СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Домашние и дикие животные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему: Домашние и дикие животные

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Домашние и дикие животные»

Тема урока: Дикие и домашние животные.





Предмет: Мир природы и человека.





Класс: 1





Цель: расширить представления учащихся о диких и домашних животных.





Задачи:





1.Образовательная: формировать понятия «дикие» и «домашние» животные, познакомить учащихся с отличиями диких животных от домашних.





2. Коррекционно-развивающая: развивать устойчивость внимания, памяти; корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать речь и словарныйзапас, учить анализировать, делать выводы.





3. Воспитательная: воспитывать любовь к животным, интерес к учёбе.





Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.





Планируемые результаты.





Предметные результаты:





знать, каких животных называют дикими, каких - домашними (давать определения);





различать диких и домашних животных;





приводить примеры диких и домашних животных;





Формирование БУД:





личностные:





- осознание себя как ученика, формирование интереса к учению;





- развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога





регулятивные:





- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;





- участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.





познавательные:





-выделять существенные, общие и отличительные признаки;





-развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.





коммуникативные:





- вступать в контакт и работать в коллективе и в паре;





- отвечать на вопросы учителя;





- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;





Оборудование: компьютер, проектор, карточки со словами «животные», «дикие», «домашние», картинки животных.





Ход урока.





I. Организационный момент.





Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки .





1.Психологический настрой





Игра «Доброе утро».





Мне очень хочется пожелать Доброго утра всем, каждому из вас. Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из класса. Кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.





Доброе утро всем девочкам! Доброе утро всем мальчикам! Доброе утро всем, кто любит конфеты! Доброе утро всем, кто у нас на уроке! Доброе утро всем, кто будет хорошо работать на уроке!





А вы не хотите пожелать мне что-нибудь? (Замечательно). Настроение у всех поднялось, и я думаю, что хорошее настроение у вас сохранится до конца урока.







2.Минутка календаря





-Ребята, к нам сегодня в гости пришел Буратино. Пока он к нам добирался , потерял золотой ключик. Он очень расстроился. Ребята. поможем нашему Буратино найти золотой ключик? На улице замело и ключика не видно. Наша задача собрать снежинки и ответить на вопросы , которые написаны сзади снежинок.





1.Какое число?



2. День недели?



3.Какое сейчас время года?



4.Какая сегодня погода?



5.Есть ли сегодня осадки?



6.Есть ли сегодня ветер?





Какая сегодня погода? (Например: погода ясная, температура воздуха ниже нуля, осадков нет, ветер.)





3.Гимнастика для глаз «Шарики воздушные» (на 12 минуте)





II. Актуализация знаний.





Внедрение в учебную деятельность. ( Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока.)





У вас на партах лежат разные картинки. Я загадаю загадку, вам нужно ее отгадать, ученик, у которого будет отгадка, выйдет к доске и прикрепит картинку.





Загадки.





1. Кто по ёлкам ловко скачет





И взлетает на дубы?





Кто в дупле орехи прячет,





Сушит на зиму грибы? (Белка)





2. Угадать её легко.





Чтобы было молоко,





В поле щиплет травку снова.





Кто мычит, скажи? (Корова)





3.У него четыре лапки.





Эти лапки цап-царапки.





Пара чутких ушей.





Он гроза мышей. (Кот).





4. Кто пчелиный любит мёд,





Лапу кто зимой сосёт? (Медведь).





- Как одним словом назвать то, что изображено на картинках? (Животные).





(На доске появляется слово «животные»)





- Задание следующее. Распределите эти картинки на две группы.(У доски работает ученик)





- На какие группы распределили картинки?





- Какое изображение животного вы бы добавили к каждой группе?





- Как выдумаете, какая тема будет сегодняшнего нашего урока?(Дикие и домашние животные).





Совместное целеполагание , выбор способа и средств ее реализации.





– Изучая эту тему, что вы должны к концу урока знать и уметь?





-Что нам нужно узнать?(вывешиваются карточки с целями)





знать, каких животных называют дикими, каких - домашними (давать определения);





-Что должны уметь?





