Этап мотивации | Создать готовность школьников к восприятию нового материала, возбуждать мыслительную активность. | Словесный (беседа) Словесный (коллективное чтение) Словесный (беседа) Словесный (беседа) | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Владимировна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Улыбка – залог успеха! Повернитесь к своему соседу по парте и подарите ему улыбку. - Ребята, посмотрите на доску и прочитайте высказывание: «Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверят внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!» Евгений Александрович Евтушенко - Как вы понимаете эти строки? - О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.) - К чему призывает автор Евтушенко? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.) - Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе, ко всему живому? - На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем, широкой душой. - Предлагаю, это высказывание сделать девизом нашего урока. | Приветствуют учителя; Анализируют высказывание; Формулируют собственное мнение | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | Формулируют собственную мысль Формулируют собственную мысль | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; осознание роли человека в природе, принятие бережного отношения к природе; |
Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий | Словесный (беседа) Практический («Установи соответствие»») | - Я знакома с творчеством человека, который с любовью относится к природе и ко всему живому – это Н. А. Некрасов. Сам он человек добрый и герои его произведений отличаются тем же. - Вы знакомы с творчеством этого поэта? (Да) - Давайте выполним задание и вспомним, какие произведения написал Н. А. Некрасов. Ваша задача: соотнеси название произведения с тем, чему оно учит. - А теперь давайте проверим как вы справились с заданием с помощью документ-камеры.( Два варианта выполнения) - Ребята, кто согласен, что прав… поднимите руки. Кто согласен с …. Поднимите руки. | Устанавливают соответствие; | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Карточки на установление соответствия Документ-камера | Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя | владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста; определять главную мысль | Р: принимать и сохранять учебную задачу П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; К:формулировать собственное мнение | Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Способствовать постановки цели учебной деятельности и выбор способа действия для реализации | Словесный (беседа) Практический (составление плана) Словесный (объяснение) | - Как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся? («Дедушка Мазай и зайцы») - Какую цель поставим на уроке?( определить чему учит произведение «Дедушка Мазай и зайцы»») - Сформулируйте тему урока. (Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы») - Что потребуется для достижения цели? (план) - Давайте вместе его составим. ПЛАН: 1. Узнать о жизни и творчестве поэта. 2. Прочитать произведение 3. Проанализировать произведение. 4. Сделать вывод. 5. Прочитать с выражением. - У вас на столах лежат конверты с планом. Ваша задача в парах определить правильную последовательность плана. Попрошу пару, у которой нет конверта, выйти к доске и составить план. Вторую пару, у которой нет конверта, выйти к интерактивной доске. https://learningapps.org/watch?v=pat7yws3t23 - Обратите внимание, у вас на столах лежат листы самооценки. Вам они знакомы? (Да) - Проходя каждый пункт плана, вы должны оценить себя по критериям: «Справился самостоятельно; справился с помощью; не справился» - Отложите их на край стола. | Формулируют цель и тему урока; Планируют свою деятельность; Составляют план; | Фронтальная Парная Фронтальная | Слайд Power Point Деформированный план; план на столе; упражнение Learning Apps; листы самооценки | Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя | Выстраивать суждения по теме | П: формулировать цель предстоящей работы Р: планируют свою деятельность, выстраивать последовательность действий Р:Определять способы построения деятельности в учебном процессе К. договариваться и приходить к общему мнению | Осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний. |
