Урок по окружающему миру -2 класс.ФКГОС.
Тема: «Экологические системы».
ЦЕЛЬ:
выяснить, что называют экологическими системами.
Задачи:
Способствовать формированию у учащихся представления о круговороте жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота;
Способствовать формированию умения выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно- следственные связи, умения сравнивать и обобщать;
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать экологическое сознание учеников на примере экологических проблем.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы обучения:
Объяснительно – иллюстративный;
Метод проблемного изучения нового материала;
Частично – поисковый.
Групповой метод
Методы познания: анализ, сравнение, логический.
Оборудование:
1).рисунки с изображением различных экосистем и их обитателей,
2). Мультимедийная игра « Без чего нельзя жить?»
2). Мультимедийная игра «Компоненты экосистемы»,
3).Мультимедийная игра «Пищевые цепи в экосистеме»
5).Видеоклипы «Тигр», «Лотос», «Ирис».
6). Мультимедийная презентация.
7). Раздаточный материал « взаимосвязь растений и животных»
8) веера с цифрами
Ход урока
I. Организационный момент.
II. актуализация знаний
Мы сегодня отправимся в путешествие в мир природы . выясним лучших знатоков природы. Будем работать в группах. За каждое правильно выполненное задание группа получает карточку с изображением.
Условия работы в группах
Работай дружно и тихо.
Не теряй времени даром.
Пройденный маршрут – путь к успеху.
-Что такое природа?
( Это всё что нас окружает)
-Какая бывает природа?
(Живая и неживая )
-Что такое неживая природа? ( воздух, вода, солнце)
Что такое живая природа? (животные, растения, человек)
Можно ли жить без неживой природы?(Нет)
Выполним задание : «Без чего нельзя жить?»
диск ур 5 №11
3.Постановка проблемной ситуации.
-А может можно обойтись без растений или животных?
Учитель: Представим себе растения, которым надоело, что их поедают животные. И решили растения жить отдельно от животных. Что из этого получилось? ( ответы детей- растения и животные нужны друг другу)
Значит растения и животные нужны друг другу.
Как же они существуют?
Предположение1. Растения живут отдельно от животных и приходят помогать друг к другу
2.Все растения и животные живут вместе
3. Растения и животные живут вместе там где им удобно и комфортно
Мы найдём верный ответ когда изучим вопросы:
1. Как называется то место, где живут различные растения и животные?
2. Что нужно живым организмам для жизни?
3. Каковы «профессии» растений и животных?
Цель: выяснить как сообща живут растения и животные
III. Изучение нового материала.
Учитель демонстрирует учащимся рисунок с изображением лесной поляны.
Нас встречает наука о домах природы –экология.
1. Объяснение учителя.
Давайте представим, что мы оказались в одном из уголков природы. Все закроем глаза и представим яркую зелень листьев, чистоту цветов, необыкновенный узор мха на пне. Все убрано и изысканно украшено.
– Как вы думаете, кем был наведен такой порядок? (Ответы детей.)
– Человек в наведении такого порядка в лесу не участвовал. Как вы думаете, а кто здесь живет? (Ответы детей.)
Каждое животное, растение встречается там, где для его жизни созданы все условия. Это место называется местом обитания.
Какие дома существуют в нашем крае?
Отгадайте загадки – проверка - отгадка на мониторе:
1.Дом со всех сторон открыт –
Он резною крышей крыт.
Заходи скорее в дом –
Чудеса увидишь в нём (Лес)
2.С тихим ветром в разговоре
Трава волнуется, как море.
Там кружатся мотыльки,
Растут цветочки- васильки. (луг)
3. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (вода)
2. Работа в группах
Посмотри на картинки- объясни почему звери не смогли поменять место обитания.
1 ситуация:
- Я плаваю ,- сказал утёнок
- Я тоже, - сказал цыплёнок.
2 ситуация:
- Эй, крот! Надоело мне жить на дереве , хочется покоя!
- А мне так скучно в норе.
-Давай меняться домами!
3 ситуация:
Обсуждение ситуаций в группах, выяснение невозможности животных поменять место обитания.
Вывод:1 цыплёнок стал тонуть, он не умеет плавать!
Вывод2: Сазанчик стал задыхаться на берегу- он может жить только в воде!
Вывод3: Белке под землёй мешает густая шерсть, а крот не может забраться на дерево!
облака
3. Работа в группах.
Учитель. Животные и растения связаны друг с другом. А какая существует взаимосвязь между ними? Попробуем разобраться в этом
В каждом доме свой порядок, у всех есть свои обязанности. Так же и в природе. Кто же кормит обитателей природы. Посмотрите на картинки и ответьте чем питаются эти живые организмы ( по 1 на группу )
Бабочка –нектаром цветов.
Ромашка- водой и минеральными солями.
Воробей –насекомыми, зерном.
Можно ли составить из них единую цепочку –кто кого может съесть?( Да)
Такая цепочка называется пищевой. В ней условными стрелками показано кто кого ест - стрелка направлена на едока.
