Конспект урока «Фразеологизмы»
- Здравствуйте! Присаживайтесь! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Каждый урок несёт в себе что – то новое: знание, умение. Я желаю вам, чтобы на нашем сегодняшнем уроке вы пополнили свою копилку умениями и так нужными вам знаниями.
Ребята, на прошлом уроке мы закончили изучать тему, которая называется «Лексика. Культура речи». Чтобы научиться чему-то новому, необходимо использовать то, чему научились до этого, раньше. Сейчас я буду вам задавать вопросы. Выкрикивать нельзя, отвечает тот, кто первым поднимет руку.
Что такое лексикология?
Что значит лексическое значение слова?
Какие слова называются заимствованными?
Какие слова мы называем устаревшими?
В каком словаре мы можем узнать о происхождении слов?
Сейчас я вас попрошу вспомнить, что такое антонимы и синонимы, для этого у вас на партах есть табличка, которую нужно заполнить. На эту работу вам даётся 2-3 минуты.
Слово | Антонимы | Синонимы |
Дело | Безделье | Работа |
Красивый | Страшный | Симпатичный |
Друг | Враг | Товарищ |
Большой | Маленький | Огромный |
- А теперь обменяйтесь своей табличкой с соседом или соседкой по парте. Почувствуйте себя в роли учителей, но чтобы вам было проще оценивать работу, я предлагаю вам проверку с помощью ключа. (Проверяют).
- Обменяйтесь листочками обратно, положите на край стола. Молодцы! Спасибо! Продолжим нашу работу.
-Перейдем непосредственно к теме урока. Записываем число, классная работа. Если вы посмотрите на экран, то увидите цифры. Каждой цифре соответствует буква алфавита. Соотнесите букву с ее порядковым номером и узнаете тему нашего урока.
22 18 1 9 6 16 13 16 4 10 9 14 20
Ф р а з е о л о г и з м ы
- Записываем тему.
- Говоря о лексике, о словарном богатстве русского языка, мы будем изучать одну из интереснейших тем. Речь идет о фразеологии.
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (узнать больше о фразеологизмах, понять значение фразеологизмов в речи, научиться выделять их в речи)
- С фразеологизмами вы встречались в 5 классе. Вспомните, что такое фразеологизмы? (Это устойчивые неделимые сочетания слов, которые можно заменить одним словом или целым предложением)
- А что такое фразеология? (Это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению)
- Спасибо!
-Вы все слышали выражение: « Он слов на ветер не бросает». Так мы говорим про человека ответственного. А про человека легкомысленного скажем: «У него ветер голове».
-Я вам предлагаю следующее задание. На доске написаны в столбик фразеологизмы, ваша задача – списать и объяснить их значение.
1.кожа да кости – худой
2.кот наплакал – мало
3.повесил нос – расстроился
4.бить баклуши – лениться
5.пропустить мимо ушей – прослушать
6.ни свет ни заря – рано
- Все правильно! Спасибо!
Физкультминутка.
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
(поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
(руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
(прыжки на месте)
Мы колени поднимаем-
Шаг на месте выполняем.
(Ходьба на месте)
От души мы потянулись,
(потягивание – руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись.
- А сейчас вы превратитесь в исследователей. Каждая группа проведет свое исследование и поделится с остальными полученными результатами. Прежде чем начнем работать, вспомним правила работы в группе:
1.слушаем
2.не перебиваем
3.советуемся
4.помогаем друг другу
-Сейчас каждая группа получит конверт с заданием.
-1 группа, что будете делать вы? (Наблюдать над свободными словосочетаниями и фразеологизмами)
Сравните:
Повесить нос | Повесить пальто |
Взять себя в руки | Взять ребёнка на руки |
Сесть в калошу | Сесть на стул |
Вешать лапшу на уши | Вешать платье в шкаф |
-2 группа, что вы исследуете? (Мы исследуем синтаксическую функцию фразеологизмов в предложении, попробуем выяснить, какими членами предложения они являются.)
