СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Фотосинтез — способ питания растений»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Фотосинтез — способ питания растений»»

Тема: «Фотосинтез — способ питания растений»

Цель: Формирование представления о сущности процесса фотосинтеза, рассмотрение значения фотосинтеза в природе и жизни человека; развитие умений извлекать информацию из текста и иллюстраций, анализировать, сравнивать и делать выводы; воспитание любознательности; формирование познавательного интереса к изучаемой теме.

Задачи:

Образовательные: познакомить с историей открытия фотосинтеза, с условиями, необходимыми для этого процесса; раскрыть сущность процесса фотосинтеза.

Развивающие: развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью; учить находить главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Воспитательные: воспитать культуру общения учащихся, сотрудничества (со сверстниками, учителями), бережное отношение к учебному оборудованию; прививать любовь к предмету и его изучению.

Тип урока (вид урока): формирование новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

Прежде, чем я объявлю тему урока, послушайте четверостишье.

Мы требуем, чтобы по праву

И кусты, и деревья, и травы –

Бесценный дар кислородный –

Берёг и ценил человек.

Почему автор называет растения даром кислородным?

Потому что растения выделяют в атмосферу кислород, которым мы дышим.

Говорят, что жизнь – это лучи Солнца, усвоенные зелёным листом растения. Вся жизнь на Земле связана с зелёным листом. Почему?

Т.к. цепочка питания начинается с растения, растениями питаются животные, а растениями и животным питается человек.

Итак, растения нам поставляют кислород и органические вещества и всё это благодаря процессу – фотосинтез.

3. Изучение нового материала:

Запишите в тетрадь число, тему урока.

Узнаем на уроке:

  • Что такое фотосинтез и при каких условиях он происходит;

  • Какое значение имеет фотосинтез;

  • Обратим внимание на проблему загрязнения воздушной среды.)

Прежде, чем подробно разбирать процесс фотосинтез. Давайте с вами познакомимся с его историей открытия.

Первым ученым, который стал исследовать питание растений, стал голландский учёный Ян Баптист ван Гельмонт.

В глиняной кадке с почвой он выращивал иву, поливая её только дождевой водой. Опавшие листья собирал и взвешивал. Через 5 лет масса ивы вместе с опавшими листьями увеличилась на 77 кг, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.

Как вы думаете, за счёт чего выросло дерево? Гельмонт не смог в своё время ответить правильно на этот вопрос. Ответ: он считал, что растение питается водой.

Следующим ученым, который проводил исследование растений и открыл фотосинтез стал Джозеф Пристли – английский ученый, родился в семье ткача. Он был хорошо образован для своего времени человеком, изучил 9 языков.

Учёный взял два стеклянных колпака, поместил под каждой по мыши. Со второй мышью он поместил растение с мятой. Что произошло через 5 часов? И почему?

К какому выводу пришёл учёный? Ответ: Пристли так сказал, что растения «исправляют» воздух, т.е. поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.

Запишите в тетрадь: Д.Пристли – открыл фотосинтез.

Затем, Юлиус Сакс - немецкий ботаник доказал, что зелёные растения не только выделяют кислород, но и создают органические вещества (крахмал), служащие пищей другим организмам.

Он поставил комнатное растение в тёмный шкаф на 3 дня, чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев. На полоске чёрной бумаги вырезал фигурку- флажок. Через 3 суток вынул растение из шкафа и приколол полоску иголочками к листу. Затем растение поместил на свет на 10 часов, но при этом дополнительно включил светильник. Через 10 часов снял чёрную полоску, лист срезал и поместил на 1 минуту в кипящую воду, а затем в горячий спирт на 1 минуту, в котором хорошо растворился хлорофилл. Когда спирт окрасился в зелёный цвет, а лист обесцветился, его промыл водой и положил в чашку со слабым раствором йода, на листе стала проявляться фигурка флажка, окрашенная в синий цвет.

Почему флажок окрасился в синий цвет? Ответ: Крахмал окрашивается йодом в синий цвет.

Какой сделаем вывод по опыту Сакса? Ответ: крахмал образовался в листьях на свету, а в темноте крахмал не образуется.

К.А.Тимирязев – отечественный ботаник, развил учение о фотосинтезе. Внёс большой вклад в выяснение космической роли растений.

Запишите в тетрадь. К.А.Тимирязев – развил учение о фотосинтезе.

Теперь давайте рассмотрим, что же такое фотосинтез.

Найдите определение процессу фотосинтеза в и. 11 и запишите себе в тетрадь.

Процесс образования в клетках растений на свету органических веществ из углекислого газа и воды с выделением кислорода называется фотосинтезом (от греч. фото — свет и синтез — соединение).

Для протекания процесса необходимо наличие света и хлоропластов, зеленых образований в молодых частях растений, которые способны улавливать солнечный свет. Органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза, поступают из клеток листа в клетки других органов растений. Там они идут на построение новых клеток, корней, стеблей, цветков, плодов.

Значительная часть органических веществ в клетках растений идет на клеточное дыхание — органические вещества под действием кислорода расщепляются с высвобождением энергии.

Схема процесса фотосинтеза

К фотосинтезу способны, кроме зеленых растений, некоторые протисты и бактерии. Такие организмы называют автотрофами. А бактерии, грибы и многие протисты, у которых нет хлоропластов называют гетеротрофами.

Значение фотосинтеза:

  • В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

  • Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

  • Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

  • Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли

4. Физкультминутка

  • Зажмурьтесь на 3—5 сек, не зажимая сильно веки. Откройте глаза. И так 7 раз.

  • Сожмите слегка пальцами виски. Держите пальцы 2 сек. Расслабьте пальцы. Повторите упражнение 4—5 раз.

  • Рисуйте взглядом геометрические фигуры, держа глаза при этом открытыми. Начните с треугольника, затем прямоугольник, квадрат и круг.

  • Двигаем глазами вверх-вниз. Притом глаза держим закрытыми и двигаем ими медленно. Повторить.5—7 раз.

5. Закрепление

Ответы на вопросы после параграфа.

6. Информация о домашнем задании

Домашний задание: §11

7. Итоги урока. Рефлексия

Давайте подведем итоги нашего урока:

-как вы думаете достигли ли мы цели урока?

-все ли было вам понятно?

-все ли понравилось?