СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "экологические экосистемы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока показывает изучение нового материала на примере работы в командах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "экологические экосистемы"»

Урок по окружающему миру -2 класс.ФКГОС.

Тема: «Экологические системы».

ЦЕЛЬ:

выяснить, что называют экологическими системами.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у учащихся представления о круговороте жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота;

  2. Способствовать формированию умения выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно- следственные связи, умения сравнивать и обобщать;

  3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать экологическое сознание учеников на примере экологических проблем.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы обучения:

  1. Объяснительно – иллюстративный;

  2. Метод проблемного изучения нового материала;

  3. Частично – поисковый.

  4. Групповой метод

Методы познания: анализ, сравнение, логический.

Оборудование:

1).рисунки с изображением различных экосистем и их обитателей,

2). Мультимедийная игра « Без чего нельзя жить?»

2). Мультимедийная игра «Компоненты экосистемы»,

3).Мультимедийная игра «Пищевые цепи в экосистеме»

5).Видеоклипы «Тигр», «Лотос», «Ирис».

6). Мультимедийная презентация.

7). Раздаточный материал « взаимосвязь растений и животных»

8) веера с цифрами

Ход урока

I. Организационный момент.

II. актуализация знаний

Мы сегодня отправимся в путешествие в мир природы . выясним лучших знатоков природы. Будем работать в группах. За каждое правильно выполненное задание группа получает карточку с изображением.

Условия работы в группах

Работай дружно и тихо.

Не теряй времени даром.

Пройденный маршрут – путь к успеху.

-Что такое природа?

( Это всё что нас окружает)

-Какая бывает природа?

(Живая и неживая )

-Что такое неживая природа? ( воздух, вода, солнце)

Что такое живая природа? (животные, растения, человек)

Можно ли жить без неживой природы?(Нет)

Выполним задание : «Без чего нельзя жить?»

диск ур 5 №11

3.Постановка проблемной ситуации.

-А может можно обойтись без растений или животных?

Учитель: Представим себе растения, которым надоело, что их поедают животные. И решили растения жить отдельно от животных. Что из этого получилось? ( ответы детей- растения и животные нужны друг другу)

Значит растения и животные нужны друг другу.

Как же они существуют?

Предположение1. Растения живут отдельно от животных и приходят помогать друг к другу

2.Все растения и животные живут вместе

3. Растения и животные живут вместе там где им удобно и комфортно


Мы найдём верный ответ когда изучим вопросы:


1. Как называется то место, где живут различные растения и животные?

2. Что нужно живым организмам для жизни?

3. Каковы «профессии» растений и животных?


Цель: выяснить как сообща живут растения и животные

III. Изучение нового материала.

Учитель демонстрирует учащимся рисунок с изображением лесной поляны.

Нас встречает наука о домах природы –экология.

1. Объяснение учителя.

Давайте представим, что мы оказались в одном из уголков природы. Все закроем глаза и представим яркую зелень листьев, чистоту цветов, необыкновенный узор мха на пне. Все убрано и изысканно украшено.

– Как вы думаете, кем был наведен такой порядок? (Ответы детей.)

– Человек в наведении такого порядка в лесу не участвовал. Как вы думаете, а кто здесь живет? (Ответы детей.)

Каждое животное, растение встречается там, где для его жизни созданы все условия. Это место называется местом обитания.

Какие дома существуют в нашем крае?

Отгадайте загадки – проверка - отгадка на мониторе:

1.Дом со всех сторон открыт –

Он резною крышей крыт.

Заходи скорее в дом –

Чудеса увидишь в нём (Лес)

2.С тихим ветром в разговоре

Трава волнуется, как море.

Там кружатся мотыльки,

Растут цветочки- васильки. (луг)

3. Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит. (вода)


2. Работа в группах

Посмотри на картинки- объясни почему звери не смогли поменять место обитания.

1 ситуация:

- Я плаваю ,- сказал утёнок

- Я тоже, - сказал цыплёнок.

2 ситуация:

- Эй, крот! Надоело мне жить на дереве , хочется покоя!

- А мне так скучно в норе.

-Давай меняться домами!

3 ситуация:

Обсуждение ситуаций в группах, выяснение невозможности животных поменять место обитания.

Вывод:1 цыплёнок стал тонуть, он не умеет плавать!

Вывод2: Сазанчик стал задыхаться на берегу- он может жить только в воде!

Вывод3: Белке под землёй мешает густая шерсть, а крот не может забраться на дерево!

облака

3. Работа в группах.

Учитель. Животные и растения связаны друг с другом. А какая существует взаимосвязь между ними? Попробуем разобраться в этом

В каждом доме свой порядок, у всех есть свои обязанности. Так же и в природе. Кто же кормит обитателей природы. Посмотрите на картинки и ответьте чем питаются эти живые организмы ( по 1 на группу )

Бабочка –нектаром цветов.

Ромашка- водой и минеральными солями.

Воробей –насекомыми, зерном.

Можно ли составить из них единую цепочку –кто кого может съесть?( Да)

Такая цепочка называется пищевой. В ней условными стрелками показано кто кого ест - стрелка направлена на едока.