Этап реализации построенного проекта | Способствовать формированию умений применять новый способ действия | Словесный (беседа) Словесный ( рассказ) Словесный(«Антиципация») Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Наглядный (демонстрация) Практический(«Найди в словаре») Практический(«Установи соответствие») Практический( жужжащее чтение) Словесный(беседа) Практический( чтение по цепочке) Словесный (беседа) Практический( чтение в паре) Словесный(беседа) | - Какой первый пункт плана? (узнать о жизни и творчестве писателя) - Есть очень интересная история из жизни Н. А. Некрасова – В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н. Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал “Дедушка Мазай и зайцы” - Узнали мы с вами о жизни и творчестве Н. А. Некрасова? - Отметим выполненный пункт на доске и оценим свою деятельность на листах самооценки. - Но, перед тем как прочитать произведение, рассмотрите иллюстрации к стихотворению. - Прочитайте название. -Предположите, о чем или о ком будет этот текст? ( ответы детей) - В какое время года могут происходить события? (ранняя весна) - Что происходит с реками весной? (реки выходят из берегов) - Кто знает, как называется такое природное явление? (половодье) - Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» сначала давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» . С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода начинает бежать ручьями. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов и затопить лес, деревню, поля. В таких случаях в народе говорят - половодье. - Как чувствуют себя животные? (страдают) - Многие из них даже погибают. -Вы сейчас услышите отрывок из стихотворения. ( Аудиозапись), вы следите по учебнику. Поставьте, палец. – О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда произошел этот случай? - Какие чувства вы переживали, когда слушали его?(чувство страха за зайцев, их было жалко…) – Каким вы себе представляете Мазая? - Выполнили пункт плана. Оценим свою деятельность и отметим на доске. - Работаем по плану дальше. Какой пункт следующий? (проанализировать произведение) Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем куда? (в словарь учебника ) и найдем там значение слов: аршин, сажень, зипун (читают вслух). Сажень- старинная русская мера длины, равная 3 аршинам (213см), Зипун-крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. Гинут – гибнуть. - Не все слова есть в учебнике. Предлагаю выполнить задание в парах. У вас на партах лежит карточка СЛОВАРНАЯ РАБОТА - У одной из пар на парте карточки нет, попрошу выйти их к доске и выполнить задание. (https://learningapps.org/watch?v=p5nv0fiva23 ) https://learningapps.org/watch?v=pqo2jnz5n23 Силки - петли для ловли птиц и мелких животных Багры - шесты с металлическим крючком Лопочут - говорить быстро, много, неясно Гуторить - беседовать Аршин – длина вытянутой руки от плечевого сустава до фаланги среднего пальца 1 АРШИН = 71 СМ. - Ребята, слово ЛОПОЧУТ употреблено в переносном значении. Означает оно говорить быстро, много, неясно. В стихотворении, зайцы лопочут ушами. Значит как? – В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая. – Назовите синонимы к словам к данным на доске. Тягота - тяжесть, груз Потеха - забава, веселье Ухнул - издавать резкий звук Кабы – если Этак гуторя – так беседуя, так говоря. Физминутка – Прочитаем стихотворение по частям.. Начнем все вместе в полголоса, до слов «Тут я подъехал: лопочут ушами,». Анализ произведения (чтение первой смысловой части) - С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.) -В каких словах звучит упрек жестоким людям? Как нужно прочитать эти слова? - Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он их собирал.) - От чьего лица ведется рассказ?(От лица рассказчика - охотник, который каждое лето приезжает в деревню Малые Вежи и любит слушать рассказы Дедушки Мазая.) (чтение второй смысловой части) - Найдите сравнения, с кем сравнивает дед Мазай зайцев?(купчиха, горемыка…) -Жалко ли вам зайчиху? Почему?( ей было тяжелее других)Почему ей было тяжелее других? - Как размещались зайцы на бревне? ( сидя, и стоя, и лёжа пластом…) – Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас.) (чтение третьей смысловой части) -Читаем в парах, по 6 строк, начинает первый вариант. – Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте.(Было потехи у баб, ребятишек). – Ради забавы спасал он зайцев? – Как относился он к родной природе? - Выполнили мы пункт плана? Оценим свою деятельность и отметим на доске. | Слушают и анализирую информацию; Предполагают о чем пойдет речь в произведении; Анализируют репродукцию картины; Высказывают собственное мнение; Обсуждают личное отношение к прослушанному произведению; Работают Со словарем; Выполняют задание на соответствие незнакомых слов и их значений; Читают произведение хором; Обсуждают прочитанный отрывок; Отвечают на вопросы по тексту; Читают по цепочке; Отвечают на вопросы по тексту; Читают текст в парах; Отвечают на вопросы по тексту | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Парная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная | Слайд Power Point Cлайд Power Point Слайд Power Point Слайд Power Point Аудиозапись; Учебник «Литературное чтение» 3 кл. 1ч. Учебник «Литературное чтение» 3 кл. 1ч. Карточки на соответствие слов и определений; упражнение Learning Apps Слова для словарной работы Учебник «Литературное чтение» 3кл. 1ч. Учебник «Литературное чтение» 3кл. 