различать диких и домашних животных;





III. Изучение нового материала





1. Объяснение нового материала.





- Итак, животных можно разделить на диких и домашних.





- Как вы думаете, каких животных называют дикими, а каких домашними?





В этом нам помогут вопросы: где живут? кто кормит? кто строит жильё? кто заботится?(на доске: «где живут?» «кто кормит?», «кто строит жильё?» «кто заботится?»)





На земле живут разнообразные животные. Различаются они размерами тела, окраской, повадками, местами обитания.





Некоторых животных приручили люди. Они живут вместе с человеком, помогают ему. Человек кормит их, ухаживает за ними, строит им жилища. Поэтому они не могут жить без заботы человека. Такие животные называются домашние животные.





Другие животные живут в лесах, сами заботятся о себе, сами устраивают себе жилье, а человека боятся. Такие животные называются дикие животные или дикие звери.





Составление таблицы (кластера) с помощью карточек. ( у каждого ученика таблица, нужно вставить карточки в таблицу.)





Вопросы





Домашние животные





Дикие животные





где живут?





вместе с человеком





в лесу





кто кормит?





человек





сам





кто строит жильё?





человек





сам





кто заботится?





человек





сам





2. Физминутка.







3. Первичное закрепление нового материала.





1. Игра «Дом» и «Лес».





-Какие животные встретились в физминутке? (Дети называют и вывешивается картинка на доску).





На доске изображение леса и домика. Нужно расселить животных по их месту обитания. (Добавляются ещё картинки животных)





2. «Волшебная картинка»





Каждому предлагается разрезная картинка с изображением животного.





Задача сложить картинку в единое целое и определить, к какому виду оно





относится. (Ученик доказывает свой выбор, опираясь на таблицу)





3. Игра «Какие животные спрятались?»( Работа в парах).





3. Физминутка.





Ребята встают. Если учитель называет дикое животное, то дети бегут, если домашнее, то приседают.





4. «Четвертый лишний»





Детям предлагается четыре картинки, на которых представлены разные





животные. Одно из животных лишнее, нужно определить его и объяснить





свой выбор.





Индивидуальная работа со слабоуспевающей





Задание: кого ты видишь на картинке? Обведи по точкам.





Воспитательный момент





-Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним? (ответы детей)





- А могут ли домашние животные стать дикими? (ответы детей)





-Бывает так, что люди бросают животных и они становятся дикими. Правильно ли люди поступают? (дети высказывают своё мнение)





Что необходимо сделать, чтоб этого не случилось?





Ребята, какие бы животные ни были, дикие или домашние, мы должны с нами помнить, что мы – люди, а они наши “братья меньшие”. И они ждут от нас уважения, заботы о них, бережного отношения.





IV. Итог урока.





Скоро прозвенит звонок





И закончится урок!





Так давайте-ка, ребята,





Подведём сейчас итог.





–Назовите тему урока?





– Каких домашних животных вы знаете?





– Каких диких животных вы знаете?





Рефлексия.





« Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.













Загадки







Кто по ёлкам ловко скачет





И взлетает на дубы?





Кто в дупле орехи прячет,





Сушит на зиму грибы?





(Белка)







Лесом катится клубок,





У него колючий бок.





Он охотится ночами





За жуками и мышами.





(Ёж)







Заплелись густые травы,





Закудрявились луга,





Да и сам я весь кудрявый,





Даже завитком рога.





(Баран)







Посмотрите-ка, какая –





Вся горит как золотая.





Ходит в шубке дорогой,





Хвост пушистый и большой.





(Лиса)





Зверь я горбатый,





А нравлюсь ребятам.





(Верблюд)







Голодная мычит,





Сытая жуёт,





Всем ребятам





Молоко даёт.





(Корова)







С бородой, а не старик,





С рогами, а не бык,





Доят, а не корова.





(Коза)







Летом бродит без дороги





Между сосен и берёз,





А зимой он спит в берлоге,





От мороза пряча нос.





(Медведь)







У косого нет берлоги,





Не нужна ему нора.