Получилась пищевая цепь от воды и минеральных солей до хищников:

минер. соли и воды --ромашка – бабочка-- воробей

Проверим, как вы можете составлять цепи питанияцепь питания –

Мультимедийное пособие -ур.8 №5

Дети выходят и составляют цепь питания.

- Все вместе животные и растения составляют систему. Дом по латыни «экос», поэтому дома в природе называют экологические системы

4. Определение экосистемы, с. 5. Прочитай в учебнике и объясни, что такое экосистема.

– На какие компоненты делится экосистема? (Бактерии, животные, растения, почва, солнечный свет, воздух, вода, минеральные вещества.)

5. Самостоятельная работа.

- Заспорили растения и животные – кто главный в доме

Растения кричат: «Мы главные – мы всех кормим!»

«А мы сильнее – мы всех едим»,-отвечают животные.

Тогда Экология сказала: «Нет главных в природе, но у всех есть свои роли- профессии»

Стали растения кормить животных и назвали их кормильцами.

Стали животные есть растения и назвали их едоками.

Презентация – появляются кормильцы и едоки

6. Индивидуальная работа-А есть ли польза растениям от животных?

-Выполним задания на карточках- ответим на этот вопрос.

1 задание- Что получает каждое животное от растения, рядом с которым оно изображено. Напиши над рисунком первую букву слова «пищу», «дупло».

2 задание –Что получает каждое растение от изображённого рядом с ним животного?. Напиши под рисунком первую букву слова «опыление», «Расселение», «защиту», « ничего».


7. Объяснение учителя

- Стали растения и животные жить сообща и столько у них мусора появилось

– Что делать?- спросили они Экологию.

_ А как вы думаете?

-А вы забыли позвать организмы –мусорщики

В презентации появляются мусорщики.

8. Выполнение задания о кормильцах, едоках и мусорщиках

Мультимедийное пособие- ур.9 № 8

финская зарядка

9. Объяснение учителя (продолжение).

Благодаря взаимодействию «кормильцев», «едоков» и «мусорщиков» друг с другом и с неживой природой экосистема живет по своим природным законам и не нуждается в посторонней помощи. Все в природе взаимосвязано. Поэтому и говорят, что в природе существует «равновесие».

Пока не нарушается экологическое равновесие, экосистема может существовать неопределенно долго.

Природа создана так, что в ней есть все необходимое и нет ничего лишнего. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой. Сейчас лю­дям известно много примеров нарушения экологического равновесия. Это случается в разных странах.

10. Решение проблемной ситуации -дети получают описания реальных событий вмешательства человека в равновесие природы. Они обсуждают задания по группам, делают выводы.

Предположите, что получилось, когда:

1ряд -в Китае однажды решили уничтожить во­робьев — за то, что они клевали зёрна на полях.

2 ряд -на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолётов и истребили их множество.

3 ряд - В Австралию около 150 лет назад завезли диких кро­ликов.

Проверим ваши предположения.

Прочитайте, что же произошло в этих странах .

1 ряд -Но истребив огромное количество воробьев, китайцы заметили, что на по­лях размножились насекомые и губят урожай. Оказывается, воробьи клевали не только зёрна, но и этих самых насекомых, оберегая от них культурные растения

2 ряд- Через три года замети­ли: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами...

3 ряд- Никто и предположить не мог, что вскоре кролики станут бедствием для Австралии. Невероятно размножив­шись, они начали опустошать пастбища и поля. Почему же так случилось? В Австралии почти нет хищников, и кроликам оттого раздолье


лето

IV. Закрепление изученного материала.

1.– Смогут ли растения и животные жить отдельно? Почему? (Ответы детей.)

Учитель. Правильно, не смогут, так как все они связаны друг с другом в единое целое – экосистему.

Ребята подготовили к уроку видеоклипы о жителях домов природы – о ком они ?

Выступления представителей от каждого ряда.

1 ряд- фильм «Тигр»

2 ряд – фильм «Ирис».

3 ряд – фильм «Лотос».

Где живут эти обитатели природы, назови их профессии.

2. Игра «Звёздный час».

-Что лишнее - покажи цифру катринки.

-Объясни свой выбор- где живут эти живые организмы?


3. Составь свою картину экосистемы.

Настало время подвести итоги- из картинок, которык вы получили за работу составьте картину природы.

- Какая экосистема у вас получилась?

1 ряд – лес.

2 ряд- луг

3 ряд – водоём.

-Где в ней место человеку?

-Закончим урок стихотворением Б. Заходера « Про всех на свете.»

Все –все на свете – на свете все нужны!

И мошки не меньше нужны , чем слоны…

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете ! Нужны все подряд-

Кто делает мёд , и кто делает яд.

Плохие дела у кошки и мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.


V. Итог урока.

Где живут растения и животные?

Какие профессии есть у растений и животных?

Как растения связаны с животными?

Можно ли убрать какое либо растение или животное?

Домашнее задание: подобрать рисунки с изображением экосистем. Уметь по рисунку назвать «кормильцев», «едоков», «мусорщиков». Выполнить задание на с. 8 (по желанию).