Конспект урока
(с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо)
Предмет: русский язык
Класс: 8
УМК: под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова.
Дата:
Урок №: 11
Раздел №4: «Функциональные разновидности языка»
Урок в разделе № 1
Тема: «Понятие о функциональных разновидностях языка»
Цель: Расширить и углубить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка.
Задачи:
Образовательные:
Формировать понятие о функциональных разновидностях языка.
Развивающие:
Обогащать словарный запас учащихся;
Повышать творческую активность учащихся;
Совершенствовать грамматический строй речи, чуткость и внимательность к слову.
Воспитательные:
Прививать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля;
формирование интереса к исследовательской, аналитической деятельности.
Предметные: научиться определять в тексте функциональные стили речи русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные действия: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные действия:
1. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; постановка и формулирование проблемы; самостоятельный поиск создание способов решения проблемы.
2. Логические: уметь объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования изучаемого материала.
Коммуникативные действия:
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов
2. Умение с точностью выражать свои мысли.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование:
Компьютер, проектор
Презентация Power Point
Раздаточный материал
Ход урока
Эпиграф: «Язык есть средство
не выражать готовую мысль,
а создавать её…»
А.А.Потебня
I. Организационная деятельность.
II. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации; постановка собственных целей обучения.
А). Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”.
Учащиеся читают помещённые на Слайде (или на карточке) утверждения, в тетрадях ставят номер вопроса и слова “ДА” или “НЕТ”, обосновывая свой ответ. (Время на выполнение задания – 3 минуты).
А затем на стадии рефлексии снова возвращаемся к данным утверждениям. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.
Вопросы:
Верно ли, что функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств? (да)
Верно ли, что функциональные разновидности языка и стили речи не отличаются друг от друга?
(нет)
(Ответ: функциональные разновидности языка и стили речи различаются:1.целями использования;2.условиями применения; 3.типичными языковыми средствами).
Верно ли, что к функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический?
(да)
Верно ли, что разговорная речь используется, как правило, в ситуациях непринужденного общения?
(да)
Верно ли, что задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью?
(да)
Верно ли, что официально-деловой стиль – это разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности (в законотворчестве, экономике, коммерции, управленческой и дипломатической деятельности), т.е. в разных речевых ситуациях делового общения?
(да)
Верно ли, что публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью?
(да)
Б). Составление кластера. (Запись основных понятий).
Перечислите функциональные разновидности языка.

Ш. Стадия осмысления.
Цели: поддержать активное восприятие новой информации; её осмысление; соотнесение полученной информации с собственными знаниями.
А). Запись темы. Постановка целей урока.
Б). Приём “Инсерт” – маркировка текста на полях значками по мере его чтения.
Учащиеся читают текст по абзацам и делают пометы:
“V” – уже знал.
“+” – новое.
“-” – думал иначе.
“?” – не понял, есть вопросы.
Далее учащиеся самостоятельно заполняют таблицу
V | + | - | ? |
Кратко записываются термины и понятия ранее известные | Отмечается всё новое, что стало известно из текста | Записываются противоречия | Перечисляются непонятные моменты, вопросы, возникшие по мере прочтения текста |
| | | |
Далее чтение таблицы несколькими учениками по колонкам, затем текст зачитывается повторно (по абзацам), (здесь таблицу можно дополнить или перенести сведения из одной колонки в другую)
и проводится беседа по прочитанному теоретическому материалу.
Текст
Язык – важнейшее средство общения, которое объединяет людей, регулирует их взаимоотношения, даёт возможность человеку активно участвовать в жизни общества, проявлять свои лучшие качества.
Роль языка в жизни каждого человека и в жизни общества в целом очень велика и многообразна.
Функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств (слов, грамматических форм слов, синтаксических конструкций и т.п.).
К функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический. Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств, для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.
Функциональные разновидности языка и стили речи различаются:
целями использования
условиями применения
типичными языковыми средствами.
Разговорную речь можно услышать в быту при неофициальных отношениях между говорящими. В ней широко употребляется разговорная лексика. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Преобладают простые предложения, часто употребляются вопросительные и восклицательные предложения.
