Тема: «Фотосинтез — способ питания растений»
Цель: Формирование представления о сущности процесса фотосинтеза, рассмотрение значения фотосинтеза в природе и жизни человека; развитие умений извлекать информацию из текста и иллюстраций, анализировать, сравнивать и делать выводы; воспитание любознательности; формирование познавательного интереса к изучаемой теме.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей открытия фотосинтеза, с условиями, необходимыми для этого процесса; раскрыть сущность процесса фотосинтеза.
Развивающие: развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью; учить находить главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
Воспитательные: воспитать культуру общения учащихся, сотрудничества (со сверстниками, учителями), бережное отношение к учебному оборудованию; прививать любовь к предмету и его изучению.
Тип урока (вид урока): формирование новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся
Прежде, чем я объявлю тему урока, послушайте четверостишье.
Мы требуем, чтобы по праву
И кусты, и деревья, и травы –
Бесценный дар кислородный –
Берёг и ценил человек.
Почему автор называет растения даром кислородным?
Потому что растения выделяют в атмосферу кислород, которым мы дышим.
Говорят, что жизнь – это лучи Солнца, усвоенные зелёным листом растения. Вся жизнь на Земле связана с зелёным листом. Почему?
Т.к. цепочка питания начинается с растения, растениями питаются животные, а растениями и животным питается человек.
Итак, растения нам поставляют кислород и органические вещества и всё это благодаря процессу – фотосинтез.
3. Изучение нового материала:
Запишите в тетрадь число, тему урока.
Узнаем на уроке:
Что такое фотосинтез и при каких условиях он происходит;
Какое значение имеет фотосинтез;
Обратим внимание на проблему загрязнения воздушной среды.)
Прежде, чем подробно разбирать процесс фотосинтез. Давайте с вами познакомимся с его историей открытия.
Первым ученым, который стал исследовать питание растений, стал голландский учёный Ян Баптист ван Гельмонт.
В глиняной кадке с почвой он выращивал иву, поливая её только дождевой водой. Опавшие листья собирал и взвешивал. Через 5 лет масса ивы вместе с опавшими листьями увеличилась на 77 кг, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.
Как вы думаете, за счёт чего выросло дерево? Гельмонт не смог в своё время ответить правильно на этот вопрос. Ответ: он считал, что растение питается водой.
Следующим ученым, который проводил исследование растений и открыл фотосинтез стал Джозеф Пристли – английский ученый, родился в семье ткача. Он был хорошо образован для своего времени человеком, изучил 9 языков.
Учёный взял два стеклянных колпака, поместил под каждой по мыши. Со второй мышью он поместил растение с мятой. Что произошло через 5 часов? И почему?
К какому выводу пришёл учёный? Ответ: Пристли так сказал, что растения «исправляют» воздух, т.е. поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.
Запишите в тетрадь: Д.Пристли – открыл фотосинтез.
Затем, Юлиус Сакс - немецкий ботаник доказал, что зелёные растения не только выделяют кислород, но и создают органические вещества (крахмал), служащие пищей другим организмам.
Он поставил комнатное растение в тёмный шкаф на 3 дня, чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев. На полоске чёрной бумаги вырезал фигурку- флажок. Через 3 суток вынул растение из шкафа и приколол полоску иголочками к листу. Затем растение поместил на свет на 10 часов, но при этом дополнительно включил светильник. Через 10 часов снял чёрную полоску, лист срезал и поместил на 1 минуту в кипящую воду, а затем в горячий спирт на 1 минуту, в котором хорошо растворился хлорофилл. Когда спирт окрасился в зелёный цвет, а лист обесцветился, его промыл водой и положил в чашку со слабым раствором йода, на листе стала проявляться фигурка флажка, окрашенная в синий цвет.
Почему флажок окрасился в синий цвет? Ответ: Крахмал окрашивается йодом в синий цвет.
Какой сделаем вывод по опыту Сакса? Ответ: крахмал образовался в листьях на свету, а в темноте крахмал не образуется.
К.А.Тимирязев – отечественный ботаник, развил учение о фотосинтезе. Внёс большой вклад в выяснение космической роли растений.
Запишите в тетрадь. К.А.Тимирязев – развил учение о фотосинтезе.
Теперь давайте рассмотрим, что же такое фотосинтез.
Найдите определение процессу фотосинтеза в и. 11 и запишите себе в тетрадь.
Процесс образования в клетках растений на свету органических веществ из углекислого газа и воды с выделением кислорода называется фотосинтезом (от греч. фото — свет и синтез — соединение).
Для протекания процесса необходимо наличие света и хлоропластов, зеленых образований в молодых частях растений, которые способны улавливать солнечный свет. Органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза, поступают из клеток листа в клетки других органов растений. Там они идут на построение новых клеток, корней, стеблей, цветков, плодов.
Значительная часть органических веществ в клетках растений идет на клеточное дыхание — органические вещества под действием кислорода расщепляются с высвобождением энергии.
Схема процесса фотосинтеза
К фотосинтезу способны, кроме зеленых растений, некоторые протисты и бактерии. Такие организмы называют автотрофами. А бактерии, грибы и многие протисты, у которых нет хлоропластов называют гетеротрофами.
Значение фотосинтеза:
В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.
Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.
Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой
Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли
4. Физкультминутка
Зажмурьтесь на 3—5 сек, не зажимая сильно веки. Откройте глаза. И так 7 раз.
Сожмите слегка пальцами виски. Держите пальцы 2 сек. Расслабьте пальцы. Повторите упражнение 4—5 раз.
Рисуйте взглядом геометрические фигуры, держа глаза при этом открытыми. Начните с треугольника, затем прямоугольник, квадрат и круг.
Двигаем глазами вверх-вниз. Притом глаза держим закрытыми и двигаем ими медленно. Повторить.5—7 раз.
5. Закрепление
Ответы на вопросы после параграфа.
6. Информация о домашнем задании
Домашний задание: §11
7. Итоги урока. Рефлексия
Давайте подведем итоги нашего урока:
-как вы думаете достигли ли мы цели урока?
-все ли было вам понятно?
-все ли понравилось?