) Какой вывод можно сделать? (в почве есть кислород) Примечание: Если дети не могут сами сделать вывод, прочитать текст учебника на с.65 (бросим комочек сухой почвы в воду. Видим. Что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух) Обязательно после опыта и вывода проверяем себя по учебнику, прежде чем сделать запись в тетради. Опыт №2 Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?/смотрят видео Какой вывод можно сделать? (в почве есть вода) Примечание: Если дети не могут сами сделать вывод, прочитать текст учебника на с.65 Опыт № 3 Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать? (в почве есть перегной) Примечание: Если дети не могут сами сделать вывод, прочитать текст учебника на с.65 Опыт № 4(прокалить и высыпать в воду заранее) Прокалённую почву насыплем в стакан с водой. Что вы видите? Какой вывод можно сделать? (в почве есть глина и песок) Примечание: Если дети не могут сами сделать вывод, прочитать текст учебника на с.65 Опыт № 5 Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Что произошло? Какой вывод мы с вами должны сделать? (в почве есть минеральные соли) Примечание: Если дети не могут сами сделать вывод, прочитать текст учебника на с.65 |