СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Дедушка Мазай и зайцы" Н. А. Некрасов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Дедушка Мазай и зайцы" Н. А. Некрасов»

Тема урока: «Дедушка Мазай и зайцы» Н. А. Некрасов

Класс: 3 «Б»

Цель урока: формирование навыка правильного, осознанного, выразительного чтения на основе изучения стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Задачи урока:



Дидактические: совершенствовать умение анализировать стихотворение, способствовать формированию читательской компетенции учащихся, формировать умение понимать внутренний мир главного героя и выражать личностное отношение к прочитанному, учить обобщать и делать выводы с опорой на текст;



Развивающие: способствовать развитию устной речи, наблюдательности, поэтического вкуса и образного мышления, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении, способствовать эстетическому развитию детей, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления; способствовать формированию правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать умение работать со словарем.



Воспитательные: создавать условия для формирования бережного отношения к природе, способствовать раскрытию нравственного смысла произведения: чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма ОУД

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля,

взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Этап мотивации

Создать готовность школьников к восприятию нового материала, возбуждать мыслительную активность.

Словесный (беседа)





Словесный (коллективное чтение)



Словесный (беседа)





Словесный (беседа)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Владимировна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Улыбка – залог успеха! Повернитесь к своему соседу по парте и подарите ему улыбку.

- Ребята, посмотрите на доску и прочитайте высказывание:

«Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!» Евгений Александрович Евтушенко

- Как вы понимаете эти строки?

- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.)

- К чему призывает автор Евтушенко? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)

- Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе, ко всему живому?

- На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем, широкой душой.

- Предлагаю, это высказывание сделать девизом нашего урока.

Приветствуют учителя;











Анализируют высказывание;


Формулируют собственное мнение

Фронтальная












Фронтальная






Фронтальная


Контроль учителя












Контроль учителя






Контроль учителя














Формулируют собственную мысль




Формулируют собственную мысль












К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;



осознание роли человека в природе, принятие бережного отношения к природе;

Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий

Словесный (беседа)









Практический («Установи соответствие»»)











- Я знакома с творчеством человека, который с любовью относится к природе и ко всему живому – это Н. А. Некрасов. Сам он человек добрый и герои его произведений отличаются тем же.

- Вы знакомы с творчеством этого поэта? (Да)

- Давайте выполним задание и вспомним, какие произведения написал Н. А. Некрасов.

Ваша задача: соотнеси название произведения с тем, чему оно учит.

- А теперь давайте проверим как вы справились с заданием с помощью документ-камеры.( Два варианта выполнения)

- Ребята, кто согласен, что прав… поднимите руки. Кто согласен с …. Поднимите руки.











Устанавливают соответствие;

Фронтальная










Индивидуальная







Фронтальная















Карточки на установление соответствия




Документ-камера





Контроль учителя










Самоконтроль








Контроль учителя






владеть элементарными умениями анализа и интерпретации

текста; определять главную мысль

Р: принимать и сохранять учебную задачу




П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

К:формулировать собственное мнение




Развитие познавательного интереса,

активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в

познании произведений художественной литературы,

творчества писателей.

Этап выявления места и причины затруднения

Организовать анализ учащихся возникшей ситуации и выявить место и причины затруднения

Словесный (беседа)

- Почему ответы получились разные?

- А все ли произведения вам знакомы? (нет)

- Какое лишнее? («Дедушка Мазай и зайцы»)

- Почему возникла проблема именно с этим произведением? ( не знаем, чему учит произведение)

Формулируют свою точку зрения;


Фронтальная

Карточки на установление соответствия

Контроль учителя

Строить устное высказывание

П. Формулировать выводы

К. конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов

Стремление углублять свои знания и умения

Этап построения проекта выхода из затруднения

Способствовать постановки цели учебной деятельности и выбор способа действия для реализации

Словесный (беседа)















Практический (составление плана)








Словесный (объяснение)

- Как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся? («Дедушка Мазай и зайцы»)

- Какую цель поставим на уроке?( определить чему учит произведение «Дедушка Мазай и зайцы»»)

- Сформулируйте тему урока. (Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

- Что потребуется для достижения цели? (план)

- Давайте вместе его составим.

