СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Древнегреческий театр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Древнегреческий театр"»

В театре Диониса

Педагогическая
цель

Способствовать ознакомлению с зарождением театра в Древней Греции, формированию представлений о том, что театр для жителей Греции был самым массовым и любимым видом искусства; создать условия для раскрытия одной из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств, пониманию того, что демократия способствует раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве

Тип и вид урока

Комбинированный урока

Планируемые
результаты
(предметные)

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Личностные
результаты

Проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов; принятие правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения; умение считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

Метапредметные результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Основное содержание темы, понятия и термины

Происхождение театра и его устройство. Как происходили театральные представления. Великие поэты Греции: Софокл, Аристофан. Сатиры, театр, орхестра, скене, трагедия, комедия

Образовательные ресурсы

Учебник. Учебная картина «В древнегреческом театре». Презентация


План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих.

_

Актуализа-ция знаний учащихся

  1. В Древней Греции педагогами называли:

  1. Школьных учителей;

  2. Домашних рабов, отводивших мальчика в школу, носивших его письменные принадлежности и музыкальные инструменты;

  3. Учёных, преподававших в гимнасиях.

  1. В школе, находившийся за городом среди деревьев и лугов, взрослые афиняне занимались гимнастикой, слушали выдающихся учёных, дружески беседовали. Это:

  1. Скене;

  2. Палестра;

  3. Гимнасий.

  1. Укажите, что было и чего не было в греческой школе:

  1. Учились только мальчики, достигшие семилетнего возраста;

  2. Учились читать, писать, считать, играть на флейте;

  3. Учились бесплатно;

  4. Применялись физические наказания.

  1. Укажите имя греческого учёного, основавшего первую академию:

  1. Аристотель;

  2. Платон;

  3. Сократ;

  4. Демокрит.

  1. Гиппократ был основателем:

  1. Философии;

  2. Физики;

  3. Медицины;

  4. Ботаники:

  1. Первым пришёл к выводу об атомном строении мир греческий учёный:

  1. Геродот;

  2. Гераклит;

  3. Гиппократ;

  4. Демокрит.

  1. Какого философа афиняне заставили выпить яд?

  1. Геродот;

  2. Платон;

  3. Сократ;

  4. Аристотель.

  1. Кто из философов был воспитателем будущего царя Александра Македонского?

  1. Аристотель;

  2. Геродот;

  3. Платон;

  4. Гиппократ.

  1. Кого из греков называли «отцом истории»?

  1. Платон;

  2. Пифагор;

  3. Геродот;

  4. Гиппократ.

  1. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова:

«Обучение в Афинах было ___________, поэтому дети богатых родителей шли в школу раньше и заканчивали её позднее детей бедняков. Учились в школе только __________. Обучение начиналось с ____ лет. Взрослые афиняне, желавшие продолжать образование, шли в ____________.


Назовите пожалуйста три ступени образования в Древней Греции.


Дайте определение стиля.

Домашних рабов, отводивших мальчика в школу, носивших его письменные принадлежности и музыкальные инструменты;


Гимнасий


  • Учились только мальчики, достигшие семилетнего возраста;

  • Учились читать, писать, считать, играть на флейте;

  • Применялись физические наказания.


Платон


Медицины


Демокрит


Сократ


Аристотель


Геродот


Платным;

Мальчики;

7 лет;

Гимнасию.





















Щкола-палестра-гимнасия.


Стиль – металлическая или костяная палочка, которой пользовались ученики школ в Древней Греции.

Вывод учителя по предыдущей теме урока

Ребята! На прошлом уроке мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Мы побывали в школах (обучали с 7 лет), палестрах (обучали с 12 лет) и гимнасиях (для взрослых афинян) Древней Греции, узнали, почему там обучались только мальчики. А также мы с вами узнали о самых знаменитых учёных Древней Греции – Сократе, Платоне, Аристотеле, Демокрите, Гиппократе и Геродоте, которые сыграли крупнейшую роль в развитии науки того времени, а так же заложили фундамент сегодняшней науки.