От врагов спасают ноги,





А от голода – кора.





(Заяц)







Этот зверь живёт лишь дома.





С этим зверем все знакомы.





У него усы, как спицы.





Он мурлыча песнь поёт.





Только мышь его боится…





Угадали? Это - …кот.









По лужку он важно бродит,





Из воды сухим выходит,





Носит красные ботинки,





Дарит мягкие перинки.





(Гусь)







Съем червя, попью водицы,





Хлебных крошек поищу,





А потом снесу яичко,





Ребятишек угощу.





(Курица)







Гладишь – ласкается,





Дразнишь – кусается.





На цепи сидит,





Дом сторожит.





(Собака)







Кто зимой холодной





Ходит злой голодный?





(Волк)







Игра «Кто где живёт»





Учитель.





- Вот какая у нас собралась компания. Но наступила ночь. И всем нужно идти к себе домой. Кто же куда пойдёт? Чей дом в лесу? А кто направится к своему хозяину?







Дети у доски распределяют животных на 2 группы.







Итак, медведь, лиса, заяц, белка, ёж, волк пойдут в лес. Там их дом.





Как называют таких животных? (Дикие)





А баран, верблюд, корова, коза, кот, гусь, курица, собака пойдут домой к своему хозяину.





Как называют таких животных? (Домашние)





Так чем же отличаются дикие животные от домашних?











Дикие животные живут сами по себе, сами добывают пищу, строят себе жилища, ухаживают за своими детёнышами.







О домашних животных заботятся люди.





Люди строят для них жилища, кормят, защищают их, ухаживают за их детёнышами.







V Игра «Угадай детёныша»





Учитель:





- А сейчас давайте проверим, знаете ли вы, как правильно называются детёныши разных животных.





Учитель:





- Сейчас я буду вам называть животного, а вы хором его детёныша:







кошка (котёнок),





тигр (тигрёнок),





гусь (гусёнок),





лиса (лисёнок),





волк (волчонок),





ёж (ежонок),



свинья (поросёнок),





корова (телёнок),





лошадь (жеребёнок),





собака (щенок),





курица (цыплёнок),





овца (ягнёнок).







VI Физкультминутка





Встанем, надо отдохнуть,





Наши пальчики встряхнуть.





Поднимайтесь, ручки вверх,





Шевелитесь пальчики, -





Так шевелят ушками





Серенькие зайчики.









Крадёмся тихо на носочках,





Как лисы бродят по лесочку.





Волк озирается кругом,





И мы головки повернём.





Теперь садимся тише, тише –





Притихнем, словно в норках мыши.







Ходил медведь по лесу,





Топтался и рычал.





Хотел он очень мёда,





А где достать – не знал.









VII Из истории «Как животные стали домашними»







Учитель:





- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите: какие два животные дикий и домашний похожи друг на друга?







- Правильно. Это волк и собака. И оказывается это не случайно.







Когда-то давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. И однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Собаки научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей. И животные платят человеку за его любовь и заботу кто чем может.







Чем животные платят людям за любовь, заботу, ласку, внимание?







Корова молоко, кефир, масло, мясо, сметана, сыр.





Поросята мясо, жир, кожа.





Куры яйцо, пух, мясо.





Овцы шерсть, мясо, шкура.





Пчелы мед, воск, лекарства.





Собаки охрана жилья, транспортное средство, общение.





Игра «Четвёртый лишний»





Учитель:





- А теперь, ребята, поиграем в игру «Четвёртый лишний»





Посмотрите на экран, найдите лишнее слово.





Объясните, почему на ваш взгляд именно оно является лишним.





Лиса, волк, медведь, коза.





Корова, лось, собака, лошадь.





Котёнок, свинья, жеребёнок, щенок.







X Игра «Узнай животное по описанию»





Учитель зачитывает текст – описание животного, учащиеся хором отвечают. После правильного ответа детей по щелчку мыши на экране появляется картинка с изображением животного.





Учитель:Догадайся о ком эти слова...