Получилась пищевая цепь от воды и минеральных солей до хищников:
минер. соли и воды --ромашка – бабочка-- воробей
Проверим, как вы можете составлять цепи питанияцепь питания –
Мультимедийное пособие -ур.8 №5
Дети выходят и составляют цепь питания.
- Все вместе животные и растения составляют систему. Дом по латыни «экос», поэтому дома в природе называют экологические системы
4. Определение экосистемы, с. 5. Прочитай в учебнике и объясни, что такое экосистема.
– На какие компоненты делится экосистема? (Бактерии, животные, растения, почва, солнечный свет, воздух, вода, минеральные вещества.)
5. Самостоятельная работа.
- Заспорили растения и животные – кто главный в доме
Растения кричат: «Мы главные – мы всех кормим!»
«А мы сильнее – мы всех едим»,-отвечают животные.
Тогда Экология сказала: «Нет главных в природе, но у всех есть свои роли- профессии»
Стали растения кормить животных и назвали их кормильцами.
Стали животные есть растения и назвали их едоками.
Презентация – появляются кормильцы и едоки
6. Индивидуальная работа-А есть ли польза растениям от животных?
-Выполним задания на карточках- ответим на этот вопрос.
1 задание- Что получает каждое животное от растения, рядом с которым оно изображено. Напиши над рисунком первую букву слова «пищу», «дупло».
2 задание –Что получает каждое растение от изображённого рядом с ним животного?. Напиши под рисунком первую букву слова «опыление», «Расселение», «защиту», « ничего».
7. Объяснение учителя
- Стали растения и животные жить сообща и столько у них мусора появилось
– Что делать?- спросили они Экологию.
_ А как вы думаете?
-А вы забыли позвать организмы –мусорщики
В презентации появляются мусорщики.
8. Выполнение задания о кормильцах, едоках и мусорщиках
Мультимедийное пособие- ур.9 № 8
финская зарядка
9. Объяснение учителя (продолжение).
Благодаря взаимодействию «кормильцев», «едоков» и «мусорщиков» друг с другом и с неживой природой экосистема живет по своим природным законам и не нуждается в посторонней помощи. Все в природе взаимосвязано. Поэтому и говорят, что в природе существует «равновесие».
Пока не нарушается экологическое равновесие, экосистема может существовать неопределенно долго.
Природа создана так, что в ней есть все необходимое и нет ничего лишнего. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой. Сейчас людям известно много примеров нарушения экологического равновесия. Это случается в разных странах.
10. Решение проблемной ситуации -дети получают описания реальных событий вмешательства человека в равновесие природы. Они обсуждают задания по группам, делают выводы.
Предположите, что получилось, когда:
1ряд -в Китае однажды решили уничтожить воробьев — за то, что они клевали зёрна на полях.
2 ряд -на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолётов и истребили их множество.
3 ряд - В Австралию около 150 лет назад завезли диких кроликов.
Проверим ваши предположения.
Прочитайте, что же произошло в этих странах .
1 ряд -Но истребив огромное количество воробьев, китайцы заметили, что на полях размножились насекомые и губят урожай. Оказывается, воробьи клевали не только зёрна, но и этих самых насекомых, оберегая от них культурные растения
2 ряд- Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами...
3 ряд- Никто и предположить не мог, что вскоре кролики станут бедствием для Австралии. Невероятно размножившись, они начали опустошать пастбища и поля. Почему же так случилось? В Австралии почти нет хищников, и кроликам оттого раздолье
лето
IV. Закрепление изученного материала.
1.– Смогут ли растения и животные жить отдельно? Почему? (Ответы детей.)
Учитель. Правильно, не смогут, так как все они связаны друг с другом в единое целое – экосистему.
Ребята подготовили к уроку видеоклипы о жителях домов природы – о ком они ?
Выступления представителей от каждого ряда.
1 ряд- фильм «Тигр»
2 ряд – фильм «Ирис».
3 ряд – фильм «Лотос».
Где живут эти обитатели природы, назови их профессии.
2. Игра «Звёздный час».
-Что лишнее - покажи цифру катринки.
-Объясни свой выбор- где живут эти живые организмы?
3. Составь свою картину экосистемы.
Настало время подвести итоги- из картинок, которык вы получили за работу составьте картину природы.
- Какая экосистема у вас получилась?
1 ряд – лес.
2 ряд- луг
3 ряд – водоём.
-Где в ней место человеку?
-Закончим урок стихотворением Б. Заходера « Про всех на свете.»
Все –все на свете – на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны , чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете ! Нужны все подряд-
Кто делает мёд , и кто делает яд.
Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
V. Итог урока.
Где живут растения и животные?
Какие профессии есть у растений и животных?
Как растения связаны с животными?
Можно ли убрать какое либо растение или животное?
Домашнее задание: подобрать рисунки с изображением экосистем. Уметь по рисунку назвать «кормильцев», «едоков», «мусорщиков». Выполнить задание на с. 8 (по желанию).