УМК :»Начальная школа XXI века»
Класс:1
Тема урока: «Октябрь уж наступил…».
Раздел: Родная природа (3часа)
Учитель: Воронина Ольга Николаевна, г. Волгоград
Цель: создать условия для уточнения и обобщения представлений учащихся о наиболее характерных признаках осени; ознакомления с понятиями оседлые птицы, перелётные птицы; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, умения сопоставлять, выделять, обобщать характерные признаки, явления.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать понятия живая природа, неживая природа, кратко характеризовать сезонные изменения, описывать наиболее характерные признаки, по которым человек узнает о наступлении осени; устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе.
Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью.
Познавательные: информационные – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; предметные – уточнить и обобщить представления о наиболее характерных признаках, по которым человек узнает о наступлении осени; установить зависимости между изменениями в неживой и живой природе; общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные: управление коммуникацией – допускать существование различных точек зрения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.
Личностные: самоопределение – демонстрируют готовность и способность к саморазвитию; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, умеют не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
ЗАДАЧИ ЭКСКУРСИИ:
Сформировать у учащихся общее представление о лесе.
Показать разнообразие растений и животных леса, некоторые признаки их приспосабливания к условиям жизни и взаимосвязи.
Воспитание бережного отношения к природе и желания ее охранять.
Развитие внимания, наблюдательности.
Развитие познавательного интереса.
Обобщение и расширение знаний по теме
Урок окружающего мир. У нас сегодня необычный урок – урок-экскурсия.
II. Объявление темы урока
Мы отправляемся в парк на экскурсию. Как вы думаете, с какой целью мы отправляемся на экскурсию?
Мы отправляемся на экскурсию в парк, чтобы понаблюдать за жизнью растений и животных , увидеть как они приспособились к жизни.
III. Экскурсия в парк. Работа по теме урока
Мы пришли в парк.
Какие запахи здесь присутствуют?
Какое время года наступило?
Как изменился парк с приходом осени?
Давайте составим план нашей работы. Ваши предложения?
Идет совместная работа по составлению плана работы.
План экскурсии:
1. Правила поведения на экскурсии.
2. Погода для проведения экскурсии.
3. Общий вид парка.
4. Условия жизни в парке.
5. Растения парка.
6. Взаимосвязь животных и растений.
7. Животные парка.
8. Охрана парка.
9. Сбор природного материала.
10. Подведение итогов.
Начинаем нашу работу.
Давайте вспомним «Правила поведения в парке».
1. Не шуми.
2. Не разбрасывай мусор.
3. Не ломай ветви деревьев.
Почему необходимо соблюдать правила поведения в природе?
Это нужно делать, чтобы не нарушать природное равновесие.
Продолжим нашу работу.
Понаблюдайте за погодой сегодняшнего дня.
Небо ясное, безоблачное, тепло, ветра и осадков не наблюдается.
Посмотрите вокруг – кто сможет объяснить, что такое парк?
Парк – это естественная или искусственная обычно озелененная территория, созданная для отдыха
Посмотрите на общую окраску парка? Какая преобладает?
Преобладает желтая и красная окраска.
С чем это связано?
Это связано с сезонными изменениями в природе (наступила осень).
Подумайте, не мешают ли расти друг другу растения ?
Они растут ярусами-этажами. Выше всех деревья, ниже – кустарники, еще ниже трава и грибы.
Как вы думаете, случайно ли размещаются растения этажами и почему?
У них идет борьба за свет и тепло.
Все деревья нашего парка можно разделить на 2 группы по их внешнему виду. На какие? Кто догадался?
Лиственные и хвойные.
Какие деревья преобладают в нашем парке ?
Лиственные.
Давайте разделимся на группы и выполним следующее задание:
Задание № 1
Понаблюдаем за растениями парка.
Дети вытаскивают карточку с названием растения (1 для группы) и проводят наблюдения по плану:
1. Название растения.
2. Дерево, кустарник или травянистое растение.
3. Как выглядит стебель? Какой он на ощупь?
4. Какие размеры, форму и окраску имеют листья?
5. Есть ли у растения: цветки? Какие у них размеры? Форма? Окраска? Запах?
6. Есть ли у растений плоды? Как они выглядят?
Найдите других представителей вашей группы среди растения парка.
Сравните листья хвойных и лиственных деревьев. В чем их сходство и отличие? Рассмотрите. Почему хвойные деревья называются вечнозелеными?
Хвойные деревья не сбрасывают иглы на зиму.
Понаблюдайте, какие изменения произошли в неживой природе? Что изменилось в жизни растений?
Задание № 2
В парке есть теплолюбивые и тенелюбивые растения. Найдите их в лесном сообществе. Приведите пример.
Можно ли лес представить без животных? Давайте понаблюдаем за жизнью животных.
Задание № 3
Примерный план наблюдения за животными.
1. Назвать животных.
2. К какой группе относятся животные?
3. Какие размеры, форму и окраску имеет животное? Чем покрыто его тело?
4. Как передвигается животное? Как оно добывает пищу?
5. Издает ли животное звуки? Какие?
По группам:
Задание № 4
Далее представители от группы рассказывают о работе по наблюдению за животным.
Подумайте, какая связь осуществляется между растениями и животными? Составьте схему питания.
Подумайте, почему в парке трудно встретить животное? Если исчезнут животные, то что произойдет в природе?
Тогда не сможет нормально идти круговорот веществ.
Задание № 5
Сбор природного материала.
Как его можно использовать?
Для аппликации, гербария, поделок.
IV. Подведение итогов экскурсии
Ваши впечатления об экскурсии?
Что понравилось?
С какими жителями мы встретились? С какими растениями познакомились? Какая связь между животными и растениями существует?
Что произойдет, если нарушится природное равновесие?
Какие меры по охране леса необходимо проводить?
V. Домашнее задание (рекомендованное)
Подготовить рассказ о животных и растительности парка.
VI. Организационное окончание урока
Урок окончен!
Молодцы!