СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Дмитрий Донской. Куликовская битва. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Дмитрий Донской. Куликовская битва. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории "»

План-конспект урока по истории России (6 класс) Тема:

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории

Цель урока:

Формирование представлений о личности Дмитрия Донского, значении Куликовской битвы, роли Православной церкви в объединении русских земель и сопротивлении ордынскому владычеству.

Задачи урока: Образовательные:
  • Познакомить учащихся с личностью Дмитрия Донского.

  • Изучить ход и значение Куликовской битвы.

  • Раскрыть роль Православной церкви в ордынский период.

Развивающие:
  • Развивать умения анализировать исторические источники, работать с картой и схемами.

  • Формировать навыки самостоятельной работы и группового взаимодействия.

Воспитательные:
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому Родины.

  • Формировать толерантное отношение к религиозным традициям.

Методы и приёмы урока:
  • Объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, показ презентации).

  • Проблемный (постановка вопросов для обсуждения).

  • Частично-поисковый (работа с текстом, картой, источниками).

  • Практический (выполнение заданий, тестирование).

Ход занятия Структура урока (модульная система 3 части по 30 минут):

Часть 1. Введение в тему. Дмитрий Донской 1. Организационный момент (2 мин)
  • Приветствие, проверка готовности к уроку.

  • Краткая постановка темы урока.

2. Актуализация знаний (5 мин)

Вопросы классу:

  • Какие события происходили на Руси в XIV веке?

  • Что вы знаете о монголо-татарском нашествии?

3. Постановка учебной задачи (3 мин)
  • Сегодня мы узнаем, кто такой Дмитрий Донской, почему Куликовская битва стала важной для истории России, и какую роль играла церковь в этот период.

4. Изучение нового материала (15 мин)
  • Рассказ учителя о Дмитрии Донском (детство, восшествие на престол, политика по объединению русских земель).

  • Работа с картой: показать Московское княжество, Золотую Орду, место Куликовской битвы.

  • Краткий видеоролик или чтение отрывка из летописи о Дмитрии Донском.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему Дмитрия Донского называют одним из первых борцов за независимость Руси?

  • Какие трудности стояли перед ним?

5. Проверка понимания (5 мин)
  • Устные вопросы:

    • Назовите годы жизни Дмитрия Донского.

    • Каковы его основные заслуги?

  • Заполнить мини-таблицу: "Знаю – Хочу узнать – Узнал".

Часть 2. Куликовская битва 1. Вводная беседа (3 мин)
  • Почему Куликовская битва стала поворотным моментом в истории Руси?

2. Изучение нового материала (10 мин)
  • Краткая характеристика политической ситуации перед битвой.

  • Ход Куликовской битвы: план, основные этапы, ключевые фигуры (Дмитрий Донской, Мамай, Пересвет и Челубей).

Работа с картой:

  • Показать движение войск, место битвы.

3. Анализ источника (7 мин)
  • Прочитать отрывок из "Сказания о Мамаевом побоище".

  • Обсудить: Какие чувства испытывали участники битвы?

4. Самостоятельная работа (7 мин)
  • Задание: заполнить схему "Причины – ход – итоги Куликовской битвы".

5. Контроль знаний (3 мин)
  • Вопросы:

    • В каком году произошла Куликовская битва?

    • Каковы были последствия победы для Руси?

Часть 3. Роль Православной церкви в ордынский период 1. Вводное слово учителя (3 мин)
  • Почему церковь пользовалась авторитетом в народе?

2. Изучение нового материала (10 мин)
  • Роль митрополита Алексия, Сергия Радонежского.

  • Влияние церкви на объединение земель, поддержка князей.

3. Групповая работа (7 мин)
  • Задание:

    • Прочитать текст о Сергии Радонежском, ответить на вопросы:

      • Как Сергий Радонежский поддержал Дмитрия Донского?

      • Почему церковь стала символом единства?

4. Итоговая беседа (5 мин)
  • Как церковь помогала преодолеть ордынское иго?

  • Почему духовное единство оказалось важным для победы?

5. Рефлексия (5 мин)
  • Что нового вы узнали?

  • Какой момент урока был для вас самым интересным?

  • С каким настроением вы уходите с урока?

Формы контроля знаний
  • Устный опрос по ключевым вопросам.

  • Заполнение схем и таблиц.