Ласков он да хитёр: лапки бархатные, коготки острые. У него ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая. (Кот)





Она травушку рвёт, жвачку жуёт, пойло пьёт, мычит и ревёт, хозяйку зовёт.(Корова)





Хвост у неё винтом, хребет горбом, на хребте щетина торчит. Ест она за троих, толстеет за пятерых. (Свинья)





У него на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами он кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает. (Петух)





Рыжая плутовка с пушистым красивым хвостом. Любит поживиться зайчиками. Каждому известна из детских сказок. (Лиса)





Учитель:





- Какие сказки о лисе вы знаете?(Лиса и заяц. Лиса и петух. Лиса и тетерев.)





XI Выставка книг.





Учитель:





Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги. И у нас в классе выставка книг о животных.Я предлагаю её вашему вниманию.На перемене вы можете выбрать книгу для чтения о понравившемся животном.







Игра «Составь рисунок»





Учитель:





А теперь, ребята, давайте поиграем и игру «Составь рисунок».





Условия игры: берёте карточку, на которой написано начало слова. Думаете, что нужно добавить, чтобы получилось целое слово – название животного. Складываете 2 карточки вместе. Читаете.





Если слово составлено верно, то с обратной стороны получится картинка.









Работа с сигнальными карточками (лес и дом).





Учитель:





А теперь, ребята, давайте проверим, научились ли вы различатьдомашних животных отдиких.





Учитель называет животных, а учащиеся, если считают названное животное диким, поднимают знак – лес, а если домашнее животное, то поднимают знак – дом.





Корова, олень, тигр, овца, осёл, лось, волк, заяц, курица, гусь, лиса, баран, кошка, медведь.





Учитель:





Итак, я убедилась, что вы научились различать диких и домашних животных. Но очень важно нужно беречь и заботиться о них.





XIV Выступление детей





Если деньги накопить,





Можно многое купить –





Дом, одежду и завод,





Самолёт и пароход.







Но нельзя купить росу,





Птичье пение в лесу,





И не спрячешь в кошелёк





Родничок и тополёк.













Животный мир очень богат и разнообразен. Много и диких, и домашних животных. И каждый из них живёт своей жизнью, у каждого свои заботы. Секрет любой собаки, любой кошки очень прост: они хотят, чтобы их не обижали, не дразнили, не дёргали за хвост. Покорми, пожалей – и у тебя появится верный, преданный друг. Всё живое на земле нуждается в нашей защите.





Будем беречь и любить всё живое. Помните, что вы тоже частица природы. Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья. Не обижайте друг друга.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: Познакомить с понятиями «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятия "дикие" и "домашние" животные;

Развивающие: расширить представления о разнообразии домашних животных, их значении для человека;

Воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным.

Планируемые результаты урока:

Предметные

• Отрабатывать умение безошибочно распределять животных на группы (диких и домашних), выделять их существенных признаки.

• Учить находить информацию (текстовую, изобразительную) в учебнике, в демонстрационном материале, анализировать её содержание, оценивать результаты выполнения задания.

• Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания. Прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным.

• Формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Метапредметные

Регулятивные

• Организовывать рабочее место под руководством учителя.

• Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

• Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные

• Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.

• Задавать проблемные вопросы и отвечать на них.

• Оценивать свои достижения.

• Знакомиться с разворотом «Моя коллекция» в учебнике; сравнивать реальных животных и их изображения в виде фигурок, игрушек, обсуждать, почему люди собирают подобные коллекции, рассказывать о своей коллекции (если она есть) и своих игрушках в виде животных.

Коммуникативные

• Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в паре.

• Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные

• Работать над самооценкой.

• Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

• Учиться выражать своё мнение.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Оборудование

компьютер; интерактивная доска ; мультимедийная презентация; видеоролик «Как появились домашние животные»;

учебник; карточки с изображениями животных; карточки – правила поведения с животными; игрушки различных животных, принесенные из дома.

Ход урока



1. Организация учебного процесса. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок окружающего мира, а открытый. Он открыт для гостей.

- Поприветствуйте гостей и друг друга улыбкой.

