СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Электронные таблицы. Типы и форматы данных"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Электронные таблицы. Типы и форматы данных"»


План-конспект урока

«Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных»

  1. Бурашникова Екатерина Александровна

  2. МБОУ «Лицей №3» г. Курчатова Курской области

  3. Учитель информатики и икт

  4. Информатика и ИКТ

  5. 9 класс

  6. «Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных». Урок №1.

  7. Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. 9 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г., 295 стр.

  8. Цель урока: Формирование первичных навыков по созданию простейших электронных таблиц. Развитие представления о принципах действия электронных таблиц.

  9. Задачи урока:

Воспитательная: формирование информационной культуры учащихся, дисциплинированности, усидчивости, культуры труда, положительной мотивации учебного труда

Развивающая: развитие основных психических функций, общеучебных навыков, коммуникационных навыков.

Обучающая:

закрепить и проверить знания по теме «Системы счисления»

сформировать:

понимание отличий информационных задач и программных средств;

знание основных понятий по теме электронная таблица и форматирование ячеек таблицы

умения решать информационные задачи с использованием компьютера;

навыки работы с нужными элементами интерфейса программы ( панель инструментов Формат)

  1. Комбинированный урок

  2. Фронтальная, групповая, индивидуальная

  3. ПК, обучающие диски Московской медиатеки учителя информатики, видеоролик «Сказка об электронной таблице», мультимедийный проектор

  4. Структура и ход урока







Этап урока

Название используемых средств

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин.)

1

Организационный

момент


Приветствие учеников,

отметка отсутствующих.

«Добрый день, ребята. Мы продолжаем с вами изучать кодирование и обработку числовой информации. На прошлых уроках мы изучали кодирование числовой информации, а именно узнали, как представляются числа с помощью систем счисления, научились переводить числа из одной системы в другую и выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления. Сегодня же мы узнаем, как обрабатываются числовые данные на компьютере, какое программное обеспечение используют при этом, какие преимущества имеет такая обработка. Но для начала вы выполните небольшую самостоятельную работу на компьютере, которая покажет, насколько вы овладели темой «Системы счисления».


2

2

Фронтальный опрос

Презентация

Чтобы успешно справиться с самостоятельной работой, давайте повторим основные моменты. Задает вопросы обучающимся:

1. На какие две большие группы делятся все СС. Приведите примеры для каждой. Поясните, в чем отличия этих систем друг от друга. (Позиционная – арабская и непозиционная –римская. В позиционной СС значение каждой цифры зависит от ее положения в числе).

2. Назовите алфавиты СС, т.е. те цифры которые можно в них использовать:

А) двоичная (0 и 1)

Б) десятичная (0-9)

Г) восьмеричная (0-7)

3. Алфавиты каких позиционных СС приведены ниже:

А) 0, 1, 2, 3 (четвертичная)

Б) 0, 1, 2, 3, 4, 5 (шестеричная)

В) 0-9, A, B, C, D, E, F (шестнадцатеричная)

4. Запишите наименьшее основание СС, в которой могут быть записаны следующие числа:

А) 122, 9, 14

Б) 112, 10004, 10

В) 11, 7, 12

5. Алгоритм перевода из десятичной СС

6. Алгоритм перевода в десятичную СС

Отвечают на вопросы.

4

3

Самостоятельная работа

Тестирующая программа на ПК с автоматической обработкой результатов

Учитель поясняет, где находится программа на компьютере и дает рекомендации по ее выполнению (если вы не решили задание, то в ячейку с ответом ставим 0).

Выполняют самостоятельную работу на компьютере

7

4

Актуализация темы

Видеоролик «Сказка об электронной таблице», который подготовили обучающиеся 7Б класса.

Нарисованная таблица на доске.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте посмотрим сказку, которую для вас подготовили ученики нашей школы. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Демонстрация видеоролика

Задает вопросы по просмотренному ролику:

- Так какую тему мы сегодня будем с вами изучать? (электронные таблицы)

1. Как вы поняли ребята, какие данные можно вводить в ячейки таблицы (текст, число, формулу). Вносим типы данных в таблицу.

