Цель | научить технологии изготовления посуды из пластичного материала на основе знаний о свойствах пластилина и приёмов работы с ним. |
Задачи | Образовательные: научить определять особенности пластилина, его возможности. закрепить знания о работе с пластилином Развивающие: развивать память, внимание, кругозор учащихся; развивать творческое и художественное мышление, фантазию; развивать умение оценивать свою деятельность и работу товарища по классическим критериям. Воспитательные: воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, взаимоподдержки, содействовать формированию культуры диалога на уроке. воспитывать уважение, любовь к труду; аккуратность. |
Тип урока | Изучение нового |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, практический, словесный Форма: индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Чайный сервиз, чайная церемония |
Образовательные ресурсы | Учебник 2 класс Роговцева Н.И. "Технология" |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация, шаблоны деталей теплохода, образец готовой работы |
Оборудование | Для учителя: доска, проектор, компьютер Для учащихся: влажные салфетки, пластилин, доска для лепки, стек. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; Выполнять работу по самостоятельно составленной технологической карте; Осуществлять действия по реализации составленного плана; Метапредметные: Познавательные: умение работать с информацией, умение моделировать, умение правильно использовать полученные ранее знания. Регулятивные: умение осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя, умение организовать своё рабочее место, умение проводить самоанализ своей работы. Коммуникативные: умение доносить свою позицию до собеседника, слушать и понимать собеседника, умение формировать чёткий и правильный ответ. Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; умение презентовать готовое изделие. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный момент | -Здравствуйте! Меня зовут Ксения Нургалиева и сегодня урок технологии проведу у вас я. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и зарядитесь хорошим настроем! Мы начинаем наш урок! У нас на парте всё в порядке Всё, что нужно, на своих местах. Прозвенел дня нас звонок Да начнется наш урок! | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: Умение организовать своё рабочее место Познавательные: умение правильного использования полученных знаний. |
Актуализация знаний | -Ребята! Попробуйте отгадать загадку. Делал из глины Горшки да кувшины, Чашки, тарелки для слуг и бояр Чтоб стали крепче Долго всех в печке Их обжигал в жаркой печке …. -Верно! Это очень старая и важная профессия. Расскажите, чем занимается гончар? С каким материалом он работает? -Какими свойствами обладает глина? -А какой материал по свойствам очень похож на глину? -Верно! Как и глина, пластилин очень пластичен и ему легко придать форму любого предмета! -Конечно! Представьте, что вам поручили изготовить посуду для очень важной церемонии чаепития. Какую посуду вы бы изготовили? - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? | -Гончар Ответы детей. -Чашки, блюдца, чайник -С глиной. - Она мягкая, легко меняет форму. -Пластилин | Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Коммуникативные: умение формулировать полный, четкий ответ. |
II.Изучение нового | - Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. Что вы на нём видите? Первое упоминание о чае датируется 770 годом до нашей эры, то первая изысканная посуда для него появилась только в средневековье. Тогда столы богатых людей украшали сервизы из фаянса, серебра и даже чистого золота. Чайный сервиз в том виде, в котором он дошел до нас, появился на территории Китая в VI веке. Эта страна является как родиной чая, так и исторической родиной чайных фарфоровых сервизов. Чайные церемонии являются их неизменяемой традицией и очень сложным процессом, но каждый уважающей себя китаец должен разбираться в этом. -Перед вами по отдельности расположены детали чайного сервиза (чайник, чашка, блюдце). Скажите, какой предмет труднее всего изготовить? Почему? Давайте разберем что же это за детали (показываю указкой на детали чайника, а дети называют, а в случае затруднения помогаю им) -Молодцы! А теперь давайте разберём, из чего состоит чашка. (показываю указкой на детали чашки, а дети называют, а в случае затруднения помогаю им) -Верно! Сейчас я вам предлагаю испытать себя в профессии гончара и самим сделать набор для чайной церемонии, состоящей из чайника и чашки с блюдцем, используя несколько видов техник (раскатывание, вдавливание, сплющивание, разминание) | -Чайный сервиз (набор). -Чайник -В нём больше всего деталей. -Крышка, ручка, носик, сосуд для жидкости, дно -Ручка, сосуд для жидкости, дно | Коммуникативные: умение формулировать полный, четкий ответ. |