Давайте смеяться,

Давайте дружить,

Давайте учиться

И весело жить!

- Желаю всем успехов.

2. Актуализация знаний

-Какие породы кошек вы знаете?

-Как нужно ухаживать за кошкой?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

3.Самоопределение деятельности

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по лесу. Но для этого, нам нужно надеть маски.

Посмотрите друг на друга, маски каких животных вы надели? На какие 2 группы можно разделить животных?

Ученики: дикие и домашние животные.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Назовите тему нашего урока. (Домашние и дикие животные).

- Мы продолжаем с вами узнавать новое о животных, и сейчас послушаем сообщения Аскара о собаках. У кого еще есть собака? Как ты за ней ухаживаешь?

- Что нового узнали из жизни собак?

- Сегодня мы узнаем о диких и домашних животных, их образе жизни, как и когда, появились домашние животные, и какую пользу они приносят.

4. Открытие нового знания

- Как вы думаете, откуда появились домашние животные? (Предположения детей).

- Вот сейчас мы с вами об этом и узнаем.

Просмотр видеоролика «Как появились домашние животные».

Итог ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ домашние животные

Работа с учебником. (работа в паре)

- Ребята, откройте учебник на странице 80, рассмотрите рисунок. Со своим соседом по парте, в паре, найдите на нём диких и домашних животных.



5.Физкультминутка

- А теперь давайте немного отдохнем. Все дружно вставайте и движения повторяйте.(На интерактивной доске)

6.Первичное закрепление изученного материала



УПРАЖНЕНИЕ: найди лишнее животное, объясни свой выбор, раскрась его.

Работа в группе.

1 ряд: Каждое животное должно иметь свой дом, своё жилище. И сейчас я вам предлагаю выполнить такое задание. У вас на столах карточки. Соедините животное с его жилищем.

2 ряд: Соедините животное и то, чем оно питается

3 ряд: игра «Родитель — детёныш», соедините животное с его детёнышом.

-Назовите диких животных. Кто же строит жилища для диких животных? (они строят сами себе жильё) – Назовите домашних животных, а кто строит жильё для домашних животных? (строит человек)

ВЫВОД 1: Давайте сделаем вывод. Дикие строят сами, домашним строит человек. ВЫВОД 2: Дикие добывают пищу сами, а домашних кормит человек.

ВЫВОД 3: Дикие животные сами заботятся о своём потомстве, а за потомством

- Назовите отличия диких и домашних животных по образу их жизни.

- Какую пользу приносят домашние животные человеку?

-Корова считается кормилицей в семье, так как она даёт молоко.

- Какие продукты изготавливают из молока? (сыр, творог, сметана, кефир, брынза).

- Овца даёт мясо, шерсть, из которой вяжут очень тёплые варежки, носочки, кофты, шапки и шкуру для шуб и дублёнок.

- Куры дают человеку мясо, яйца, перо.

- Кролики дают пух, из которого вяжут тёплые кофты, носочки, одеяла и мясо.

- Лошадь возит тяжелые грузы, дает мясо.

- Собака охраняет дом человека.

- Свинья дает человеку сало и мясо.

7. Итог урока. Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу.

-Что интересного Вам было на уроке?

-На какие две группы мы сегодня научились распределять животных?

-Чем отличаются домашние животные от диких животных?

-Почему одних животных мы называем домашними, а других – дикими? Докажите.

-Что больше всего Вам понравилось на уроке?

- Сегодня мы с вами узнали более подробно о диких и домашних животных, об их образе жизни, узнали, когда появились домашние животные, и какую пользу приносят животные.

-У вас на парте лежит маленькая раскраска с животным, раскрасьте его:

- зелёным цветом- если на уроке вы выполнили все задания без трудностей;

- желтым цветом - если вы на уроке немного затруднялись;

- красным цветом - если вам на уроке было трудно выполнять задания!

Цели и задачи урока.



Обобщить знания учащихся о диких и домашних животных.

Расширение представлений о разнообразии домашних животных, их значение для человека.

