9а - 9б - 9в - 9г - 9д -
Тема. Решение задач. Движение тел под действием силы тяжести.
Цели:
Образовательная: формирование практических умений по решению задач на тему «Движение тела под действием силы тяжести»;
Развивающая: совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы), развивать познавательный интерес;
Воспитательная: прививать культуру умственного труда, аккуратность, учить видеть практическую пользу знаний, продолжить формирование коммуникативных умений, воспитывать внимательность, наблюдательность.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Ребята, на прошлых уроках мы вывели уравнение траектории тела, брошенного под углом к горизонту без учёта сопротивления воздуха. Как называется траектория такого движения?( Ответ: Парабола.)
Кроме того, мы выводили формулы для времени и дальности полёта, максимальной высоты подъёма тела. При каком угле броска дальность полёта будет максимальной? (Ответ: При 45°)
Закрепление знаний
А теперь перейдем к решению задач:
(При решении задач сопротивление воздуха будем не учитывать.)
№ 1.
Измерьте (или приблизительно оцените) расстояние от вытянутой горизонтально руки до пола и вычислите время падения выпущенного из руки предмета и его скорость при ударе о пол.
Дано:
h=1,5м
g=10
Решение:
При равноускоренном движении расстояние от руки до пола связано со временем падения формулой
(1)
откуда время падения
(2)
Тогда
(3)
Допустим, что расстояние от руки до пола равно 1,5 м. Тогда, согласно (2) и (3),
t-?
№ 2.
Пловец, спрыгнув с пятиметровой вышки, погрузился в воду на глубину 2м. Сколько времени и с каким ускорением он двигался в воде?
Дано:
h=5м
l=2м
Решение.
Если считать, что пловец прыгал с нулевой начальной скоростью, то в воду он входил со скоростью
Относительно движения пловца в воде предположим, что его движение в воде равнозамедленное. Тогда ускорение пловца
а время движения в воде
Вычисления:
a-?
t-?
№3.
При свободном падении первое тело находилось в полете в 2 раза больше времени, чем второе. Сравнить конечные скорости тел и их перемещения.
Дано:
t1
t2=2 t1
g=10
Решение.
Закон движения при свободном падении
(s - вертикальное перемещение за время t). Закон изменения скорости тела со временемv(t)=gt. Поэтому
-?
-?
№ 7.
Найти ускорение свободного падения шарика по рисунку 1, сделанному со стробоскопической фотографии. Интервал между снимками 0,1 с, а сторона каждого квадратика сетки на фотографии в натуральную величину равна 5 см.
Дано:
S=1см
t=0,1c
Решение.
Согласно общей формуле для равноускоренного движения путь, пройденный шариком, равен
(1)
где v0 — начальная скорость. Пусть точкой начала отсчета пути и времени является верхнее положение шарика на рисунке. Тогда для следующего снимка, согласно рисунку, имеем
(2)
затем
(3)
Запишем на основании (1) систему уравнений:
(4)
Исключая из уравнений начальную скорость, находим
Откуда
(5)
Вычисления:
g-?
Итоги урока
Домашнее задание
§12, 12.1