ПЛАН:

1. Узнать о жизни и творчестве поэта.

2. Прочитать произведение

3. Проанализировать произведение.

4. Сделать вывод.

5. Прочитать с выражением.

- У вас на столах лежат конверты с планом. Ваша задача в парах определить правильную последовательность плана. Попрошу пару, у которой нет конверта, выйти к доске и составить план. Вторую пару, у которой нет конверта, выйти к интерактивной доске.

https://learningapps.org/watch?v=pat7yws3t23


- Обратите внимание, у вас на столах лежат листы самооценки. Вам они знакомы? (Да) - Проходя каждый пункт плана, вы должны оценить себя по критериям:

«Справился самостоятельно; справился с помощью; не справился»

- Отложите их на край стола.

Формулируют цель и тему урока;







Планируют свою деятельность;




Составляют план;

Фронтальная
















Парная












Фронтальная




Слайд Power Point







Деформированный план; план на столе; упражнение Learning Apps;








листы самооценки

Контроль учителя
















Взаимоконтроль












Контроль учителя



Выстраивать суждения по теме

П: формулировать цель предстоящей работы

Р: планируют свою деятельность, выстраивать последовательность действий Р:Определять способы построения деятельности в учебном процессе

К. договариваться и приходить к общему мнению





Осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний.

Этап реализации построенного проекта

Способствовать формированию умений применять новый способ действия

Словесный (беседа)





Словесный ( рассказ)


























Словесный(«Антиципация»)

Словесный (беседа)








Наглядный (демонстрация)


Наглядный (демонстрация)





















Практический(«Найди в словаре»)









Практический(«Установи соответствие»)
































Практический( жужжащее чтение)



Словесный(беседа)







Практический( чтение по цепочке)

Словесный (беседа)




Практический( чтение в паре)

Словесный(беседа)

- Какой первый пункт плана? (узнать о жизни и творчестве писателя)

- Есть очень интересная история из жизни Н. А. Некрасова

– В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н. Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал “Дедушка Мазай и зайцы”

- Узнали мы с вами о жизни и творчестве Н. А. Некрасова?

- Отметим выполненный пункт на доске и оценим свою деятельность на листах самооценки.


- Но, перед тем как прочитать произведение, рассмотрите иллюстрации к стихотворению.

- Прочитайте название.

-Предположите, о чем или о ком будет этот текст? ( ответы детей)

- В какое время года могут происходить события? (ранняя весна)

- Что происходит с реками весной? (реки выходят из берегов)

- Кто знает, как называется такое природное явление? (половодье)

- Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» сначала давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» . С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода начинает бежать ручьями. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов и затопить лес, деревню, поля. В таких случаях в народе говорят - половодье.

- Как чувствуют себя животные? (страдают)

- Многие из них даже погибают.

-Вы сейчас услышите отрывок из стихотворения. ( Аудиозапись), вы следите по учебнику. Поставьте, палец.

– О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда произошел этот случай?

- Какие чувства вы переживали, когда слушали его?(чувство страха за зайцев, их было жалко…)

– Каким вы себе представляете Мазая?

- Выполнили пункт плана. Оценим свою деятельность и отметим на доске.

- Работаем по плану дальше. Какой пункт следующий? (проанализировать произведение)

Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем куда? (в словарь учебника ) и найдем там значение слов: аршин, сажень, зипун (читают вслух).

Сажень- старинная русская мера длины, равная 3 аршинам (213см), Зипун-крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. Гинут – гибнуть.