Формирование общеучебных умений и навыков: сравнения, обобщения, способности делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде.

Учить работать в группе, прислушиваться к мнению товарищей.

Оборудование.



Большой кроссворд с выдвигающимися окошечками.

Рисунки с дикими и домашними животными.

Карточки с изображением животных.

Сигнальные карточки с изображением дома или леса.

Сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Мультимедийная презентация.

Ход урока



1. Организационный момент.



Учитель:



Ну-ка, детки, встаньте в ряд.

Готов работать мой отряд?



Слайд 1.



Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами говорить о животных. А о каких, вы узнаете, разгадав кроссворд.



2. Кроссворд.







(Дети разгадывают кроссворд)



Вопросы кроссворда:



1. Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, человек.

Но в век машины и мотора,

Боюсь в отставке буду скоро. (Лошадь) 7. Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, грызёт морковку. (Кролик)

2. Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь. (Осёл) 8. По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит лёгкие перинки. (Петух)

3. От рассвета до заката

Скачут в клетке акробаты.

Всех смешат без передышки

Три веселые... (Мартышки) 9. Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

4. С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. (Собака) 10. Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла. (Лиса)

5. Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет

И как днём всё видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она. (Кошка) 11. На овчарню он похож.

Что не зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

6. Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран) 12. Вот иголки и булавки

Вылезают из – под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжик)

13. Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)





3. Сообщение темы урока.



Учитель. Молодцы, ребята, справились вы с этим заданием. Теперь вы знаете о каких животных мы сегодня поговорим.



Дети. О диких и домашних.



Учитель. Ребята посмотрите на экран.



Слайд 2.



Учитель. Скажите, пожалуйста, каких животных мы называем дикими?



Приведите примеры диких животных. (Дети отвечают.)



Учитель. В природе множество животных, которые сами добывают для себя пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство. Это дикие животные.



Учитель. Каких животных относим к домашним? Приведите примеры. (Дети отвечают)



Учитель. Животные, которых люди разводят и используют в своём хозяйстве, называются домашними. Домашние животные отличаются от своих далёких предков многими признаками. Прежде всего, они живут не в лесах и степях, а в коровниках, хлевах и конюшнях и даже в домах, рядом с человеком. Он кормит домашних животных и ухаживает за ними. Животные привыкли к человеку и к условиям жизни, которые создаёт человек для них. Да и человек не может обойтись без домашних животных.



Учитель. Посмотрите на экран. Вот они дикие животные…



Слайд 3.



(Дети произносят вслух хором животного, которого они узнают.)



Учитель. Ребята, отгадайте загадку.



Царь зверей раскатисто рычит,

Всех зверей собрать спешит,

На камень грациозно сев,

Скажите, кто же это – …



Дети. Лев.



Учитель. Послушайте сообщение о льве, которое приготовил Сайбель Алёша.



Слайд 4.



Текст сообщения.



Вес самца до 250 кг, самки до 180 кг. Размеры: длина самца до 3,3 метра, самки до 2,7 метра. Продолжительность жизни: до 17-20 лет в природе и до 30 лет в неволе. Места обитания: когда-то они обитали в Африке, Южной Европе, на Ближнем Востоке и в Индии, но в настоящее время они встречаются главным образом на равнинах Восточной Африки. Среда обитания: парковые и травянистые саванны, полупустыня и горы до 3000 метров.



Учитель. Послушайте ещё одну загадку.



Через поле напрямик

Скачет белый воротник.



Дети. Заяц.



Учитель. Послушайте сообщение о зайце, которое приготовила Карина Валерия.



Текст сообщения.



Зайцы живут поодиночке или парами. Заяц преимущественно сумеречное и ночное животное. Наиболее активен в предутренние и предвечерние часы. Обычно кормёжка начинается с заходом солнца и заканчивается к рассвету, но летом ночного времени не хватает и зайцы кормятся по утрам. Дневные кормежки отмечаются во время гона. Обычно за ночь заяц проходит всего 1–2 км.



Слайд 5.



Учитель. Ребята, поднимите сигнальную карточку с правильным ответом.



