Тема: Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей.
Цели деятельности учителя:
познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой
и неживой природой; определить значение природы для человека, прививать бережное
отношение к природе.
Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотрения взаимосвязей в природе и значения природы для человека; расширения представлений учащихся о разнообразии животного и растительного мира, о пользе, которую приносит растительный и животный мир человеку, о необходимости охраны окружающей среды; обучения формулированию выводов и обобщений.
Развивающие: способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи; совершенствовать речевые умения.
Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование: учебниксхемы-опоры, карточки; объекты живой и неживой природы; картинки с изображениями машины, реки, дождя, солнца, лисы, розы, березы, дома, книги, телевизора.
Сценарий урока
I .Организационный момент.
Приветствие детей.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
– Проверим готовность к уроку
1. Психологический настрой.
–Урок начинается. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.
2. Мотивация к учебной деятельности.
– Скажите, с какой целью вы пришли сегодня на урок?
– Сегодня мы продолжаем путешествие по стране знаний.
II. Сообщение целей урока. Постановка учебной цели.
Учитель читает стихотворение:
Есть просто храм, Он свят в любое время суток,
Есть храм науки. Открыт для нас в жару и стынь,
А есть еще природы храм – Входи сюда, будь сердцем чуток,
С лесами, тянущими руки Не оскверни ее святынь.
Навстречу солнцу и ветрам. (А. Смирнов.)
– Какая главная мысль этих строк? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О природе.)
- Какие цели мы перед собой поставим?
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и о необходимости их беречь и охранять. будем учиться правильно выражать свои мысли в речи, рассказывать о явлениях и объектах природы. познакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы в жизни человека.
III. Изучение нового материала.
– Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
На доске картинки: машина, река, дождь, солнце, лиса, роза, береза, дом, книга, телевизор.
– Подумайте, что из увиденного можно отнести к природе, а что создано руками человека.
Учитель убирает картинки с изображениями рукотворных объектов.
– Прочитайте названия оставшихся объектов природы. (Река, дождь, солнце, роза, лиса).
– На какие две группы их можно разделить? (На объекты живой и неживой природы.)
– По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (все, что дышит, питается, размножается, растет.)
– А какие условия необходимы на Земле для жизни? (воздух, свет, тепло, вода.)
Учитель демонстрирует объекты живой и неживой природы: яблоко, камушки, песок, глину, комнатные растения.
– Заполните карточки, записав названия данных объектов в нужную группу, придумайте и запишите еще по три примера:
Живая природа | Неживая природа |
| |
| |
| |
– чем живые существа отличаются от предметов неживой природы? (Живые существа, или ор-ганизмы, живут, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)
– Есть особая наука, которая изучает живую природу, и называется она – биология. Это слово произошло от двух греческих слов «биос» – жизнь, «логос» – наука.
– Посмотрите на доску (демонстрирует картинки). Как красива живая природа!
– Как можно разделить живую природу? (на группы.)
– А как называются группы в живой природе? (царства.)
– В природе все живое ученые-биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это царство животных, царство растений, царство грибов и царство бактерий.
– Но все-таки они отличаются друг от друга. Чем же растения отличаются от животных? (у них разный внешний вид, растения не двигаются, а только раскачиваются, а животные ходят.)
– Но есть главное отличие растений от животных – растения вырабатывают кислород, а животные его потребляют. Растения называют «легкие планеты».
Демонстрирует схему:
– Придумайте и назовите объекты данных царств. (Ответы учащихся.)
– Но это еще не все. Как вы думаете, какое царство может еще существовать? (ответы учащихся.)
– Крошечные организмы существуют везде и всюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. Их можно разглядеть только с помощью микроскопа – увеличительного прибора, с которым вы будете работать в 5 классе.
IV. Закрепление изученного материала.
Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
И г р а - з а г а д к а.
На столе у учителя разложены карточки с изображениями живой и неживой природы.
Отгадав загадку, учащиеся распределяют их на две группы: живая и неживая природа.
З а г а д к и:
1. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
2. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба.)
3. Синенькая шубенка весь мир покрыла. (Небо.)
4. По синему морю белые гуси плывут. (Облака.)
5. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Муха.)
6. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)
7. Без него плачемся,
Появится –
Все прячемся. (Солнце.)
8. После ливня и грозы
Мост невиданной красы,
Ни потрогать, ни забраться –
Можно только любоваться. (Радуга.)
9. Он с усами, но не кот
Ходит задом наперед.
Он не плотник, но с клещами…
Догадайтесь, дети, сами. (Рак.)
10. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем –
Ищем, ищем, не найдем. (Роса.)
– Посмотрите, как распределились картинки на доске. Подумайте: какая закономерность
прослеживается?
– По каким признакам природу классифицируют или распределяют по группам на живую и
неживую?
Работа по учебнику.
– Прочитайте абзацы раздела 1.
– Нас окружает множество предметов. Есть ли среди них те, которые не относятся к природе?
В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 (с. 8).
– Живую природу изучает особая наука – биология. Это слово произошло от двух греческих
слов: «биос» – жизнь, «логос» – наука.
4.Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
1. Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком. (Огурцы.)
2. Вечером наземь слетает,
Ночью на земле пребывает,
Утром опять улетает. (Роса.)
3. По горам, по долам ходят шуба да кафтан. (Баран.)
4. Летит – говорит, а сядет – молчит. (Оса.)
5. Без рук, без ног, а ворота отрывает. (Ветер.)
6. Дает время молодцу
Ежегодно по кольцу. (Дерево.)
7. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)
– Прочитайте, какое слово получилось в выделенном столбце. (Царство.)
– Как вы представляете себе «царство»?
– Все живое ученые-биологи делят на большие царства: царство растений, царство животных,
царство грибов. Еще одно царство, в котором живут крошечные организмы, увидели только
тогда, когда изобрели микроскоп – увеличительный прибор. Это царство бактерий.
– Найдите на с. 6 раздел «Подумай». Как бы вы выполнили это задание?
Физкультминутка «Живое и неживое»
Учитель называет слово; если оно обозначает объект живой природы, то дети прыгают на месте, если называется объект неживой природы, – выполняют приседания.
V. Беседа «Значение природы для людей».
– К живой или неживой природе относится человек? (Человек относится к живой природе.)
– А задумывались ли вы над тем, что человек, срывая красивые цветы, вырубая леса, истребляя животных, делает беднее свою Родину? Ведь леса, луга и их обитатели – красота нашей земли. Почему, входя в лес, мы видим таблички «Берегите лес!»? (Ответы учащихся.)
– Отдыхающие бывают разные: есть хорошие, а есть такие, которые рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, а самое страшное – разводят костры. Запомните! Самый страшный враг леса – пожар! И чем больше мы наносим вред природе, тем хуже становится всем, живущим на нашей планете. Почему? (ответы учащихся.) Сделайте вывод: природа – это источник чего? (Делают вывод.)
На доске схема:
Выводы:
1. Природа – источник воздуха, пищи, воды.
2. Представьте, мы пришли в лес и любуемся его растительным и животным миром. Какие чувства у вас возникают? (Он нам нравится.) Значит, природа – это источник красоты.
3. Отдых, красота, свежий воздух, чистая вода, полезная пища – все это залог здоровья.
4. Придя в лес, вы увидели надломленную ветку дерева. Как поступите? (Подвяжу ветку.) После отдыха в лесу у вас остались пустые коробки из-под сока, банки, пакеты. Что вы сделаете? (Возьму с собой, чтобы выбросить в мусорные баки.) Такое отношение к природе – доброе, отзывчивое. Значит, природа – это источник чего?.. (Доброты.)
5. Изучая природу, мы знаем, как строят свои муравейники муравьи, почему идет снег и светит солнце, почему разрушаются горы. Значит, природа – источник познания.
6. Природа также является источником материалов для хозяйственной деятельности.
– Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух, вода, которые необходимы для жизни растений, животных, человека.
– Послушайте стихотворение С. Михалкова:
Прогулка.
Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят и там сидят: Загорают и едят. Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят! Мы по бережку прошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Тут и там – пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло! Мы по бережку прошли, Место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костер, бумагу жгли – Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо... | – Эй, ребята! – крикнул Дима. – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, загорали, Жгли костер, в футбол играли – Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели… Отдохнули – и ушли! И остались на поляне У потухшего костра: Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки – Словом, мусора гора! Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не найти! |
– Вопросы:
– Правильно ли вели себя ребята?
– Какой вред наносят природе люди таким поведением?
VI. Итог урока.
– Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо познавать этот великий мир и сообща его беречь! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, ни жизни. Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню.
Вывод: природа удивительно разнообразна. Ее делят на живую и неживую. Живую природу делят на царства: растений, животных, грибов, бактерий. В природе все взаимосвязано. Люди не могли бы жить без окружающей их природы.
Домашнее задание: учебник, с. 4–9 (читать, отвечать на вопросы)