- Не все слова есть в учебнике. Предлагаю выполнить задание в парах. У вас на партах лежит карточка СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- У одной из пар на парте карточки нет, попрошу выйти их к доске и выполнить задание. (https://learningapps.org/watch?v=p5nv0fiva23 ) https://learningapps.org/watch?v=pqo2jnz5n23

Силки - петли для ловли птиц и мелких животных

Багры - шесты с металлическим крючком

Лопочут - говорить быстро, много, неясно

Гуторить - беседовать

Аршин – длина вытянутой руки от плечевого сустава до фаланги среднего пальца

1 АРШИН = 71 СМ.

- Ребята, слово ЛОПОЧУТ употреблено в переносном значении. Означает оно говорить быстро, много, неясно. В стихотворении, зайцы лопочут ушами. Значит как?

– В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая.

– Назовите синонимы к словам к данным на доске.

Тягота - тяжесть, груз

Потеха - забава, веселье

Ухнул - издавать резкий звук

Кабы – если

Этак гуторя – так беседуя, так говоря. Физминутка

– Прочитаем стихотворение по частям.. Начнем все вместе в полголоса, до слов «Тут я подъехал: лопочут ушами,».


Анализ произведения

(чтение первой смысловой части)

- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.)

-В каких словах звучит упрек жестоким людям? Как нужно прочитать эти слова?

- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он их собирал.)

- От чьего лица ведется рассказ?(От лица рассказчика - охотник, который каждое лето приезжает в деревню Малые Вежи и любит слушать рассказы Дедушки Мазая.)

(чтение второй смысловой части)

- Найдите сравнения, с кем сравнивает дед Мазай зайцев?(купчиха, горемыка…)

-Жалко ли вам зайчиху? Почему?( ей было тяжелее других)Почему ей было тяжелее других?

- Как размещались зайцы на бревне? ( сидя, и стоя, и лёжа пластом…)

– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас.)

(чтение третьей смысловой части)

-Читаем в парах, по 6 строк, начинает первый вариант.

– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте.(Было потехи у баб, ребятишек).

– Ради забавы спасал он зайцев?

– Как относился он к родной природе?

- Выполнили мы пункт плана? Оценим свою деятельность и отметим на доске.















Слушают и анализирую информацию;
















Предполагают о чем пойдет речь в произведении;







Анализируют репродукцию картины;







Высказывают собственное мнение;

Обсуждают личное отношение к прослушанному произведению;






Работают

Со словарем;









Выполняют задание на соответствие незнакомых слов и их значений;



























Читают произведение хором;


Обсуждают прочитанный отрывок;

Отвечают на вопросы по тексту;


Читают по цепочке;

Отвечают на вопросы по тексту;




Читают текст в парах;


Отвечают на вопросы по тексту

Фронтальная



































Фронтальная














Фронтальная










Фронтальная











Индивидуальная





Фронтальная












Парная





























Фронтальная







Фронтальная


Фронтальная










Фронтальная



Фронтальная







Парная




Фронтальная





Слайд Power Point






Cлайд Power Point






















Слайд Power Point













Слайд Power Point










Аудиозапись; Учебник «Литературное чтение» 3 кл. 1ч.










Учебник «Литературное чтение» 3 кл. 1ч.













Карточки на соответствие слов и определений; упражнение Learning Apps
















Слова для словарной работы





Учебник «Литературное чтение» 3кл. 1ч.












Учебник «Литературное чтение» 3кл. 1ч.







Учебник «Литературное чтение» 3кл. 1ч.