1ч. Учебник «Литературное чтение» 3кл. 1ч. | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя | понимать содержание, смысл прослушанного; участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно; Строить речевое монологическое высказывание; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст с использованием словаря; объяснять значение незнакомого слова; объяснять значение незнакомого слова; читать вслух в соответствии с учебной задачей; участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно; | П.: анализировать звуковую информацию в соответствии с поставленной задачей; К.: проявлять уважительное отношение к собеседнику; П.: прогнозировать возможное развитие процессов, событий; П.: анализировать графическую информацию в соответствии с поставленной задачей; К.: строить монологическое высказывание; К.: формулировать суждения; признавать возможность существования разных точек зрения; П.: выбирать источник получения информации; К.: проявлять уважительное отношение к собеседнику; признавать возможность существования разных точек зрения; К.: формулировать суждения; признавать возможность существования разных точек зрения; Проявлять уважительное отношение к собеседнику Р.: формулировать выводы в соответствии с поставленной целью | Приобретение эстетического опыта слушания; Приобретение эстетического опыта слушания; развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений; Приобретение эстетического опыта , выражение своего видения мира; Приобретение эстетического опыта слушания; развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений; развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений; овладение смысловым чтением для решения различного уровня; овладение смысловым чтением для решения различного уровня; Бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; |
Этап первичного закрепления с проговариванием | Способствовать усвоению нового способа действия при решении типовых задач | Словесный (беседа) Словесный (беседа) Практический («Придумай») Словесный(беседа) Словесный (беседа) Словесный(беседа) | Определение главной мысли (вторичный синтез) - Какой следующий пункт плана? (сделать вывод) - Как герой относиться к своим односельчанам? Объясните почему? (Они смеялись над, тем как он провозил зайцев по деревне, он не обращал на них внимания, просил и их ему не мешать) - Огорчало ли это Мазая? (Мазай говорил, чтобы любовались, но не мешали ему) - Подтвердите текстом: (Было потехи у баб, ребятишек, Как прокатил я деревней зайчишек: "Глянь-ко: что делает старый Мазай!" Ладно! любуйся, а нам не мешай!) - Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу? (К берегу плотно бревно я пригнал, Лодку причалил - и "с богом!" сказал...) - Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении? (Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации) - Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины) - Как автор относиться к своему герою? Почему? (Автор его уважает, он ему интересен, приятно с ним общаться) - А как вы относитесь? (Он нам понравился, тем что он добрый, сообразительный) - Почему так озаглавлено? (По главному рассказу Дедушки Мазая) - Придумайте другой заголовок. (Случай весной) - Какой вывод можем сделать? -Ребята, а можем ли мы сейчас выполнить задание, с которым возникли трудности. - Чему же учит это стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»? - Выполнили мы с вами пункт плана? - Оценим на листах самооценки свою деятельность и отметим у доски. - Какой следующий пункт плана? (прочитать с выражением) - Ребята, предлагаю прочитать с выражением отрывок на 171 странице … Подготовка к выразительному чтению. Как нужно читать: громко или тихо? Какое чувство или настроение нужно передать? Какие слова нужно выделить голосом? Где нужны паузы? Где нужно повышать/ понижать голос? В каком темпе нужно читать? | Анализируют текстовую информацию; подтверждают свою точку зрения, подтверждая фактами из текста; Высказывают собственное мнение; определяют главную мысль произведения; Выявляют признаки названия рассказа; Определяют чему учит произведение; | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Учебник «Литературное чтение» 3кл. 1ч. | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине; участвовать в обсуждении прочитанного произведения: строить монологическое высказывание; определять главную мысль; Формулировать выводы, подтверждая примерами из литературного произведения | Р.: принимать и понимать учебную задачу К.: принимать возможность существования разных точек зрения; Р.: устанавливать причинно – следственные связи; П: формулировать выводы, подкрепляя их примерами личного опыта; П: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий П.: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); | Осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; Бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; |