Показ и анализ образца | -Теперь давайте посмотрим на мой чайный набор. Скажите, из чего он сделан? -Из чего состоит? -Как детали посуды крепятся между собой? - Ребята! Какое свойство пластилина нам поможет такую работу сделать? -Конечно! Какие инструменты нам понадобятся, чтобы выполнить эту работу? | -Из пластилина. - Из чашки, чайника и блюдца. -Детали крепятся пластилином -Пластичность -Доска для пластилина, стек | Коммуникативные: умение формировать чёткий и правильный ответ |
Повторение правил безопасной работы с инструментами | -Ребята, но перед началом работы, я предлагаю вам вспомнить правила работы с пластилином. Перед началом работы желательно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать Пластилин нельзя брать в рот и пробовать на вкус! Лепку выполнять не на столе, а на специальной доске или подложке Перед работой необходимо разогреть пластилин в руках (для удобства в работе материал надо брать по маленькому кусочку) Следите, чтобы пластилин не попал на одежду и пол После работы необходимо вымыть руки теплой водой с мылом. | Воспринимают на слух слова учителя. | Познавательные: умение правильно использовать полученные ранее знания. |
Планирование работы | - Ребята! Давайте составим план нашей работы! 1 Этап. Заготовка деталей Для чайника: Отделим от бруска пластилина часть. Хорошенько разомнем пластилин в руках и скатаем в шарик. Шарик нужно вытянуть так, чтобы получился усечённый конус. Неровности разгладить пальцем. Отделяем от бруска ещё 2 маленьких кусочка и точно так же разминаем их в руках по очереди. Один маленький шарик скатываем в тонкую трубочку это будет ручка чайника Из другого шарика необходимо сформировать носик чайника Отделить от бруска еще маленький кусочек. Скатать шарик и сплюснуть его. Это будет крышка нашего чайника, к которой тоже нужно сделать ручку в виде маленького кружочка в центре. Для чашки: Отделяем от бруска пластилина часть и скатать в шарик. Затем нужно надавить пальцем в центр нашего шарика, придерживая его другой рукой и формируя сосуд ля жидкости. Разглаживаем неровности с внешней стороны, формируя чашку. Отделяем небольшую часть от бруска и скатываем в жгутик. Это будет ручка для нашей кружки. Для блюдца. Отделяем часть от бруска пластилина. Скатываем пластилин в шарик. Необходимо сплюснуть шарик, а затем сформировать края блюдца. 2. Сборка изделия. Соединяем поэтапно заготовленные детали каждого предмета друг с другом. К основе для чайника приклеиваем ручку, носик и крышку. К основе для чашки приклеиваем ручку. 3. Декорирование работы Работу можно красить различными узорами из другого пластилина. Например. Сделать жгутики и волнообразно приклеить их к чайнику. Или же сделать маленькие кружочки и задекорировать ими блюдце или чашку. | Внимательно наблюдают, как правильно выполнять задание и запоминают этапы работы. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: умение работать с информацией Личностные: формулировать свой ответ и устно оформлять свои мысли |
Физкультминутка | -Пред тем, как приступить к работе, давайте немного разомнёмся. Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик) Вот фарфоровые чашки, (приседать) Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе) Вот фарфоровые блюдца, (кружиться) Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг) Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос — Он посуду нам принес. с(делать большой круг) | Дети слушают учителя и выполняют движения. | Регулятивные: умение осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя Коммуникативные: умение слушать. |
III.Творческая практическая работа | Ребята, а теперь приступаем к работе в соответствии с нашим планом. Если будут вопросы, поднимайте руку, я подойду. Веду инструктаж, наблюдаю за правильностью выполнения поэтапной работы, повторяю о правилах работы с инструментами. | Приступают к выполнению работы. | Регулятивные: умение осуществлять пошаговый контроль своих действий |
IV. Итог урок | -А теперь скажите мне? Чему мы сегодня научились? -Молодцы ребята. Кто закончил, поднимите вверх ваши работы чтобы все их могли увидеть. -Посмотрите внимательно на свою работу, работу других ребят. Оцените правильность выполнения техники. | Отвечают на вопросы учителя. -Мы научились лепить посуду из пластилина. | Регулятивные: умение организовать своё рабочее место |
Рефлексия, оценка | -Молодцы, ребята! Если вам было всё понятно, то поднимите вверх жёлтый пластилин. Если были затруднения, но вы старались с ними справится, то поднимите синий пластилин. Если вам было очень трудно и вы ничего не поняли, то красный пластилин. | Дети оценивают свою работу | Коммуникативные: умение высказывать свое мнение и формулировать ответ. Регулятивные: анализирование и самоанализирование проделанной работы. |
Класс 2 “Б” МБОУ “СОШ№4” им. Г.Т. Шевченко г. Астрахани
Студентка: Алданазарова К. Н
Методист: Сапрыкина Л. Г