СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Что такое справедливость?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для урока "Азбука нравственности" в 3 классе по программе "Школа России".

Автор учебника - Козлов Э.П.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Что такое справедливость?"»

Тема: «Что такое справедливость?»

  1. Характеристика темы воспитательного мероприятия:

Программа «Азбука нравственности» изучается в классе 3-й год, тема «Что такое справедливость?» является 1-ым занятием в разделе «Базовые моральные представления».

  1. Система целей:

Общая дидактическая цель: создание условий для формирования у обучающихся представлений о справедливости, как категории этики, регулирующей нравственное поведение.

Триединая дидактическая цель:

Воспитательный аспект – воспитание нравственного отношения к окружающей действительности, явлениям, культуре, общественной жизни. Воспитание культуры пространственного мышления. Воспитание культуры конструктивного мышления. Воспитание культуры речи.

Развивающий аспект – развитие умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, строить доказательства, обобщать, выдвигать гипотезы, переносить знания в новую ситуацию, развить аналитико-синтетические процессы мышления, развивать творческое воображение.

Образовательный аспект – формирование новых фактов, введение новых понятий, категорий, изучение новых явлений.

  1. Технологии: проблемного обучения.

  2. Форма проведения мероприятия: беседа.

  3. Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективная, общеклассная.

  4. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

  5. Планируемый результат: формирование представлений обучающихся о справедливости, как категории этики, регулирующей нравственное поведение.

  6. Оборудование и материалы: буквы в конвертах, притча «Справедливость», рассказ Н.Носова «Фантазёры», цветок справедливости (заготовка).



Ход урока

1. Организационный момент.


2. Изучение нового материала.

Мотивация

– У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока. (Справедливость)


Актуализация опорных знаний

- Кто может припомнить случай, когда с вами обошлись несправедливо?

- А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к кому-либо?


Постановка проблемной задачи

- Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

(Дети формулируют цель: выяснить, что такое «справедливость» и какого человека можно назвать справедливым)


Совместное открытие новых знаний

Работа с понятием «справедливость».

(Используется приём «Корзина идей».)

- Напишите все, что вы знаете о справедливости.

(Каждый ученик работает самостоятельно.)

На доске вопросы:

1. Что такое справедливость?

2. Какого человека можно назвать справедливым?


- Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения.

Учитель записывает на доску всю информацию, которая звучит от детей, даже ошибочную.


Работа со словарём.

- Что такое справедливость?

(Справедливость - моральное правило, регулирующее отношения между людьми, совершение действия в соответствии с истиной, законом)


- По каким признакам можно судить о справедливости?

Признаки справедливости:

  • соразмерность - оценка по заслугам,

  • уравнивание - «равное за равное».


- Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым?

Моральные правила:

  • соблюдение прав других людей;

  • непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия);

  • борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть;

  • признание правоты других людей;

  • стремление найти решение, которое могло бы устроить всех


Работа с учебником «Азбука нравственности 3 класс» под ред. Э.П.Козлова.

  • Чтение высказываний мыслителей стр.85

    1. Как справедливость может сделать человека счастливым?

    2. Как нужно приносить обществу пользу?


  • Чтение индийской сказки «Хитрый шакал» стр.85

    1. Почему крестьянин освободил тигра?

    2. Как тигр хотел отблагодарить человека?

    3. Какое качество проявил шакал, помогая человеку?

    4. Правильно ли то, что тигр оказался снова в клетке? Поясните свой ответ.

    5. Как ты думаешь, что такое справедливость?


  • Чтение корейской сказки «Материнская любовь» стр.89

    1. Почему у мамы получались хлебцы лучше, чем у её сына?

    2. Почему мама не показывала сыну, при их первой встрече, как она по нему соскучилась?

    3. В чём же заключается материнская любовь?

    4. Каких результатов добилась мать от сына?


Обсуждение литературного произведения.

Притча «Справедливость»

- Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
- Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.

- Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.

- Успокойтесь, друзья! - сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.

- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?

При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пёс присел на задние лапы.

- Справедливость, - продолжала сова, - это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.

Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчёлы бережно носят её на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, её ждёт неминуемая кара.

В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни.


- В чём может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).

- А что значит быть справедливым?


Работа над рассказом Н.Носова «Фантазёры».

1) Чтение рассказа по ролям.

(если времени мало, достаточно припомнить основные моменты рассказа)

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.

- Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка.

- Девяносто пять. А тебе?

- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь – море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.

- Врёшь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шёл без головы?

- Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла.

«Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

- Ну, это что! – сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

- Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка.

- Вовсе нет.

- Почему же ты теперь живой?

- Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит:

- Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

- Знаю, знаю! – закричал Стасик. – Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

- Ничего подобного. Я не про это.

- Ну ладно. Ври дальше.

- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку.

- Ха-ха-ха! Вот это враки!

- А вот и не враки!

- Как же ты мог раздавить автобус?

- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.

- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. – А я раз на Луну летал.

- Эва, куда махнул! – засмеялся Мишутка.

- Не веришь? Честное слово!

- На чём же ты летал?

- На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!

- Что же ты там на Луне видел?

- Ну, что…- засмеялся Стасик. – Что я там видел? Ничего не видел.

- Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. – А говорит, на Луну летал!

- Конечно, летал.

- Почему же ничего не видел?

- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю…ну и проснулся…

- А-а, - протянул Мишутка. – Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты – во сне.

Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

- Вот врут-то! И вам не стыдно?

- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

- Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!

- А ты думаешь, легко выдумывать!

- Чего проще!

- Ну, выдумай что-нибудь.

- Сейчас…- сказал Игорь.- Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

- Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э… гм… кхм…э-э-э

- Ну, что ты всё «э» да «э»!

- Сейчас! Дайте подумать.

- Ну, думай, думай!

- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо.- Сейчас, сейчас…э-э-э…

- Ну чего же ты выдумываешь? Говорил – чего проще!

- Сейчас…Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

- Ну и что же ты тут выдумал? – спросил Стасик.

- Ничего. Как было, так и рассказал.

- А говорил – выдумывать мастер!

- Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

- Какая польза?

- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! – сказал Мишутка.

- А тебе что?

- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется…Брехун! Вот!

- Сами вы брехуны!

- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

- Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.

Продавщица дала им мороженое на палочке.

- Пойдём домой, говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.

- Пойдём.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.

- Ты чего ревела? – спрашивает Мишутка.

- Меня мама гулять не пускала.

- За что?

- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался.


2) Обсуждение ситуации в рассказе.

- Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.

- Справедливо ли мама наказала Иринку?

- Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?


3. Физкультминутка.


4. Закрепление и применение новых знаний.

Работа по группам.

Дети объединяются в группы для обсуждения ситуаций.


Ситуация 1. «Игра»

Сестра говорит:

- Я старше, значит, мне надо больше кубиков. Брат ей отвечает:

- Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

- Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?


Ситуация 2. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына:

- Сынок, ты погулял с Дружком?

Сын ей отвечает: - Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. - Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: - Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

  • Оцените поступок мальчика.

  • Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А.Барто «Я лишний»?


5. Подведение итогов.

– Каких целей урока мы достигли?

– Что мы узнали на уроке?

– Чему научились?


Домашнее задание

Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. Объясните почему?

6. Рефлексия.

Задание «Цветок справедливости» (на лепестках цветка (заготовка) написать свои справедливые поступки).

- Наш урок подходит к концу. Закончите, пожалуйста, фразу:

«Для меня быть справедливым это значит…» (спросить нескольких детей)


7