2. В чем преимущество ЭТ перед таблицей в текстовом редакторе? (автоматический расчет)

3. Если поменять исходные данные, что произойдет с результатом?

(результат тоже измениться)

4. В чем преимущество ЭТ перед обычным калькулятором? (можно давать пояснения к данным и автоматический пересчет)

Информационная справка.

Тема «ЭТ» - одна из наиболее практически значимых и востребованных. Знания, полученные при изучении ЭТ пригодятся вам при планировании на самых различных уровнях: от государственного до домашнего. Например, правительство в конце каждого года составляет бюджет на будущий год, где происходят постоянные изменения, перераспределения средств. Используя таблицы Excel, можно планировать личный и семейный бюджет. Освоенный табличный процессор Excel поможет нам переложить решение задач на плечи компьютера. Области деятельности человека, к которым можно отнести использование возможностей табличного процессора различны: бухгалтерия, торговля, строительство, статистика, экология и т.д.

На сегодняшним уроке мы научимся создавать и форматировать таблицу.


Просмотр видеоролика


Отвечают на вопросы


4


3









5

Объяснение нового материала

«Ввод данных в таблицу» (использование проектора и программы Excel ).

Листы с терминами:

- ячейка

- адрес ячейки, имя ячейки

- активная ячейка

- формула


Объяснение материала

Запуск Excel

Структура документа (книга, листы)

Структура таблицы (столбцы, строки, адрес ячейки):

«Cоздав электронную таблицу, впоследствии её можно использовать многократно, значительно упростив повторяющиеся расчёты.

Чтобы понять принципы создания документов Excel, которые принято называть книгами, давайте рассмотрим электронную таблицу.

Запустите Excel. В окне этого приложения появится чистый лист с ячейками. В книге Excel может быть сколько угодно листов, которые расположены на отдельных вкладках. При создании нового документа появляются три чистых листа, корешки, которых видны в нижней части окна документа. Строки ячеек пронумерованы цифрами, а столбцы ячеек названы буквами английского алфавита. Любая ячейка имеет индивидуальный идентификатор, образующийся слиянием буквы столбца и цифры строки.

Верхняя левая ячейка А1 окружена рамкой. Эта рамка указывает на активную ячейку, в которую можно вводить данные. В верхней части окна Excel под панелью инструментов расположена строка формул для ввода данных или формул, на основе которых выполняются расчеты. Слева от строки формул демонстрируется номер активной ячейки»

На доске по мере изучения прикрепляем листы с терминами.

Форматирование готовой таблицы:

«Редактор электронных таблиц Excel позволяет не только производить расчёты, но и придать необходимый внешний вид документу, подобрав для каждой ячейки тип шрифта, его размер, начертание, стиль выравнивания и многое другое, вплоть до угла наклона. Большинство из этих параметров можно задать с помощью панели инструментов Форматирование. А для более специфичных настроек форматирование необходимо использовать команду меню Формат».

Слушают объяснение учителя

5

6

Практическая работа на компьютере

Электронный документ с заданием

Цель практической работы: научиться осуществлять ввод данных и форматировать внешний вид документа. Пояснения к практической работе

Выполнение практической работы

10

7

Физминутка


«Варвара»

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперёд.
Тут немного отдохнёт;
Шея не напряжена
И расслаблена…

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена…

А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена…

Выполняют физминутку

3

8

Домашнее задание

Презентация «Сегодня на уроке…»

Задание на дом: придумать задачу на обработку числовой информации. Создать справку с формулами.

Подведение итога урока. Рефлексия – интервью. Придумайте, пожалуйста, по сегодняшнего уроку вопрос. Он может быть об эмоциональном состоянии, о трудностях и успехах на уроке, о знаниях, полученных сегодня и т.д.

Запись домашнего задания.

Придумывают вопросы. У двух учеников берут интервью.

7

9

Первичное закрепление знаний

Тест «ЭТ»

Демонстрация теста, фронтальный опрос

Если останется время.

Отвечают на вопросы теста