1.В жизни королевы наступили черные дни.
2.Марья Кирилловна сидела как на иголках.
3.В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.
-3 группа, каково ваше исследование? (Используем слова для справок, сравним их с предложенными фразеологизмами, попробуем найти в них что-то общее)
1.бить баклуши-
2.с гулькин нос-
3.душа в душу-
4.во весь дух-
Слова для справок: как кошка с собакой, кот наплакал, гонять лодыря, в час по чайной ложке.
- Какие выводы вы сделали?
1 группа: 1 столбик – это неделимые словосочетания (фразеологизмы), а 2 – свободные словосочетания. Фразеологизмы можно заменить одним словом. Употребляются в разговорной речи.
2 группа: фразеологизмы могут быть разными членами предложения, весь фразеологизм в целом является одним членом предложения
3 группа: фразеологизмы имеют синонимы и антонимы.
- Молодцы!
-Следующее задание поможет вам сделать еще один вывод:
(на интер доске)
Прочитайте предложения, замените выделенные слова фразеологическими оборотами, запишите полученные предложения.
1.На уроке Петя работал плохо.(спустя рукава)
2.Дети догадались, что Вася их обманывает.(вешает лапшу на уши)
3.Опаздывая, мы мчались быстро.( сломя голову)
- Подумайте, что делает с речью использование фразеологизмов?
Вывод: использование фразеологизмов в речи делает ее более выразительной и образной.
- Пришло время закрепить полученные знания. Для этого вам нужно поработать самостоятельно. У каждого на парте лежит листок. Подпишите его, прочитайте задание. Все ли вам понятно? Тогда выполняем. На это задание вам отводится 3-4 минуты.
В данном тексте найдите все фразеологизмы и подчеркните их.
Наступало утро, и на улице только-только начали появляться первые горожане. По обыкновенной московской улице, которая пустовала всю ночь и стояла в полной тишине, сломя голову, бежала девочка, опаздывающая в школу. Она укоряла себя, никак не могла понять, как она могла проспать именно в то утро, когда она должна сдавать экзамен?! Ведь это пару пустяков, проще пареной репы – выключить будильник и проснуться. Но нет же, Диана очень хорошо помнит момент, когда она услышала, как оглушительно звенит будильник, но она даже пальцем не пошевельнула – просто продолжала благополучно спать дальше. За это ей теперь и приходилось расплачиваться. В шумном метро шагу было некуда ступить, а очереди за билетом были такие, что у Дианы непроизвольно мелькнула мысль, что проще всего было бы сейчас сойти в могилу, не забивать себе голову этой транспортной возней, а отправиться гонять лодыря. Девочка никогда не верила рассказам ее родителей про невероятные очереди в метро – на все это Диана смотрела сквозь пальцы и до сегодняшнего дня была абсолютно уверена, что это все выдумки. Но сегодня она убедилась собственной персоной, что, к ее огромному сожалению, все эти истории существуют на самом деле. Но Диана была не из тех, кто мог пасть духом, поэтому она, не медля ни секунды, со скрипом начала пробираться в толпу.
- Сдайте, пожалуйста, ваши работы.
-Итак, подведем итоги:
1.Что такое фразеологизмы?
2.Могут ли фразеологизмы иметь синонимы и антонимы?
3.В чем особенность синтаксической роли фразеологизмов в предложении?
- У вас на партах лежат карточки разного цвета. Я предлагаю оценить свою работу на уроке:
1.Если урок прошел успешно, с хорошим настроением, у вас все получилось- это карточка красного цвета.
2.Если вы работали хорошо, но были трудности – зеленого цвета.
3.И желтая карточка – я мог бы работать лучше.
- Открываем дневники, записываем домашнее задание.
Узнать происхождение следующих фразеологизмов:
1 группа - во всю Ивановскую
2 группа – на лбу написано
3 группа – спустя рукава
- Всем спасибо за работу! Урок окончен!
6