СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Функциональные разновидности языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Функциональные разновидности языка" ( с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо) 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Функциональные разновидности языка"»


Конспект урока

(с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо)


Предмет: русский язык

Класс: 8

УМК: под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова.

Дата:

Урок №: 11

Раздел №4: «Функциональные разновидности языка»

Урок в разделе № 1

Тема: «Понятие о функциональных разновидностях языка»

Цель: Расширить и углубить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка.

Задачи:

Образовательные:

Формировать понятие о функциональных разновидностях языка.

Развивающие:

Обогащать словарный запас учащихся;

Повышать творческую активность учащихся;

Совершенствовать грамматический строй речи, чуткость и внимательность к слову.

Воспитательные:

Прививать любовь к слову, интерес к русскому языку.


Планируемые результаты:

Личностные:  формирование навыков самоанализа и самоконтроля;

формирование интереса к исследовательской, аналитической деятельности.

Предметные: научиться определять в тексте функциональные стили речи русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные действия: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные действия:

1. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; постановка и формулирование проблемы; самостоятельный поиск создание способов решения проблемы.

2. Логические: уметь объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования изучаемого материала.

Коммуникативные действия:  

1. Планирование учебного сотрудничества с  учителем и сверстниками; постановка вопросов

2. Умение с точностью выражать свои мысли.


Тип урока: «открытия» нового знания.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование:

Компьютер, проектор

Презентация Power Point

Раздаточный материал



Ход урока

Эпиграф: «Язык есть средство

не выражать готовую мысль,

а создавать её…»

А.А.Потебня


I. Организационная деятельность.


II. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации; постановка собственных целей обучения.

А). Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”.

Учащиеся читают помещённые на Слайде (или на карточке) утверждения, в тетрадях ставят номер вопроса и слова “ДА” или “НЕТ”, обосновывая свой ответ. (Время на выполнение задания – 3 минуты).

А затем на стадии рефлексии снова возвращаемся к данным утверждениям. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.

Вопросы:

  1. Верно ли, что функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств? (да)

  2. Верно ли, что функциональные разновидности языка и стили речи не отличаются друг от друга?

(нет)

(Ответ: функциональные разновидности языка и стили речи различаются:1.целями использования;2.условиями применения; 3.типичными языковыми средствами).



  1. Верно ли, что к функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический?

(да)

  1. Верно ли, что разговорная речь используется, как правило, в ситуациях непринужденного общения?

(да)

  1. Верно ли, что задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью?

(да)

  1. Верно ли, что официально-деловой стиль – это разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности (в законотворчестве, экономике, коммерции, управленческой и дипломатической деятельности), т.е. в разных речевых ситуациях делового общения?

(да)

  1. Верно ли, что публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью?

(да)



Б). Составление кластера. (Запись основных понятий).

Перечислите функциональные разновидности языка.




Ш. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации; её осмысление; соотнесение полученной информации с собственными знаниями.

А). Запись темы. Постановка целей урока.

Б). Приём “Инсерт” – маркировка текста на полях значками по мере его чтения.

Учащиеся читают текст по абзацам и делают пометы:

“V” – уже знал.

“+” – новое.

“-” – думал иначе.

“?” – не понял, есть вопросы.

Далее учащиеся самостоятельно заполняют таблицу

V

+

-

?

Кратко записываются термины и понятия ранее известные

Отмечается всё новое, что стало известно из текста

Записываются противоречия

Перечисляются непонятные моменты, вопросы, возникшие по мере прочтения текста







Далее чтение таблицы несколькими учениками по колонкам, затем текст зачитывается повторно (по абзацам), (здесь таблицу можно дополнить или перенести сведения из одной колонки в другую)

и проводится беседа по прочитанному теоретическому материалу.



Текст

Язык – важнейшее средство общения, которое объединяет людей, регулирует их взаимоотношения, даёт возможность человеку активно участвовать в жизни общества, проявлять свои лучшие качества.

Роль языка в жизни каждого человека и в жизни общества в целом очень велика и многообразна.

Функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств (слов, грамматических форм слов, синтаксических конструкций и т.п.).

К функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический. Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств, для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.

Функциональные разновидности языка и стили речи различаются:

  1. целями использования

  2. условиями применения

  3. типичными языковыми средствами.


Разговорную речь можно услышать в быту при неофициальных отношениях между говорящими. В ней широко употребляется разговорная лексика. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Преобладают простые предложения, часто употребляются вопросительные и восклицательные предложения.

Образцы научного стиля вы найдете в любых школьных учебниках и справочных пособиях. Эти тексты отличаются подчёркнутой логичностью, смысловой точностью. В них используются научные термины, вводные слова, которые помогают подчеркнуть логику развития мысли.

Официально-деловой стиль речи используется при написании различных постановлений, указов, законов, деловых документов (заявлений, расписок и т.п.). Точность, логичность, подчёркнутая официальность и стандартность – основные признаки этого стиля. Образцы деловой речи можно также найти в школьных учебниках (разнообразные памятки и инструкции).

Образцами публицистического стиля речи являются статьи популярных журналов и газет, выступления ораторов на общественно-политические темы. Как правило, в публицистических произведениях содержится не только информация о чём-то, но и призыв к чему-либо.

Основная особенность языка художественной литературы заключается в воздействии на чувства читателя. Для этого широко применяются изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, олицетворения, эпитеты и др. Писатели в своих произведениях используют всё многообразие языковых средств, которые характерны и для других функциональных разновидностей, например, для разговорной речи.



В). Заполнить таблицу (работа в парах; или в группах, если в классе более 10 человек).

Каждая пара (группа) получает карточку с текстом и на основании материалов текста заполняет свою графу в таблице.

(Сначала таблица заполняется самостоятельно, затем проверяется по эталону, подсчитывается количество неверных ответов, затем обсуждение).




Таблица


Функциональные разновидности языка

Цели общения

Сфера применения

Типичные языковые средства

Разговорная речь





Научный стиль





Язык художественной литературы





Официально-деловой стиль





Публицистический стиль






Эталон


Функциональные разновидности языка

Цели общения

Сфера применения

Типичные языковые средства

Разговорная речь


Общение

Неофициальная обстановка

(быт, семейные, дружеские отношения)

Непринуждённость, эмоциональная, выразительная лексика, отсутствие строгой логичности.

Научный стиль


Сообщение

(объяснить)

Официальная обстановка

(наука и техника, учебный процесс)

Точность, строгая логичность, чёткость изложения.

Язык художественной литературы


Создать образ

(воздействовать на читателя, информировать его о чём-либо)

Официальная обстановка

(рассказы, повести, романы, стихотворения и т.п., отдельные зарисовки)

Образность, выразительность, эмоциональностью, оценочный характер речи.

Официально-деловой стиль


Сообщение

(проинструктировать)

Официальная обстановка

(для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.)


Официальность, строгая точность, отсутствует лексика ограниченного употребления и эмоционально-окрашенная лексика, используется строгий порядок слов в предложении.


Публицистический стиль


Воздействие

(убеждать)

Официальная обстановка

(общественная жизнь, политика, средства массовой информации)


Строгая логичность изложения, точность фактов, эмоциональность.

Карточки:

1. Разговорная речь

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной, так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых, в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг. ”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность (например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...

2. Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля, вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная (термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

3. Официально-деловой стиль

Основная функция официально-делового стиля – точная передача деловой информации. Данный стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Официально-деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении.

4. Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации), выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным), а также эмоциональностью, что сближает его со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия; разговорная: молодчик, шумиха; термины: атмосфера, деликатничать...

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

5. Язык художественной литературы

Язык художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.



IV. Стадия рефлексии.

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения.

А). Первая стадия рефлексии

Учитель: Итак, мы вспомнили особенности функциональных разновидностей языка. Заполнили таблицу, которой вы можете пользоваться при выполнении дальнейшего задания.

На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и

отметьте стилевые черты

На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и

отметьте стилевые черты

Учебник стр.32, упр.57: необходимо определить принадлежность каждого речевого отрывка к той или иной функциональной разновидности языка, стилю речи. Обосновать свою точку зрения.

  1. При обнаружении полиграфического брака в купленной книге покупатель имеет право обменять данный экземпляр в магазине (независимо от времени его покупки). В случае отсутствия исправного экземпляра для замены магазин обязан возместить покупателю номинальную стоимость покупки.

  2. Сад отцветал, осыпался, но зато продолжал буйно густеть и темнеть. Леса тонули уже в несметных цветах, в высоких травах, и звучная глубина их звала в свои зелёные недра соловьями и кукушками.

  3. Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса и является мощным средством освоения действительности. Но такое исследование остаётся спародическим, неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию.

  4. На дом задали такую скверную задачу, что я никак не могу сообразить, как её решить. Сижу целый час, парюсь, пялю глаза в задачник, аж мозги шевелятся! И, представляешь,- ничегошеньки! Но я по-любому решу её!

  5. Кто не хочет быть здоровым?! Никогда не болеть. Быть всегда в отличной спортивной форме. Выносить тяжёлые нагрузки в трудные минуты… Но есть только одно но. Чтобы быть здоровым, надо не только хотеть. Нужно научиться заботиться о своём здоровье. Каждую минуту. Каждый день. Глубоко и серьёзно.



Б). Вторая стадия рефлексии

Создание “синквейна”

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

1-я строка

Кто? Что? (Тема.)

1 существительное

2-я строка

Какой? (Определение темы.)

2 прилагательных

3-я строка

Что делает? (Характерные действия или состояния предмета.)

3 глагола

4-я строка

Что автор думает?

Фраза из 4 слов

5-я строка

Кто? Что? (Новое звучание темы.)

1 существительное



Учитель предлагает написать синквейны.

Затем синквейны зачитываются (выборочно).



В). Обсуждение теста “Верные – неверные утверждения”, который был проведен в начале урока.


Г). Самооценка. Подведение итогов. Домашнее задание с инструктажём (на выбор).



Список литературы

Для учащихся:

  1. Львова С.И. Русский язык. 8 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / С.И. Львова, В.В. Львов. – 8-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2014.

  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2014.

  3. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2014.

  4. Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012.

Для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской – М.: Дрофа, 2014

  2. Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы по программе М.М.Разумовской. I ,II полугодие  / сост. О.А.Финтисова – Волгоград: Учитель, 2014

  3. Н.М.Кабанова Тесты. Русский язык. 8 класс. Учебно-методическое пособие для учителей и учеников. – М.: Центр тестирования МО РФ,2006

  4. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014.

  5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.

  6. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.

  7. Матвеева Т.М. Формирование критического мышления у современного школьника//Ученик в обновляющейся школе. М., 2002. C. 83-89.



Выписка из рабочей программы:


Раздел: Функциональные разновидности русского 17 ч.

Урок № п/п.


11

Урок в разделе Тема:


1. Понятие о функциональных разновидностях русского языка.

Кол-во часов

1

12-13

2-3.Разговорная речь.

2

14

4.Контрольная работа №2 (Подробное изложение текста, включающего разное типы речи)

1

15-17

5-6.Официально-деловой стиль речи.

3

18

7.Р.Р. Обучающее сжатое изложение

1

19

8.Научный стиль речи.

1

20-22

9-11.Публицистический стиль речи.

3

23

12.РР Высказывание на лингвистическую или морально-этическую тему

1

24-25

13-15.Язык художественной литературы.

2

26

16.Повторение по разделу «Функциональные разновидности языка»

1

27

17.Контрольная работа №3(зачёт по разделу «Функциональные разновидности русского языка»)

1



Приложение


Текст

Язык – важнейшее средство общения, которое объединяет людей, регулирует их взаимоотношения, даёт возможность человеку активно участвовать в жизни общества, проявлять свои лучшие качества.

Роль языка в жизни каждого человека и в жизни общества в целом очень велика и многообразна.

Функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств (слов, грамматических форм слов, синтаксических конструкций и т.п.).

К функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический. Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств, для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.

Функциональные разновидности языка и стили речи различаются:

  1. целями использования

  2. условиями применения

  3. типичными языковыми средствами.


Разговорную речь можно услышать в быту при неофициальных отношениях между говорящими. В ней широко употребляется разговорная лексика. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Преобладают простые предложения, часто употребляются вопросительные и восклицательные предложения.

Образцы научного стиля вы найдете в любых школьных учебниках и справочных пособиях. Эти тексты отличаются подчёркнутой логичностью, смысловой точностью. В них используются научные термины, вводные слова, которые помогают подчеркнуть логику развития мысли.

Официально-деловой стиль речи используется при написании различных постановлений, указов, законов, деловых документов (заявлений, расписок и т.п.). Точность, логичность, подчёркнутая официальность и стандартность – основные признаки этого стиля. Образцы деловой речи можно также найти в школьных учебниках (разнообразные памятки и инструкции).

Образцами публицистического стиля речи являются статьи популярных журналов и газет, выступления ораторов на общественно-политические темы. Как правило, в публицистических произведениях содержится не только информация о чём-то, но и призыв к чему-либо.

Основная особенность языка художественной литературы заключается в воздействии на чувства читателя. Для этого широко применяются изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, олицетворения, эпитеты и др. Писатели в своих произведениях используют всё многообразие языковых средств, которые характерны и для других функциональных разновидностей, например, для разговорной речи.



Таблица

V

+

-

?

Кратко записываются термины и понятия ранее известные

Отмечается всё новое, что стало известно из текста

Записываются противоречия

Перечисляются непонятные моменты, вопросы, возникшие по мере прочтения текста































Таблица

Функциональные разновидности языка


Цели общения

Сфера применения

Типичные языковые средства

Разговорная речь





Научный стиль





Язык художественной литературы





Официально-деловой стиль





Публицистический стиль






Эталон

Функциональные разновидности языка


Цели общения

Сфера применения

Типичные языковые средства

Разговорная речь


Общение

Неофициальная обстановка

(быт, семейные, дружеские отношения)

Непринуждённость, эмоциональная, выразительная лексика, отсутствие строгой логичности.

Научный стиль


Сообщение

(объяснить)

Официальная обстановка

(наука и техника, учебный процесс)

Точность, строгая логичность, чёткость изложения.

Язык художественной литературы


Создать образ

(воздействовать на читателя, информировать его о чём-либо)

Официальная обстановка

(рассказы, повести, романы, стихотворения и т.п., отдельные зарисовки)

Образность, выразительность, эмоциональностью, оценочный характер речи.

Официально-деловой стиль


Сообщение

(проинструктировать)

Официальная обстановка

(для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.)


Официальность, строгая точность, отсутствует лексика ограниченного употребления и эмоционально-окрашенная лексика, используется строгий порядок слов в предложении.


Публицистический стиль


Воздействие

(убеждать)

Официальная обстановка

(общественная жизнь, политика, средства массовой информации)


Строгая логичность изложения, точность фактов, эмоциональность.


Карточки:

1. Разговорная речь

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной, так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых, в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг. ”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность (например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...

2. Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля, вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная (термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

3. Официально-деловой стиль

Основная функция официально-делового стиля – точная передача деловой информации. Данный стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Официально-деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении.

4. Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации), выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным), а также эмоциональностью, что сближает его со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия; разговорная: молодчик, шумиха; термины: атмосфера, деликатничать...

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

5. Язык художественной литературы

Язык художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.