Конспект урока «Физико-географическая характеристика Черепановского района»
Тема урока соответствует рабочей программе по географии.
Место данной темы в разделе «География Новосибирской области – региональный компонент – 9 часов», тема: «Черепановский район» - 1час.
При проведении данного урока сделан акцент на изучение физико-географической характеристики Черепановского района.
Цели:
Обучающая: сформировать знания об особенностях природы родного края, определить компоненты ПТК, выявить взаимосвязь между компонентами ПТК Черепановского района;
развивающая: продолжить формировать умения работать с географической картой, составлять описание компонентов ПТК; выделять главное в изучаемом материале;
воспитательная: прививать познавательный интерес, любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за малую родину.
Планируемые результаты обучения в универсальных учебных действиях
Предметныерезультаты: вспомнить понятия: ПТК, компоненты ПТК; познакомиться с ПТК своей местности. Выявить особенности природы Черепановского района.
Метапредметныерезультаты: организовать самостоятельную деятельность, определить ее цели и задачи. Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; продолжить формирование у учащихся способности к приобретению практических, творческих умений.
Личностныерезультаты: осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы. Формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Тип урока по дидактической цели – изучение нового материала.
Оборудование:
Атлас «Люби и знай свой край» Для школ Новосибирской области .
Кравцов, В.М. География Новосибирской области / В.М. Кравцов, Р.П. Донукалова –1996. –144с
Карточки-инструкции.
Схема территориального планирования Черепановского района Новосибирской области до 2026г.
Таблица 4 – План урока
Структура(элементы урока) и его содержание | Методы и приемы |
Организационный а) Приветствие. Организация класса. б) Постановка цели и задачи, объявление темы урока... II. Изучение нового материала. Объяснение этапов и формы изучения нового материала. Класс делится на группы специалистов, целью которых является изучение своей проблемы по карточкам – инструкциям. 1.Группа. Географы 2.Группа. Геологи и геоморфологи. 3. Группа. Климатологи. 4.Группа. Гидрологи. 5.Группа. Биологи и зоологи. Обобщение III. Закрепление новых знаний Раскройте взаимосвязь между компонентами ПТК. Назовите основных представителей растительного и животного мира. Как приспособились растения и животные к условиям обитания. IV. Домашнее задание. Подготовить схему ПТК Черепановского района | Деятельность учителя Рассказ учителя. Работа с учебником. Работа в тетради. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный рассказ учащихся. Беседа, Черепановского района на карте Новосибирской области. Рассказ, работа с учебником. Частично поисковый. Репродуктивный. Беседа. Инструктаж учителя. |
Конспект урока
Ребята, прозвенел звонок. Все правильно встали и успокоились (пауза, пока ученики не выполнили это требование). Здравствуйте, садитесь (подождать пока ученики займут свои места). Сегодня на уроке географии нам предстоит расширить свои знания о своеобразии природы своей малой Родине - Черепановского района. Необходимо дать характеристику компонентам, определить взаимосвязь между компонентами ТПК Черепановского района.
Для изучения нового материала нам необходимо разбиться на 5 групп. Каждая группа получает карточки-инструкции, выбирает старшего, который подразделяет задание на части и распределяет их между членами группы. На обсуждение группам дается 12-15 минут. Через 8-10 минут внутри группы начинается работа по подведению итогов изучения задания, т.е. готовится отчет по изучаемым вопросам. После согласования группового отчета решается вопрос о том, кто будет его докладывать, а кто показывать объекты на карте. Если по какому-то вопросу ученик, или ученики не нашли ответа, им помогает учитель.
1.Группа. Карточка – географам
1.Геогрфическое положение Черепановского района
2.Площадь территории
3.Протяженность района с севера на юг и с запада на восток в километрах
2.Группа. Карточка –геологам и геоморфологм.
1.Каков общий характер поверхности? Чем его можно объяснить?
2.Как расположены формы рельефа на изучаемой территории?
3.Каковы наименьшая и преобладающая высоты. Уклон территории.
4.Каковы причины разнообразия залегания горных пород?
3. Группа. Карточка -климатологам.
1.К каком климатическом поясе и в какой области расположена территория?
2.Средняя температура января и июля.
3.Господствующие ветры (по сезонам).
4.Годовое количество осадков и их режим. Чем объяснить различие в количестве осадков?
5.Почему климат влияет на плодородие почв?
4.Группа. Карточка – гидрологам.
1.Внутренние воды (реки, озера, болота, подземные воды).
2.Тип питания.
3.Водный режим и охрана вод.
4.В чем различие внутренних вод областей избыточного и недостаточного увлажнения Черепанорвского района.
5.Группа. Карточка –биологам зоологам.
1.Определить природную зону
2.Почвы
3.Растительный и животный мир
4.Раскрыть взаимосвязи между компонентами (почва, растительный мир, животный мир).
5. Изменится ли наш природный комплекс, если количество выпадающих осадков сократится в 2 раза?
Обобщение. Предоставляется слово группам специалистов. Остальные учащиеся слушают, кратко конспектируют, задают вопросы.
IV.Закрепление и обобщение знаний:
1.Раскройте взаимосвязь между компонентами ПТК.
2.Назовите основных представителей растительного и животного мира.
3.Как приспособились растения и животные к условиям обитания.
V. Домашнее задание: Подготовить схему ПТК Черепановского района.