Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского
Учебный корпус «Колледж Медведково»
Конспект урока
в 2 «Б» классе
по русскому языку
студентки
Шевляковой Елены Евгеньевны
Москва, 2018
Тема урока: Изменение имен прилагательных по родам
Тип урока: Урок формирования и совершенствования умений и навыков
Цель урока: Применение знаний об изменении имен прилагательных по родам на практике для улучшения и расширения ранее усвоенных знаний.
Планируемые результаты:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
- Мотивация, самоопределение
- нацеливание на успешную деятельность
- оценивание
Регулятивные УУД:
- использование информации полученной ранее, поиск и выделение необходимой информации,
- поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение
Познавательные УУД:
- структурирование знаний
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания
- рефлексия
- доказательство
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
- формирование умения слушать и слышать
- монологические высказывания разного типа, самовыражение
- участие в диалоге
Предметные:
Обучающиеся должны знать:
- как изменять имена прилагательные по родам
- окончания имен прилагательных каждого рода
Обучающиеся должны уметь:
- изменять имена прилагательные по родам
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
для учителя:
- презентация
- проектор
- учебник
для обучающихся:
- учебник
- тетрадь
- канцелярские принадлежности
- тест
Информационные источники:
Полякова А.В. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/ А.В. Полякова. – 2-е изд. – М.: Просвящение, 2012. – 144с.
Содержание урока
Этап урока | Методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД по каждому заданию | Средства, оборудование |
Организационный | | -Здравствуйте дети! Давайте проверим готовность к уроку. У вас на столах должны быть учебник, тетрадь и пенал. Если все есть то садимся на места. | Дети проверяют готовность и садятся на места. | Р.-нацеливание на успешную деятельность. Л.- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. К.- формирование умения слушать и слышать. | |
Подготовка к активному и сознательному закреплению материала | Работа под рук. учителя Практич.: упражнение Орг.: ответ с места | - Ребят, какую тему вы проходили на прошлом уроке?
- А как определяется род имени прилагательного?
- Итак, открываем тетради и пишем число и классную работу. На презентации высвечиваются слова: Солнечная, яркая, веселый, обычная, угрюмая. - Ребят, как вы считаете, какое слово лишнее? - Почему?
- А как вы это поняли?
- Хорошо, а теперь составьте со словом «веселый» по три предложения, употребив его в разных родах. - Кто хочет прочитать предложение, где слово «веселый» употреблено в м.р.?
- Все согласны?
- Хорошо, а кто хочет прочитать предложение, в котором слово «веселый» употреблено в ж.р.?
- Все согласны?
- Отлично, а теперь кто хочет прочитать предложение, в котором слово «веселый» употреблено в ср.р?
- Все согласны? - Хорошо, а теперь выделите окончание у этого прилагательного в каждом предложении. - Ребят, на слайде представлены предложения. Прочитайте их. Все ли предложения правильны? - А где вы нашли ошибку?
- Какая ошибка в первом преложении?
- Перепишите это предложение, исправив ошибку. Выделите окончания у всех прилагательных и определите их род. - Какую ошибку вы нашли в третьем предложении?
- Перепишите это предложение, исправив ошибку. Выделите окончания у всех прилагательных и определите их род. - Хорошо, а теперь откройте страницу 45, упражнение 94. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
- Хорошо, кто хочет прочитать 1 словосочетание? - В каком роде здесь имя прилагательное? Почему?
- Хорошо, выписываем прилагательное, выделите окончание и подпишите его род. - Какое следующее словосочетание? - В каком роде здесь прилагательное? Почему?
- Значит, нам нужно выписывать это прилагательное? - Какое следующее словосочетание? - В каком роде употреблено прилагательное? - Почему?
- Надо нам его выписывать? - Кто прочитает следующее словосочетание? - В какком роде здесь имя прилагательное? Почему?
- Какое следующее словосочетание? - В каком роде здесь имя прилагательное? - Почему?
- Надо нам выписывать это словосочетание? Не забываем выделять окончание и подписывать род. - Какое следующее словосочетание? - В каком роде здесь имя прилагательное? Почему?
- Надо выписывать это прилагательное? Выделяем окончание и подписываем род. - Какое след. словосочетание? - В каком роде здесь имя прилагательное? - Почему?
- Выписываем прилагательное, выделяем окончание и подписываем род. - Кто прочитает следующее словосочетание? - В каком роде здесь имя прилагательное? - Почему?
- Надо записывать это словосочетание? - Записываем - Следующее словосочетание «крутая гора». В каком роде здесь употребляетсся слово «Крутая»? - Почему?
- Выписываем? - Кто прочитает следующее словосочетание? - В каком роде здесь употреблено имя прилагательное? - Почему?
- Какое следующее словосочетание? - В каком роде здесь имя прилагательное? - Почему?
- Выписываем прилгательное и выделяем окончание. Над ним подписываем род. - Следующее словосочетание «солнечная поляна». В каком роде здесь стоит имя прилагательное? - Почему?
- Хорошо, кто прочитает последнее словосочетание? - В каком роде здесь употреблено имя прилагательное? Почему?
- Выписываем это прилагательное, отмечаем род и выделяем окончание. | - Изменение имен прилагательных по родам
- По роду имени существительного Дети открывают тетради и пишут число и классная работа. - Веселый - Потому что слово веселый употреблено в м.р., а остальные слова в женском. - Потому что в слове веселый окончание –ый. Такое окончание имеют прилагательные м.р., а в других словах окончание –ая, такое окончание имеют прилогательные ж.р.
Дети записывают предложения
Напр: Мы с папой вчера смотрели веселый фильм - Да/нет
Напр: Играла очень веселая музыка - Да/нет
Напр: У меня сегодня очень веселое настроение - Да/Нет
- Нет - В первом предложении и третьем
- «старая дуб», потому что дуб-м.р., а слово «старая» употреблено в ж.р.
- «Пушистое сирень», потому что сирень-ж.р., а прилагательное «пушистое» употреблено в ср.р.
- Выписать имена прилагательные мужского рода
- Орлиный клюв
- В м.р., так как сущ. м.р. и окончание –ый
- Белое одеяло
- В ср.р., т.к. одеяло – это ср.р. и окончание –ое
- Нет
- Кудрявая береза
- В ж.р. - Потому что береза-ж.р., и окончание –ая - Нет
- Ранняя весна
- Тоже в ж.р. Потому что весна – ж.р. и окончание –яя
- Синий альбом
- В м.р. - Т.к. слово альбом – м.р. и окончание –ий
- Да
- Умный человек
- В м.р., т.к. человек – м.р. и окончание –ый
- Да
- Густой туман
- В м.р. - Потому что слово туман – м.р. и окончание –ой
- Детский театр
- в м.р. - Потому что слово театр в мужском роде и окончание – ий - Да
- В ж.р. - Потому что гора – ж.р., и окончание – ая - Нет
- Туманное утро
- в ср.р. - Потому что утро – ср.р. и окончание –ое
- Опасный поворот
- В м.р. - Потому что поворот – м.р., и окончание –ый
- В ж.р. - Потому что поляна – ж.р. и окончание –ая
- Жаркий август
- В м.р., потому что август – м.р. и окончание - ий | П.- использование информации полученной ранее, поиск и выделение необходимой информации К.- участие в диалоге | Слайд 2
Слайд 3 Нагляд./учебник |
Закрепление нового материала | Практич.: упражнение | - Итак, теперь прочитайте задание 95. Что нужно сделать в задании?
- Хорошо, делаем самостоятельно, а потом все вместе проверим. Не забывайте выделять окончания прилагательных и подписывать род. Тот кто сделает, тихонько поднимает руку и ждет, пока остальные закончат работу. - Какое первое словосочетание вы выписали?
- Все согласны? - Какое следующее словосочетание вы записали?
- Какое еще словосочетание вы записали?
- Все согласны? - Какое словосочетание вы написали следующим?
- Какое еще словосочетание вы написали?
- Молодцы, это все словосочетания или там еще есть?
- Хорошо, у всех так? - Молодцы |
- Выписать словосочетания с именами прилагательными среднего рода
- Позднее время, потому что у слова время ср.р., и у прилагательного окончание –ее - Да/нет
- Спелое яблоко, потому что у слова яблоко ср.р. и окончание –ое
- Весеннее солнце, т.к. солнце – ср.р. и окончание –ее - Да/Нет
- Пустое ведро, т.к. ведро – ср.р. и окончание – ое
- Хорошее дело, потому что дело – ср.р. и окончание – ее
- Еще есть – глубокое озеро. Потому что озеро-ср.р. и окончание –ое - Да/нет | П. - структурирование знаний | Нагляд./учебник |
Подведение итогов | проверочная работа | - И в заключении давайте проведем небольшую самостоятельную работу. - Перед вами лежат листочки с заданиями подпишите их и начинайте выполнять задания в них же. | Детям раздаются листочки с заданиями и они их выполняют. | | Раздаточный материал |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | | - домашнее задание на доске | Дети записывают домашнее задание. | | |
Фамилия имя _____________________________________________________
Самостоятельная работа по теме «Изменение имен прилагательных по родам»
Задание 1.
Вставь прилагательное в нужную колонку.
Кислый, спелое, красный, веселая, яркая, печальное.
Задание 2.
Прочитай. Выбери и напиши нужное окончание для имен прилагательных.
После холодн( ____), суров(____) зимы все ждут весну. Кто открывает весну? Весну цветов открывает ранн(____) первенец – мать-и-мачеха. Этот золот(____) подснежник растет на солнечных глинистых склонах.
Задание 3.
От данного существительного образуй прилагательные мужского, женского и среднего рода.
Солнце
Ж.р._____________________________
М.р._____________________________
Ср.р. ____________________________