Тема: «Что такое справедливость?»
Характеристика темы воспитательного мероприятия:
Программа «Азбука нравственности» изучается в классе 3-й год, тема «Что такое справедливость?» является 1-ым занятием в разделе «Базовые моральные представления».
Система целей:
Общая дидактическая цель: создание условий для формирования у обучающихся представлений о справедливости, как категории этики, регулирующей нравственное поведение.
Триединая дидактическая цель:
Воспитательный аспект – воспитание нравственного отношения к окружающей действительности, явлениям, культуре, общественной жизни. Воспитание культуры пространственного мышления. Воспитание культуры конструктивного мышления. Воспитание культуры речи.
Развивающий аспект – развитие умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, строить доказательства, обобщать, выдвигать гипотезы, переносить знания в новую ситуацию, развить аналитико-синтетические процессы мышления, развивать творческое воображение.
Образовательный аспект – формирование новых фактов, введение новых понятий, категорий, изучение новых явлений.
Технологии: проблемного обучения.
Форма проведения мероприятия: беседа.
Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективная, общеклассная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Планируемый результат: формирование представлений обучающихся о справедливости, как категории этики, регулирующей нравственное поведение.
Оборудование и материалы: буквы в конвертах, притча «Справедливость», рассказ Н.Носова «Фантазёры», цветок справедливости (заготовка).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Мотивация
– У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока. (Справедливость)
Актуализация опорных знаний
- Кто может припомнить случай, когда с вами обошлись несправедливо?
- А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к кому-либо?
Постановка проблемной задачи
- Какова же цель нашего сегодняшнего урока?
(Дети формулируют цель: выяснить, что такое «справедливость» и какого человека можно назвать справедливым)
Совместное открытие новых знаний
Работа с понятием «справедливость».
(Используется приём «Корзина идей».)
- Напишите все, что вы знаете о справедливости.
(Каждый ученик работает самостоятельно.)
На доске вопросы:
1. Что такое справедливость?
2. Какого человека можно назвать справедливым?
- Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения.
Учитель записывает на доску всю информацию, которая звучит от детей, даже ошибочную.
Работа со словарём.
- Что такое справедливость?
(Справедливость - моральное правило, регулирующее отношения между людьми, совершение действия в соответствии с истиной, законом)
- По каким признакам можно судить о справедливости?
Признаки справедливости:
- Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым?
Моральные правила:
соблюдение прав других людей;
непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия);
борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть;
признание правоты других людей;
стремление найти решение, которое могло бы устроить всех
Работа с учебником «Азбука нравственности 3 класс» под ред. Э.П.Козлова.
Как справедливость может сделать человека счастливым?
Как нужно приносить обществу пользу?
Почему у мамы получались хлебцы лучше, чем у её сына?
Почему мама не показывала сыну, при их первой встрече, как она по нему соскучилась?
В чём же заключается материнская любовь?
Каких результатов добилась мать от сына?
Обсуждение литературного произведения.
Притча «Справедливость»
- Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
- Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
- Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
- Успокойтесь, друзья! - сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.
- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пёс присел на задние лапы.
- Справедливость, - продолжала сова, - это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчёлы бережно носят её на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, её ждёт неминуемая кара.
В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни.
- В чём может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).
- А что значит быть справедливым?
Работа над рассказом Н.Носова «Фантазёры».
1) Чтение рассказа по ролям.
(если времени мало, достаточно припомнить основные моменты рассказа)
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.
- Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.
- У! А я море мог переплыть!
- Подумаешь – море! Я океан переплывал!
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.
- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.
- Врёшь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шёл без головы?
- Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
«Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
- Ну, это что! – сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
- Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка.
- Вовсе нет.
- Почему же ты теперь живой?
- Так он же меня потом выплюнул.
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит:
- Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…
- Знаю, знаю! – закричал Стасик. – Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
- Ничего подобного. Я не про это.
- Ну ладно. Ври дальше.
- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку.
- Ха-ха-ха! Вот это враки!
- А вот и не враки!
- Как же ты мог раздавить автобус?
- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.
- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. – А я раз на Луну летал.
- Эва, куда махнул! – засмеялся Мишутка.
- Не веришь? Честное слово!
- На чём же ты летал?
- На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!
- Что же ты там на Луне видел?
- Ну, что…- засмеялся Стасик. – Что я там видел? Ничего не видел.
- Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. – А говорит, на Луну летал!
- Конечно, летал.
- Почему же ничего не видел?
- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю…ну и проснулся…
- А-а, - протянул Мишутка. – Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты – во сне.
Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
- Вот врут-то! И вам не стыдно?
- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
- Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!
- А ты думаешь, легко выдумывать!
- Чего проще!
- Ну, выдумай что-нибудь.
- Сейчас…- сказал Игорь.- Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
- Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э… гм… кхм…э-э-э
- Ну, что ты всё «э» да «э»!
- Сейчас! Дайте подумать.
- Ну, думай, думай!
- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо.- Сейчас, сейчас…э-э-э…
- Ну чего же ты выдумываешь? Говорил – чего проще!
- Сейчас…Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
- Ну и что же ты тут выдумал? – спросил Стасик.
- Ничего. Как было, так и рассказал.
- А говорил – выдумывать мастер!
- Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.
- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! – сказал Мишутка.
- А тебе что?
- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется…Брехун! Вот!
- Сами вы брехуны!
- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
- Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.
Продавщица дала им мороженое на палочке.
- Пойдём домой, говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.
- Пойдём.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.
- Ты чего ревела? – спрашивает Мишутка.
- Меня мама гулять не пускала.
- За что?
- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался.
2) Обсуждение ситуации в рассказе.
- Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.
- Справедливо ли мама наказала Иринку?
- Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?
3. Физкультминутка.
4. Закрепление и применение новых знаний.
Работа по группам.
Дети объединяются в группы для обсуждения ситуаций.
Ситуация 1. «Игра»
Сестра говорит:
- Я старше, значит, мне надо больше кубиков. Брат ей отвечает:
- Я тоже хочу играть. Поделись со мной.
- Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
Ситуация 2. «Дружок»
Мама пришла с работы и спросила у сына:
- Сынок, ты погулял с Дружком?
Сын ей отвечает: - Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. - Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: - Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!
5. Подведение итогов.
– Каких целей урока мы достигли?
– Что мы узнали на уроке?
– Чему научились?
Домашнее задание
Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. Объясните почему?
6. Рефлексия.
Задание «Цветок справедливости» (на лепестках цветка (заготовка) написать свои справедливые поступки).
- Наш урок подходит к концу. Закончите, пожалуйста, фразу:
«Для меня быть справедливым это значит…» (спросить нескольких детей)
7