  • Самостоятельное выполнение заданий (см. ниже).

  • Итоговый тест (2 варианта по 12 заданий, тип ВПР).

Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

Задание:

  • Составить краткое сообщение (5–7 предложений) о роли Сергия Радонежского в Куликовской битве.

  • Заполнить схему "Причины – ход – итоги Куликовской битвы".

  • Ответить письменно: Почему победа на Куликовом поле не принесла окончательной свободы от Орды?

Итоги урока
  • Обобщение изученного материала.

  • Краткое повторение: кто такой Дмитрий Донской, значение Куликовской битвы, роль церкви.

  • Подведение итогов: какие знания и умения сформированы.

Ожидаемые результаты

Учащиеся будут знать:

  • Основные факты биографии Дмитрия Донского.

  • Значение Куликовской битвы.

  • Роль православной церкви в ордынский период.

Учащиеся смогут:

  • Объяснять причины и последствия Куликовской битвы.

  • Характеризовать роль церкви в объединении Руси.

  • Работать с историческим источником, картой, схемой.

Рефлексия
  • Учащиеся отмечают, что было трудным, что понравилось, чему научились.

  • Учитель подчеркивает успехи класса, дает рекомендации.

Дополнительные задания В классе:
  • Составить 3 вопроса однокласснику по теме урока.

  • Высказать своё мнение: мог ли исход Куликовской битвы быть иным? Почему?

Домашнее задание (разноуровневое):

Обязательный уровень:

  • Подготовить краткий пересказ о Куликовской битве (по учебнику).

Повышенный уровень:

  • Написать мини-сочинение (10–12 предложений): "Почему Куликовская битва стала символом национального единства?"

Творческий уровень:

  • Нарисовать комикс или создать презентацию "Дмитрий Донской и Сергий Радонежский – союз во имя Руси".

Итоговый тест (2 варианта, 12 заданий, тип ВПР) Вариант 1
  1. В каком году произошла Куликовская битва?

  2. Кто был противником Дмитрия Донского в битве?

  3. Назовите имя русского богатыря, сразившегося с Челубеем.

  4. Какую роль сыграл Сергий Радонежский в подготовке к битве?

  5. Укажите одно из последствий Куликовской битвы.

  6. Почему Московское княжество усилилось в XIV веке?

  7. Как назывался налог, собираемый Ордынцами с русских земель?

  8. Кого из митрополитов поддерживал Дмитрий Донской?

  9. Какое значение имела победа на Куликовом поле для Руси?

  10. Почему церковь пользовалась доверием народа в ордынский период?

  11. Кто был ханом Золотой Орды во время Куликовской битвы?

  12. Какое событие стало символом объединения русских земель?

Вариант 2
  1. Назовите князя, руководившего русским войском в Куликовской битве.

  2. Кто был главнокомандующим войском Золотой Орды?

  3. Как звали монаха, благословившего Дмитрия Донского на битву?

  4. В каком году произошла битва на Куликовом поле?

  5. Почему победа на Куликовом поле не принесла полной свободы от Орды?

  6. Как называлась ставка Золотой Орды?

  7. Какую роль играла церковь в объединении русских земель?

  8. Назовите одного из героев Куликовской битвы.

  9. Какое значение имела поддержка церкви для князей?

  10. Кто был митрополитом в период правления Дмитрия Донского?

  11. Как назывался военный совет перед битвой?

  12. Укажите одну из причин Куликовской битвы.

Ответы для учителя

Вариант 1:

  1. 1380

  2. Мамай

  3. Пересвет

  4. Благословил воинов, поддержал Дмитрия

  5. Рост авторитета Москвы, ослабление Орды

  6. Умелая политика князей, поддержка церкви

  7. Выход

  8. Митрополит Алексий

  9. Начало освобождения от Орды

  10. Была хранителем культуры, объединяла народ

  11. Мамай

  12. Куликовская битва

Вариант 2:

  1. Дмитрий Донской

  2. Мамай

  3. Сергий Радонежский

  4. 1380

  5. Орда сохранила власть, требовала дани

  6. Сарай

  7. Объединяла, поддерживала князей

  8. Пересвет, Ослябя

  9. Укрепляла авторитет, сплачивала народ

  10. Алексий

  11. Воеводский совет

  12. Усиление притеснений Орды, стремление к независимости