Контроль учителя



































Контроль учителя














Контроль учителя










Контроль учителя











Самоконтроль






Контроль учителя












Взаимоконтроль




























Контроль учителя







Контроль учителя


Контроль учителя










Контроль учителя



Контроль учителя







Взаимоконтроль



Контроль учителя











понимать содержание, смысл

прослушанного;


















участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного

произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с

соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно;











Строить речевое монологическое высказывание;








объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст с использованием словаря;

























объяснять значение незнакомого слова;








объяснять значение незнакомого слова;







читать вслух в соответствии с учебной задачей;

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного

произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с

соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно;



П.: анализировать звуковую информацию в соответствии с поставленной задачей;

















К.:

проявлять уважительное отношение к собеседнику;

П.: прогнозировать возможное развитие процессов, событий;



П.: анализировать графическую информацию в соответствии с поставленной задачей;

К.: строить монологическое высказывание;

К.: формулировать суждения; признавать возможность существования разных точек зрения;

П.: выбирать источник получения информации;





К.: проявлять уважительное отношение к собеседнику; признавать возможность существования разных точек зрения;

























К.: формулировать суждения; признавать возможность существования разных точек зрения;

Проявлять уважительное отношение к собеседнику

Р.: формулировать выводы в соответствии с поставленной целью






Приобретение эстетического опыта слушания;







Приобретение эстетического опыта слушания;









развитие познавательного интереса,

активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в

познании произведений;





Приобретение эстетического опыта ,

выражение своего видения мира;

Приобретение эстетического опыта слушания;

развитие познавательного интереса,

активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в

познании произведений;














развитие познавательного интереса,

активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в

познании произведений;




















овладение смысловым чтением для решения различного

уровня;


овладение смысловым чтением для решения различного

уровня;

Бережное

отношение

к

природе,

осознание

проблем

взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных

произведениях;

Этап первичного закрепления с проговариванием

Способствовать усвоению нового способа действия при решении типовых задач





Словесный (беседа)






Словесный (беседа)




















Практический («Придумай»)


Словесный(беседа)









Словесный (беседа)


Словесный(беседа)

Определение главной мысли (вторичный синтез)

- Какой следующий пункт плана? (сделать вывод)

- Как герой относиться к своим односельчанам? Объясните почему? (Они смеялись над, тем как он провозил зайцев по деревне, он не обращал на них внимания, просил и их ему не мешать)

- Огорчало ли это Мазая? (Мазай говорил, чтобы любовались, но не мешали ему)

- Подтвердите текстом:

(Было потехи у баб, ребятишек,

Как прокатил я деревней зайчишек:

"Глянь-ко: что делает старый Мазай!"

Ладно! любуйся, а нам не мешай!)

- Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу?

(К берегу плотно бревно я пригнал,

Лодку причалил - и "с богом!" сказал...)

- Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении? (Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации)

- Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины)

- Как автор относиться к своему герою? Почему? (Автор его уважает, он ему интересен, приятно с ним общаться)

- А как вы относитесь? (Он нам понравился, тем что он добрый, сообразительный)

- Почему так озаглавлено? (По главному рассказу Дедушки Мазая)

- Придумайте другой заголовок. (Случай весной)

- Какой вывод можем сделать?

-Ребята, а можем ли мы сейчас выполнить задание, с которым возникли трудности.

- Чему же учит это стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»?

- Выполнили мы с вами пункт плана?

- Оценим на листах самооценки свою деятельность и отметим у доски.

- Какой следующий пункт плана? (прочитать с выражением)

- Ребята, предлагаю прочитать с выражением отрывок на 171 странице …

Подготовка к выразительному чтению.

  1. Как нужно читать: громко или тихо?

  2. Какое чувство или настроение нужно передать?

  3. Какие слова нужно выделить голосом?

  4. Где нужны паузы?

  5. Где нужно повышать/ понижать голос?

  6. В каком темпе нужно читать?





Анализируют текстовую информацию; подтверждают свою точку зрения, подтверждая фактами из текста;


Высказывают собственное мнение; определяют главную мысль произведения;


Выявляют признаки названия рассказа;


Определяют чему учит произведение;












Фронтальная







Фронтальная





















Фронтальная












Учебник «Литературное чтение» 3кл. 1ч.

























