СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Эволюция образа Родины в творчестве С.Есенина

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: проследить за эволюцией образа Родины в творчестве поэта; показать своеобразие лирики С. А. Есенина и его художественного мира; формировать навыки комплексного анализа лирического произведения. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Эволюция образа Родины в творчестве С.Есенина»

Конспект урока по литературе (11 класс)

Тема урока: Эволюция образа Родины в творчестве С.А. Есенина

Цели урока: проследить за эволюцией образа Родины в творчестве поэта; показать своеобразие лирики С. А. Есенина и его художественного мира; формировать навыки комплексного анализа лирического произведения.

Ход урока:

1.Повторение сведений из биографии поэта в форме викторины, составленной учениками

Вопросы.

  1. Где и когда родился С.А. Есенин?

  2. Какие учебные заведения окончил поэт?

  3. С какого возраста Есенин начал писать стихи?

  4. Зачем Есенин поехал в Петроград в 1915 году?

  5. Как называется первый литературный сборник С.Есенина?

  6. В какую литературную группу входил поэт?

  7. К какому литературному направлению примыкал поэт?

8. Как звали любимую женщину поэта?

9.Как Есенин относился к революции?

10.Куда уезжает С.А. Есенин во время революции?

11.Назовите основные темы творчества С. Есенина?

12. Почему С. Есенин называл себя последним поэтом деревни?

13. В каком году и где оборвалась жизнь великого поэта?

2.Этап целеполагания и мотивации

Работа с эпиграфом: Моя лирика жива одной большой любовью к Родине.

Чувство Родины - основное в моем творчестве.

С.А. Есенин

Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о С.А.Есенине и затронем самую главную тему его творчества. Определите ее, прочитав эпигаф. Тема нашего урока: тема Родины в творчестве С.А.Есенина. Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтическими произведениями С. Есенина, посвященными России; посмотрим, какое место занимает тема Родины в лирике поэта, как эволюционировала тема родины на различных этапах жизни поэта.

-Что вы понимаете под словом Родина? С чем ассоциируете это слово?

(Родня деревня, село, город, дом, близкие люди, природа)

-Одна из наших целей: составить кластер слова Родина, исходя из того, как понимал его С.А. Есенин)

Просмотр фрагмента из фильма «Есенин»

Составление кластера по слову Родина.

Родина



Народ

Родители



Природа

Родной дом, село





3 Работа в группах со стихами.

Каждой группе предлагались стихи для самостоятельного прочтения: «Письмо матери», «Гой, ты Русь, моя родная», «Последний поэт деревни», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь советская», «Русь уходящая», «О Русь, взмахни крылами». Задание заключалось в том, чтобы попробовать самостоятельно определить, сколько этапов можно выделить в эволюции образа Родины в стихах поэта, как менялось отношение к ней, какие стихи можно отнести к каждому из этапов. Итогом работы должна была стать заполненная таблица.

Эволюция темы Родины в лирике Есенина.

Этапы жизни и творчества

Образ Родины, отношение к ней поэта

1этап. 1914 – 1916. Оставляет родные рязанские просторы. Рождается светлая тоска по родному краю. «Письмо матери», «Гой, ты Русь, моя родная»

Родина – это родной край, родное село. Грусть, тоска по родным местам. К малой родине обращается как к родному человеку. Возникает чувство щемящей грусти.

2этап. 1917 – 1919. Родина и революция. Судьба Родины и народа волнует Есенина. Устремленность поэта к новой жизни. «О Русь, взмахни крылами»

Родина – необъятная Россия. Непонятны поэту изменения облика России с приходом революции. Его ожидания не оправдались. Преобразуя землю, человек губит ее красоту.

3 этап. 1920 – 1921. Отражение в поэзии духовного кризиса. Появляются мотивы одиночества, душевной усталости и трагической безысходности. «Последний поэт деревни»

Социализм стал угрозой для дорогого Есенину «мира таинственного мира, мира древнего». Это плач по уходящей Руси, погибающей крестьянской культуре. Россия – это храм. Есенин переживает близкую гибель этого храма.