Слушают учителя.

Подведение к новой теме урока.

– Ребята, давайте представим, что мы с вами плывём на корабле. И вдруг к нашему кораблю прибилась вот такая бутылка. Что внутри бутылки вы видите?

– Как вы думаете, откуда она приплыла? (на что она похожа).

Вызываю одного ученика, он помогает открыть бутылку и читает записку в ней.

Что написано в записке? Спешите! Следующим летом будет открыт театр!!! В бутылке вы найдете билеты на представление.

– Как вы думаете, ребята, о чём у нас сегодня с вами пойдёт речь?

Правильно, ребята, наша сегодняшняя тема урока – Древнегреческий театр, и мы сегодня с вами узнаем, как возник театр в Древней Греции, как он был утроен, и какие основные жанры театра существовали в то время.

Давно уже нет древних греков, сменились эпохи, пали многие империи, а театр существует до сих пор. Значит, это изобретение древних греков пришлось человечеству по душе















Называют разновидности культуры (театр).

Называют известные театры, рассказывают, какие театры посещали.


Объяснение новой темы урока








1. Древнегре-ческий театр.

А) Как возник театр;















































Б) Здание театра, актёры и хор;






















В) Трагедия и комедия.






Сегодня мы с вами, ребята, продолжаем ту большую тему, которую начали на прошлом уроке.

План:

1. Древнегреческий театр.

А) Как возник театр;

Б) Здание театра, актёры и хор;

В) Трагедия и комедия.

ПЗ: Почему театр был пользовался такой популярностью в Древней Греции?

ППЗ: Сравните древнегреческий театр и современный.

Театр возник в Греции более двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» греческого происхождения и означается «место для зрелищ». Театральные представления наряду со спортивными играми были любимыми зрелищами древних греков.


Зарождение театра было связано с религией древних греков, а именно с празднествами в честь бога Диониса. Кто помнит, покровителем чего был этот бог? Правильно. В мифе рассказывается, что Дионис бродит по всей земле с толпой своих спутников. Кто знает, кто были спутниками Диониса? Правильно, это сатиры – лесные боги, полулюди, полукозлы. У сатиров длинные хвосты, козлиные уши и копытца. Когда под звуки флейт и свирелей (музыкальный инструмент) приходит Дионис, начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, жизнь зарождается заново.


В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлые ряженые шествовали по улицам города и останавливались где-нибудь на площади. Вперёд выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа о Дионисе, то самого бога, то одного из сатиров.


Сценки, разыгрываемые участниками праздника, и были первыми театральными представлениями. Впоследствии для ежегодных представлений стали отводить особую площадку, обычно у подножия холма. На площадке стояла палатка, где актёры меняли костюмы и маски. Вначале зрители сидели на склоне холма. Потом появились скамейки. Актёры стали изображать не только мифы о Дионисе, но и другие мифы. Поэты стали писать специально для театра пьесы.


Давайте теперь с вами поговорим об устройстве театра и обратимся к схеме, которую получил каждый (Приложение №2).


Греческие театры располагались под открытым небом, на склонах холмов и вмещали тысячи зрителей. Здание театра состояло из трех частей.

Одна часть театра – место для зрителей – театрон. В первом ряду сидели почетные гости: - жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр. Остальные места были платными.

Другая часть театра – орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор.

Третья часть театра называлась скене. Это была примыкавшая к орхестре пристройка.

Как вы думаете, кто мог играть в театре того времени?

Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках, в обуви на толстой подошве, чтобы казаться выше. А какие основные жанры были в древнегреческом театре?


Трагедия и комедия. Трагедия по-гречески значит «пения козлов» из-за сатиров. Трагедиями называли серьезные пьесы, в которых часто действовали герои мифов, изображались их подвиги и страдания, а кончались они обычно гибелью главных героев.

Знаменитые драматурги-трагики Древней Греции: Софокл, Эсхил, Еврипид.