Контроль учителя







Контроль учителя





















Контроль учителя



отличать автора произведения от героя и рассказчика,

характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине;

участвовать в обсуждении прочитанного

произведения: строить монологическое высказывание;

определять

главную

мысль;






Формулировать выводы, подтверждая примерами из литературного произведения




Р.: принимать и понимать учебную задачу

К.: принимать возможность существования разных точек зрения;


Р.: устанавливать причинно – следственные связи;




П: формулировать выводы, подкрепляя их примерами личного опыта;

П: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать

наиболее подходящий






П.: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее

подходящий (на основе предложенных критериев);

Осознание этических понятий, оценка поведения и

поступков персонажей художественных произведений в ситуации

нравственного выбора;

Бережное

отношение

к

природе,

осознание

проблем

взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных

произведениях;

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организовать исполнительскую рефлексию достижения цели пробного учебного действия

Словесный (объяснение)


Словесный (выразительное чтение)

- Сейчас 5 минут вы читаете этот отрывок самостоятельно. Потом, несколько человек прочитают вслух, соблюдая следующие критерии:

1. Читал(а) без ошибок.

2. Соблюдал(а) при чтении знаки препинания.

3. Выделял(а) голосом слова, на которые падает логическое ударение.

4. Выбрал(а) правильный темп чтения.

- Послушаем ребят. И проверим их по критериям (уч-ся самостоятельно проговаривает соблюдены ли критерии)





Самостоятельно читают отрывок стихотворения;

Проверяют прочтение по критериям

Фронтальная







Индивидуальная

Фронтальная



Критерии выразительного прочтения;

Учебник «Литературное чтение» 3 кл. 1ч



Контроль учителя







Самоконтроль

Контроль учителя






читать про себя в соответствии с учебной задачей;

читать вслух в соответствии с учебной задачей;




П.: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее

подходящий на основе предложенных критериев

Развитие познавательного интереса, активности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы

Этап включения в систему знаний и повторения

Способствовать повторению и закреплению ранее изученного, выявление границ, применяемости нового знания

Словесный (беседа)

- Какой был девиз урока? (Высказывание Е. А. Евтушенко)

- Как вы думаете, почему именно это высказывание я предложила сделать девизом урока?

- Давайте закрепим наши знания, ответив на вопросы.

- Кто написал рассказ в стихах «Дедушка Мазай и зайцы»?

- Почему Н. А. Некрасов назвал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»?

- Кто главные герои этого рассказа?

- Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? Какой урок хотел нам преподнести?

- Чему учит это произведение?

- Для чего нам могут пригодиться эти знания?






Делают выводы о проделанной работе;



высказывают собственное мнение;





Фронтальная






Фронтальная


Слайд Power Point




Контроль учителя






Контроль учителя

Строить устное высказывание; формулировать устно выводы с помощью учителя;

ориентироваться в нравственно-этических

понятиях в контексте изученных произведений.

Р: делать выводы, в соответствии с поставленной целью;

К:

строить

речевое

высказывание

в

соответствии с

поставленной задачей;

Бережное

отношение

к

природе,

осознание

проблем

взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных

произведениях;

Рефлексия

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Словесный (беседа)

- А сейчас, посмотрите на свои листы самооценки, и продолжите одну из фраз:

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Мне было интересно…

  • Было трудно…

  • Эти знания мне пригодятся…

- Отлично! Я тоже хочу продолжить одну из фраз: Эти знания мне пригодятся в жизни, я буду помогать животным, которые попали в трудную ситуацию, например: сделаю кормушку для птиц, чтобы они не голодали зимой. Надеюсь, что мы сможем сделать все возможное для сохранения природы. Вместе мы можем изменить будущее.

- Спасибо за работу на уроке! До свидания!

Оценивают собственную деятельность

Индивидуальная

Слайд Power Point


Слайд Power Point

Самоконтроль


Р: оценивать собственную деятельность

Навыки самооценки







2