СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики в 11 классе на тему: "Решение задач. Излучения и спектры"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики в 11 классе на тему: "Решение задач. Излучения и спектры"»

11а - 11б -

Тема. Решение задач. Излучения и спектры.

Цели урока

1. Укрепить значимость темы “Спектр электромагнитных волн” в формировании представлений учащихся о физической картине мира; уточнить представление о строении вещества; составить более полную картину структуры объектов во Вселенной, развить умения работать самостоятельно, воспитать умения выделять главное.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос

- Какую волну называют электромагнитной?

- Какова история электромагнитных волн?

- Перечислите общие характеристики и свойства, позволяющие объединить все виды электромагнитных излучений в шкалу электромагнитных волн.

Учащиеся (возможные ответы)

1. Скорость электромагнитной волны является конечной и в вакууме равна скорости света.

2. Любой движущийся с ускорением или колеблющийся заряд излучает

электромагнитные волны.

3. Вокруг источника электромагнитных волн происходит периодическое изменение характеристик электрического и магнитного полей (векторов напряженности и магнитной индукции).

4. Направления колебаний векторов напряженности магнитной индукции взаимно перпендикулярны, а также перпендикулярно направлению распространения волны, это значит, что электромагнитные волны поперечны.

5. Электромагнитные волны имеют свойства: интерференции, дифракции,

поляризации, дисперсии.

- Какой формулой связаны длина волны и частота излучения?

- Назовите излучения которые действовали на вас сегодня утром?

III. Решение задач.

1. Солнце излучает в пространство каждую секунду около 3,75*1026 Дж

энергии. На сколько в связи с этим уменьшается масса Солнца.

2. Когда через ионизированные слои атмосферы проходят спутники или космические корабли, то они становятся источниками рентгеновского излучения. Как это объяснить?

3. В 1897 г. русский физик П.Н. Лебедев получил электромагнитное излучение с длиной волны 6 мм. Вычислить частоту и период таких волн.

4.Сколько длин волн монохроматического излучения с частотой 500 ТГц укладывается на отрезке 30 см?

Варианты ответов:

  1. 2∙10⁶;

  2. 5∙10⁵;

  3. 7∙10⁵;

  4. 150.

Находим длину волны: λ= с/ν = 3∙10⁸м/с /5∙10ˡ⁴ Гц = 6∙10⁻⁷ м.

Чтобы узнать, сколько длин волн укладывается на данном отрезке, надо длину отрезка разделить на длину волны: Ν = l / λ = 0,3м / 6∙10⁻⁷ м = 5∙10⁵ длин волн.

5. Вставьте пропущенные слова в предложения: «Чем _____ температура тела, тем быстрее движутся в нём атомы. При их столкновении друг с другом часть _____ энергии идёт на возбуждение, затем атомы излучают и переходят в _______ состояние» Варианты ответов: ниже, потенциальной, выше, основное, кинетической, возбуждённое. Правильный вариант: Чем выше температура тела, тем быстрее движутся в нём атомы. При их столкновении друг с другом часть кинетической энергии идёт на возбуждение, затем атомы излучают и переходят в основное состояние.

IV. Самостоятельная работа. 1вариант

1. Свечение твёрдых тел, вызванное бомбардировкой их электронами, называется

А) электролюминесценцией Б) фотолюминесценцией в) тепловым излучением

Г) катодолюминесценцией

2. Спектральным анализом называется:

а) способ возбуждения атомов б) метод диагностики процентного состава вещества

в) метод определения химического состава вещества по его спектру г)метод

определения вида спектра

3. Вещество в газообразном атомарном состоянии даёт:

а) непрерывный спектр излучения б) линейчатый спектр излучения в) полосатый спектр

излучения г) сплошной спектр поглощения

4 Какое излучение имеет самую короткую длину волны:

а) ультрафиолетовое б) инфракрасное в) видимый свет г) радиоволны д) рентгеновские

лучи

5 Ультрафиолетовым излучением называется электромагнитное излучение с длинами

волн в вакууме в диапазоне

а)10-400нм б)400-800нм в) 800нм-1мм г) 0,001-10нм

6. Рентгеновские лучи имеют частоты в пределах 61017 Гц до 7,51017 Гц . Определите длины волн этих лучей.

2 вариант

1. Излучение, при котором потери атомами энергии на излучение света компенсируется за счёт энергии теплового движения атомов излучающего тела, называется:

А) электролюминесценцией Б) фотолюминесценцией в) тепловым излучением

Г) катодолюминесценцией

2. Вещество в газообразном состоянии, если газ состоит из молекул, слабо связанных друг с другом, даёт:

а) спектр поглощения б) непрерывный спектр излучения в) полосатый спектр излучения

г) линейчатый спектр излучения д) непрерывный спектр поглощения

3. Нагретый кусок железа даёт:

а) линейчатый спектр излучения б) полосатый спектр излучения в) непрерывный спектр излучения г) сплошной спектр поглощения д) линейчатый спектр поглощения

4. Какое излучение из перечисленных ниже имеет самую низкую частоту:

а) ультрафиолетовое б) инфракрасное в) видимый свет г) радиоволны

5. Инфракрасным излучением называется электромагнитное излучение с длинами волн в вакууме в диапазоне

а)10-400 нм б)400-800 нм в) 800 нм-1мм г) 0,001-10 нм

6. Свет имеет частоты от 3,751014 Гц до 7,51014 Гц. Каков интервал длин волн у видимого излучения?

V. Итоги урока

VI. Домашнее задание: гл 11