Комедия по-гречески значит «песня в честь Диониса». это были обычно забавные пьесы или весёлые пьесы поселян.


Знаменитые драматурги-комедиографы Древней Греции: Антифан, Аристофан, Менандр.


А сейчас мы посмотрим театральную постановку, которую подготовили наши актёры. Эта постановка – отрывок из произведения поэта Эсхила. Название произведения вы должны назвать сами. (Приложение №1).

Сценка

Гефест:

На камне этом горестном…
Висеть ты будешь вечно: непреклонен Зевс,
Всегда суровы новые правители.
Родство и дружбу не могу не чтить, пойми.
О, как мне ненавистно ремесло моё!

Власть:

Так закрепи ж и эту руку, чтоб помнил впредь,
Что, как он не искусен, Зевс искуснее.

Гефест: Лишь Прометей и вправе побранить мой труд.

Власть:

Теперь шипом железным и безжалостным
Ему с размаху, с силой грудь насквозь проткни.

Гефест: Ах, Прометей, я плачу о беде твоей!

Власть:

Я вижу лишь возмездье справедливое.
И теперь кольцом железным охвати бока!

Гефест: Не нужно понуканий, всё я сделаю.

Прометей:

Тайком унёс я искру огнеродную.
Она для смертных стала и началом благ.
И вот в цепях без крова опозорённый
За это преступления я отбываю казнь…
Меры не знал я смертных любя… .


Ученики называют произведение “Прометей”.

Просмотр мультфильма «Прометей».









Слушают учителя.



- Виноделия.


Рассказывают, кто такие сатиры.


























Ответы учащихся.

Записывают в тетрадь.


Ответы учащихся.


Закрепление новой темы

Беседа по вопросам с ребятами.

- Как возник театр в Древней Греции?

- Кто такой Дионис и сатиры?

- Каково было устройство Древнегреческого театра?

- Кто играл в театре? Какая у них была одежда?
- Какие виды постановок шли в греческом театре?
- Что такое трагедия и комедия?


Рефлексия

1) Почему наука была сильно развита в Древней Греции?

2) Сравните древнегреческую школу и современную (табличка).

3) Ребята, давайте с вами обратим внимание на слайд, на котором мы увидим разные смайлики. Выберите пожалуйста тот, который больше всего характеризует вашу работу на уроке, и объясните, почему вы выбрали этот смайлик.

Отвечают на вопросы.

Вывод учителя

Итак, ребята, мы познакомились сегодня с греческим театром, узнали как он возник, кто участвовал в его представлениях, а также основные жанры пьес. Он играл значительную роль в жизни греков, воспитывал их, пробуждал самые разные чувства.

Домашнее задание

§ 39, рабочая тетрадь № 39, 41.

Записывают д/з в дневник

Выставле-ние оценок

Учитель выставляет оценки тем ученикам, которые отвечали, и наиболее активным на уроке.

__




Приложение №1: Сценка

Гефест:

На камне этом горестном…
Висеть ты будешь вечно: непреклонен Зевс,
Всегда суровы новые правители.
Родство и дружбу не могу не чтить, пойми.
О, как мне ненавистно ремесло моё!

Власть:

Так закрепи ж и эту руку, чтоб помнил впредь,
Что, как он не искусен, Зевс искуснее.

Гефест: Лишь Прометей и вправе побранить мой труд.

Власть:

Теперь шипом железным и безжалостным
Ему с размаху, с силой грудь насквозь проткни.

Гефест: Ах, Прометей, я плачу о беде твоей!

Власть:

Я вижу лишь возмездье справедливое.
И теперь кольцом железным охвати бока!

Гефест: Не нужно понуканий, всё я сделаю.

Прометей:

Тайком унёс я искру огнеродную.
Она для смертных стала и началом благ.
И вот в цепях без крова опозорённый
За это преступления я отбываю казнь…
Меры не знал я смертных любя… .



Приложение №2 . Схема древнегреческого театра.