4этап. 1922 – 1924. Заграничная Есенина, непривлекательность буржуазной цивилизации. Тоска по Родине. «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Взгляд на мир становится шире. Он становится гражданином мира, но в дальнейшем  понимает, что его Родина ближе его душе. «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь».

5этап. 1924 – 1925. Философское осмысление эпохи и места человека в ней. Исповедь поэта. «Русь советская», «Русь уходящая»

Восприятие Родины не как Советской России, а как Руси. Есенин пытается принять новую Россию, новую деревню, но он кровно привязан к старой Руси.



Работа в группах была рассчитана на 20 мин., после этого каждая из групп представляла итоги своей работы, корректирование и дополнение таблицы происходило совместно с учителем. В процессе заполнения таблицы учащиеся должны были проанализировать стихи, соотнеся их содержание с этапами биографии поэта.

Пример анализа стихотворения «Я последний поэт деревни».

"Я последний поэт деревни..." – это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему "деревянному" миру "железный гость" и, наверное, новые певцы нового времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы. Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение в любой час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого, лирический герой. Ключевые слова в этом стихотворении – "дощатый мост", "луны часы деревянные". В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от железа): весь уклад жизни, вся уходящая крестьянская соприродная культура. Но "скромен в песнях дощатый мост", не по нему пойдут в будущее современные поэту люди. Они, как это ни горько сознавать автору стихотворения, пойдут иной дорогой, иным "мостом".

Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него наступает последний час. Да и для "часов" тоже наступают последние сроки, они именно "прохрипят" двенадцатый час, для них это мучительно тяжело.

"Луны часы" здесь также не случайны. Луна появляется ночью. Ночь разделяет день уходящий и день наступающий. И как только истекут отмеренные сроки – наступит тьма для поэта. Ничего светлого, хорошего в его жизни уже не будет.

Поэт стоит за прощальной обедней "кадящих листвой берез". Что случилось с тонкой березкой, некогда заглядевшейся в пруд? То же, что и с человеком. Береза – излюбленный образ народной поэзии и поэзии Есенина. Березы теперь "кадят", то есть разбрасывают свою листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, это символ осиротевшей, умирающей природы.

Второе четверостишие открывается глаголом "догорит": "Догорит золотистым пламенем // Из телесного воска свеча..." "Догорит" находится в начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно. Свеча догорит обязательно, а сама она из "телесного воска", то есть из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего ("деревянного") мира – о "железном госте", который выйдет "на тропу голубого поля" России с ее необъятными просторами.

"Железный гость" несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор, комбайн, любая другая техника. Это и противостоящий деревне город, где производится эта техника. Это, конечно, и новый уклад жизни, новый мир, и новый, механический, а не природный, человек. Но, по Есенину, на голубом поле России он не хозяин и не работник, а всего лишь "гость", чуждый природе, рожденный не природным миром. Его не могут поэтому принять как родного.

И, конечно, у этого "железного гостя" "черная горсть", "не живые, чужие ладони". При нем природа осиротеет. И только будет разгуливать буйный разбойник, бродяга-ветер, "панихидный справляя пляс". Это кощунственная пляска на дорогих автору могилах.

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения: "Скоро, скоро часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!"



- Что остаётся и что изменяется в образе Родины этого периода творчества Есенина?

Выводы:

- Остаётся деревенская Россия, образы родной природы.

- Меняется настроение, тональность, цвета, звуки, исчезает идиллия.

Этап рефлексии:

- Как развивается тема Родины на разных этапах жизни Есенина?

- Что вмещает в себя понятие Родины?

- Что вы для себя открыли в поэзии Есенина?

Тема родины - главная тема в творчестве поэта. Чувства к Родине переплетается с чувствами к женщине, природе, жизни. Любовь к России – это жизненная философия Есенина.



Прослушивание романсов на стихи С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…»



Домашнее задание: выучить одно стихотворение о родине по выбору, подготовить сообщение о теме родины в лирике Есенина, опираясь на таблицу.