СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики в 8 классе по теме "Парообразование"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики в 8 классе по теме "Парообразование"»

Повторительно-обобщающий урок по теме «Парообразование и конденсация».



ЦЕЛИ УРОКА:

образовательные:

  • актуализация знаний по теме «Парообразование и конденсация»;

  • закрепление и систематизация знаний, полученных при изучении данной темы;

  • формирование и закрепление умений выделять тепловые явления, описывать их физическими величинами, графиками, формулами;

  • стимулирование интереса к изучаемой теме;

развивающие:

  • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;

  • развитие навыков индивидуальной практической деятельности;

  • развитие коммуникационной компетентности учащихся;

  • развитие мышления учащихся при решении задач;

  • продолжение формирования опыта наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, выделять главное, делать выводы;

воспитательные:

  • формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;

  • воспитание духа здорового соперничества, доброжелательного отношения друг к другу, чувства коллективизма;

  • дальнейшее формирование мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • закрепить понятия «испарение и кипение», повторить формулы для расчета количества теплоты при парообразовании и конденсации, при нагревании и охлаждении, плавления и кристаллизации

  • формирование умений: решать задачи на применение формул для расчета количества теплоты; работать с таблицами физических величин; читать графики процессов; объяснять тепловые явления;

  • развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод;

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний .

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический – демонстрационный эксперимент, решение задач.

Общее время урока: 45 минут

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: компьютер в комплекте с мультимедийным проектором, стаканы с водой и эфиром, демонстрационные рычажные весы, стаканы с холодной водой и кипятком равной массы.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний. Обозначение темы, постановка целей и задач урока.

  3. Решение задач.

  4. Проверочная работа.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.



ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дети!

Сегодня у нас будет урок повторения и обобщения по теме «Парообразование и конденсация» . А девиз нашего сегодняшнего урока - «Незнающие пусть научаться, а знающие пусть вспомнят еще раз».



Сегодня мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал. Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий.

  1. Актуализация знаний.

Устная работа с классом:

1. Фронтальный опрос:

  • Дайте определение парообразования и приведите примеры;

  • Какие виды парообразования вы знаете?

  • Как называется обратный процесс парообразования? Дайте его определение.

2. Постановка эксперимента:

I. Берем две бумажные салфетки. Одну из них смачиваем водой, а другую – эфиром (вода и эфир одинаковой массы и температуры). Какое явление вы наблюдаете? -Испарение жидкостей. Дайте определение испарения. Одинаковая скорость испарения жидкостей? - В результате эфир испаряется быстрее, чем вода. Почему?

Какими способами можно в данном случае ускорить процесс испарения?



II. На рычажных весах уравновешены стакан с водой комнатной температуры и стакан с кипятком. Через несколько секунд равновесие нарушается: стакан с водой комнатной температуры перевешивает. Объясните наблюдаемое явление.

  1. Работа с формулами.

Перед вами формулы для расчета физических величин.





  • В каждый пустой квадрат вставьте пропущенную букву. Какую физическую величину она обозначает? В каких единицах измеряется?

  • Назовите имя каждой формулы.



  1. Решение задач.

  1. Работа с графиками.

Перед вами графики зависимости температуры вещества от времени.



  • Какой из графиков соответствует:

а) охлаждению вещества без перехода в другое агрегатное состояние;

б) кипению вещества. Для какого вещества он построен?

в) нагреванию вещества без перехода в другое агрегатное состояние;

г) конденсации вещества?

  • По графику №4 определите в каком состоянии находилось вещество на участке АВ?

  • По графику №2 определите время кипения эфира.

  1. Расчет количества теплоты при тепловых явлениях.

Два ученика вызываются к доске и самостоятельно решают задачи. Класс в то же время решает те же задачи по вариантам.

Через 6 минут класс проверяет правильность решения на доске.

Ответы:

1вариант.

Д ано: СИ: Решение:

V=1л = 0,001м3 Q=Lm; m= ρV Q= LρV

ρ = 710кг/м3 Q=0.4∙106Дж/кг∙710кг/м3∙0,001м3 =284∙103Дж=

tк=35С =284кДж

L=0.4∙106Дж/кг

Q -? Ответ: 284 кДж



2вариант.

Д ано: СИ: Решение:

m=100г= 0,1кг Q= сm(t1-t2);

с = 2500Дж/кг∙С Q= 2500Дж/кг∙С∙0,1кг ∙( 78С-28С)=12500Дж

t1=78С =12,5кДж

t 2=28С

Q -? Ответ:12,5 кДж



Вопрос классу: А как найти общее количество теплоты выделившееся на участке АС графика №2?



  1. Проверочная работа.

Вариант I

  1. Испарение называется явление перехода молекул…

а) в пар с поверхности жидкости;

б) из жидкости в пар;

в) в пар с поверхности жидкости.

2. Конденсация пара сопровождается…

а) выделением энергии;

б) поглощением энергии.

3. Во время кипения температура жидкости…

а) не изменяется;

б) увеличивается;

в) уменьшается.

4. При уменьшении атмосферного давления температура кипения…

а) увеличивается;

б) не изменяется;

в) уменьшается.

5. В тарелку и стакан налили воду одинаковой массы. Из какого сосуда она испаряется быстрее при одинаковой температуре?

а) из тарелки;

б) из стакана;

в) одновременно из обоих.

6. При наличии ветра испарение происходит…

а) быстрее;

б) медленнее;

в) с такой же скоростью как и при его отсутствии.



Вариант II



  1. Кипение – это явление, при котором происходит…

а) переход молекул из пара в жидкость;

б) испарение не только с поверхности, но и изнутри жидкости;

в) переход молекул из жидкости в пар по всему объему жидкости.

2. Испарение происходит…

а) при постоянной температуре для каждой жидкости;

б) при любой температуре.

3. Чем больше плотность пара над жидкостью, тем испарение…

а) происходит быстрее;

б) происходит медленнее;

в) скорость испарения не изменяется.

4. При подъеме объем пузырька пара при кипении увеличивается…

а) т.к. растет давление пара в пузырьке;

б) уменьшается давление столба жидкости, а давление пара не изменяется внутри пузырька.

5. Испаряется ли вода в открытом сосуде при 0С ?

а) испаряется;

б) не испаряется, т.к при 0С вода замерзает.

6. При увеличении атмосферного давления температура кипения…

а) не изменяется;

б) увеличивается;

в) уменьшается.

5.Подведение итогов урока.

Рефлексия

  • Какое задание было самым интересным?

  • Какое задание было по вашему мнению самым сложным?

  • С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, за работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки за работу на уроке).

Спасибо всем за хорошую работу на уроке. Молодцы!





6.Домашнее задание.



  • Повторить §§9,16-18,20

  • Составить задачи на применение формул Q= сm(t2-t1), Q=Lm и решить составленные задачи.



Литература:

  1. Лукашик В.И, Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.– 224

  2. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 192 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс