СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Дефис в наречиях"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Дефис в наречиях"»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Уллуаинская средняя общеобразовательная школа»









Конспект урока





Класс: 7





Тема: «Дефис между частями слова в наречиях»






Учитель: Абдуллабеков Магарам Магомедсаидович











Тема: «Дефис между частями слова в наречиях»



Целиповторить случаи употребления дефиса в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях; за­крепить навыки самостоятельной работы.

Методические приемы: объяснительный диктант, повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, лин­гвистический разбор, словарная работа.





Ход урока:

I. Чтение и анализ нескольких сочинений

II. Повторение темы «Случаи употребления дефиса»

1. Объяснительный диктант.

Ярко-красный автомобиль, древнерусский язык, полкласса в друзьях, кто-нибудь поможет, Юго-Восточная Азия, от­режьте пол-лимона, кого-то попросишь, бело-розовый зефир, железнодорожная станция, англо-русский словарь, исходил пол-Петербурга, кое с кем встретишься, кисло-сладкий апель­син, черно-белый телевизор, выпукло-вогнутые линзы, северо­западный ветер, нежно-лиловая сирень, древнегреческий эпос, кое-кому позвонишь.

2. Вопросы на повторение.

— Какие орфограммы встретились в диктанте? (Дефис в слож­ных прилагательных, дефис в отрицательных местоиме­ниях.)

— В каком случае ставится дефис в сложных прилагательных? Когда они пишутся слитно? (Дефис ставится, если прилага­тельное обозначает цвета или их оттенки, стороны света, два равноправных слова. Если же сложное прилагательное образовано от словосочетания (Древняя Русь), оно пишется слитно.)

— В каком случае ставится дефис в неопределенных местоимениях? (Во всех случаях, кроме тех, когда части слова разби­ваются предлогом: кое у кого, кое с чем.)



III. Изучение темы «Дефис между частями слова в наречиях»

1.Задания.

- Определите части слов (морфемы) в наречиях, написанных на доске: по-другому, по-прежнему, по-дружески, во-первых, в-третьих. (Приставки по-, в-, во-; суффиксы -ому, -ему, -и.)

Составьте словосочетания с этими наречиями. (По-другому думаешь, по-прежнему скучаю, по-дружески поддержал; во-первых, сказал...; в-третьих, сделал...)

Сделайте вывод об использовании дефиса в наречиях.

2. Изучение теоретического материала учебника (§ 42, с. 114-115).

- Что вы узнали дополнительно о правописании наречий с де­фисом? (Наречия с приставкой в- (во-): во-первых, в-пятых выделяются запятой, не являются членами предложения, то есть это вводные слова.)

3. Сопоставление наречий с дефисом и одинаковых или сходных с ними по звучанию сочетаний предлогов с существительными, прилагательными, числительными и местоимениями (с именными частями речи).

По-другому думаю — иду по другому пути. По-прежнему верю — судя по прежнему высказыванию. В-третьих, сказал... — в третьих примерах каждой группы. Сделал по-вашему - по вашему лицу вижу. Вывод: судить о том, какая перед нами часть речи, о том, как правильно писать, можно лишь в предложении, в контексте.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 250: комментированное письмо (на доске и в тет­радях).

2. Упражнение 251: обсуждение вопросов, самостоятельная ра­бота с последующей взаимопроверкой.

Комментарий. Выделенные слова нельзя назвать омонимами, т. к. прилагательные и местоимения с предлогами образуют два слова.

Домашнее задание

1. § 42 (с. 114-116) - самостоятельно изучить теоретический материал на с. 116.

2. Упражнение 252.























Уроки 16-17. Дефис между частями слова в наречиях (урок 2)

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Сделать синтаксический разбор предложения, определить зна­чение наречий:

Солнце уже зашло, но жара по-прежнему не спадала. Комментарий. Уже - значение времени; по-прежнему - зна­чение образа действия.



II. Проверка домашнего задания

- В чем отличие написания приставок в наречиях от написания приставок в других частях речи? (Приставки обы чно пишут­ся слитно.)

Всегда ли приставки в наречиях пишутся через дефис? (Нет, не всегда.)

От каких частей речи образуются наречия с приставкой в-(во-), которая пишется через дефис? (От числительных: «во-первых»...)

- Как пишутся неопределенные наречия? (Как и неопределен­ные местоимения, через дефис: кое-где, куда-либо, откуда-то, почему-нибудь)

Какие еще наречия пишутся через дефис? (Сложные наречия, образованные с помощью однокоренных слов или повторени­ем слов: волей-неволей, чуть-чуть.)

Упражнение 252: устные ответы на вопросы.

III. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 117, в словарики; ответить на вопрос: «В текстах каких стилей могут быть использо­ваны такие слова?»

Давным-давно, волей-неволей, видимо-невидимо, мало-помалу, точь-в-точь, бок о бок.

(Эти слова регулярно встречаются в сказках, в текстах художественного стиля, часто употребляются в разговорной речи, могут быть использованы в текстах публицистического стиля.)



IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 253: комментированное письмо.

2. Упражнение 254: самостоятельная работа.



Домашнее задание

1. § 42 (с. 114—116).

2. Упражнение 256.

3. Задания по группам: подобрать тексты, в которых встречаются наречия с дефисом. 1 -я группа - текст художественного стиля, 2-я группа - текст разговорного стиля, 3-я группа - текст на­учного стиля, 4-я группа-текст официально-делового стиля, 5-я группа-текст публицистического стиля.