Как называется жилище медведя?



1) нора 2) дупло 3) берлога



Учитель. Молодцы, жилище медведя – это берлога.



Слайд 6.



Учитель. Выберите правильный ответ.



Как называются детёныши белки?



1) бельчонки 2) бельчата 3) белочки



(Дети поднимают карточку с правильным ответом 2.)



Слайд 7.



Учитель. Отгадайте загадку и выберите правильный ответ.



Учитель зачитывает стихотворные строки о животном, а дети должны разгадать о ком идёт речь. Текст может прочитать и учащийся.



Гонится за ним лисица

Хочет бедного схватить,

И летят вдогонку птицы,

Продолжая гомонить.



1) медведь 2) белка 3) заяц



4. Физкультминутка.



Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!



5. Загадки.



Слайд 8–9.



Учитель. Отгадайте загадки.



Ученик читает загадки, а остальные разгадывают.



Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней. (Лисица)



Чей тоскливый вой

Слышится зимой? (Волк)



Кто в берлогу спать ложится –

Волк, медведь или лисица? (Медведь)



Это что за шалунишка

Рвёт с еловой ветки шишку,

Семена в ней выгрызает,

Шелуху на снег бросает? (Белка)



(По щелчку мыши на экране появляется картинка с изображением отгадки.)



6. Игра “Назови детёныша”.



Учитель. Сейчас я буду вам называть животного, а вы хором его детёныша:

Свинья (поросёнок), корова (телёнок), лошадь (жеребёнок), кошка (котёнок), собака (щенок), курица (цыплёнок), тигр (тигрёнок), волк (волчонок), ёж (ежонок), овца (ягнёнок), гусь (гусёнок), лиса (лисёнок),



Слайд 10.



(Дети хором называют животного, которого узнают.)



Слайд 11.



Учитель. Выберите правильный ответ.



Как называется детёныш лошади?



1) телёнок 2) жеребёнок 3) лошадёнок



Дети. Жеребёнок.



7. Работа в группах.



Каждый ряд учащихся выходит к доске. На партах лежат картинки с изображением животных. Учащимся необходимо разделить всех животных на 2 группы диких и домашних. На выполнение этого задания – 2 минуты.



Слайд 12.



8. Игра “Четвёртый лишний”.



Учитель. Ребята, посмотрите на экран и найдите в каждой строке лишнее слово. И объясните, почему именно это слово, вы считаете лишним.



лиса, волк, медведь, коза

свинья, лось, лошадь, собака

котёнок, жеребёнок, щенок, корова

Дети. Коза, лось, корова.



9. Игра “Догадайся о ком эти слова...”



Слайд 13.



Учитель зачитывает текст – описание животного, учащиеся хором отвечают. После правильного ответа детей по щелчку мыши на экране появляется картинка с изображением животного.



Ласков он да хитёр: лапки бархатные, коготки острые. У него ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая. (Кот)

Она травушку рвёт, жвачку жуёт, пойло пьёт, мычит и ревёт, хозяйку зовёт. (Корова)

Хвост у неё винтом, хребет горбом, на хребте щетина торчит. Ест она за троих, толстеет за пятерых. (Свинья)

У него на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами он кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает. (Петух)

10. Работа с сигнальными карточками (лес и дом).



Учитель называет животных, а учащиеся, если считают названное животное диким, поднимают знак – лес, а если домашнее животное, то поднимают знак – дом.



Корова, олень, тигр, овца, осёл, лось, волк, заяц, курица, гусь, лиса, баран, кошка, медведь.



11. “Вспомните сказку”



Слайд 14.



Учитель. Ребята, вспомните, героями каких сказок являются животные, которых вы видите на картинках? (Ответы детей.)



12. Подведение итогов урока.



Слайд 21.



Что интересного было на уроке?

На какие две группы мы сегодня научились распределять животных?

Чем отличаются домашние животные от диких животных?

Почему одних животных мы называем домашними, а других – дикими? Докажите.

Что больше всего вам понравилось на уроке?

Учитель. Урок окончен. До свидания.