Образцы научного стиля вы найдете в любых школьных учебниках и справочных пособиях. Эти тексты отличаются подчёркнутой логичностью, смысловой точностью. В них используются научные термины, вводные слова, которые помогают подчеркнуть логику развития мысли.
Официально-деловой стиль речи используется при написании различных постановлений, указов, законов, деловых документов (заявлений, расписок и т.п.). Точность, логичность, подчёркнутая официальность и стандартность – основные признаки этого стиля. Образцы деловой речи можно также найти в школьных учебниках (разнообразные памятки и инструкции).
Образцами публицистического стиля речи являются статьи популярных журналов и газет, выступления ораторов на общественно-политические темы. Как правило, в публицистических произведениях содержится не только информация о чём-то, но и призыв к чему-либо.
Основная особенность языка художественной литературы заключается в воздействии на чувства читателя. Для этого широко применяются изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, олицетворения, эпитеты и др. Писатели в своих произведениях используют всё многообразие языковых средств, которые характерны и для других функциональных разновидностей, например, для разговорной речи.
В). Заполнить таблицу (работа в парах; или в группах, если в классе более 10 человек).
Каждая пара (группа) получает карточку с текстом и на основании материалов текста заполняет свою графу в таблице.
(Сначала таблица заполняется самостоятельно, затем проверяется по эталону, подсчитывается количество неверных ответов, затем обсуждение).
Таблица
Функциональные разновидности языка | Цели общения | Сфера применения | Типичные языковые средства |
Разговорная речь | | | |
Научный стиль | | | |
Язык художественной литературы | | | |
Официально-деловой стиль | | | |
Публицистический стиль | | | |
Эталон
Функциональные разновидности языка | Цели общения | Сфера применения | Типичные языковые средства |
Разговорная речь | Общение | Неофициальная обстановка (быт, семейные, дружеские отношения) | Непринуждённость, эмоциональная, выразительная лексика, отсутствие строгой логичности. |
Научный стиль | Сообщение (объяснить) | Официальная обстановка (наука и техника, учебный процесс) | Точность, строгая логичность, чёткость изложения. |
Язык художественной литературы | Создать образ (воздействовать на читателя, информировать его о чём-либо) | Официальная обстановка (рассказы, повести, романы, стихотворения и т.п., отдельные зарисовки) | Образность, выразительность, эмоциональностью, оценочный характер речи. |
Официально-деловой стиль | Сообщение (проинструктировать) | Официальная обстановка (для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.) | Официальность, строгая точность, отсутствует лексика ограниченного употребления и эмоционально-окрашенная лексика, используется строгий порядок слов в предложении. |
Публицистический стиль | Воздействие (убеждать) | Официальная обстановка (общественная жизнь, политика, средства массовой информации) | Строгая логичность изложения, точность фактов, эмоциональность. |
Карточки:
№1. Разговорная речь
Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной, так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых, в дружеских посланиях и др.
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг. ”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность (например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...
№2. Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля, вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная (термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
№3. Официально-деловой стиль
Основная функция официально-делового стиля – точная передача деловой информации. Данный стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Официально-деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении.
№4. Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации), выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным), а также эмоциональностью, что сближает его со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия; разговорная: молодчик, шумиха; термины: атмосфера, деликатничать...
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
№5. Язык художественной литературы
Язык художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
IV. Стадия рефлексии.
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения.
А). Первая стадия рефлексии
Учитель: Итак, мы вспомнили особенности функциональных разновидностей языка. Заполнили таблицу, которой вы можете пользоваться при выполнении дальнейшего задания.
На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и
отметьте стилевые черты
На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и
отметьте стилевые черты
Учебник стр.32, упр.57: необходимо определить принадлежность каждого речевого отрывка к той или иной функциональной разновидности языка, стилю речи. Обосновать свою точку зрения.
При обнаружении полиграфического брака в купленной книге покупатель имеет право обменять данный экземпляр в магазине (независимо от времени его покупки). В случае отсутствия исправного экземпляра для замены магазин обязан возместить покупателю номинальную стоимость покупки.
Сад отцветал, осыпался, но зато продолжал буйно густеть и темнеть. Леса тонули уже в несметных цветах, в высоких травах, и звучная глубина их звала в свои зелёные недра соловьями и кукушками.
Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса и является мощным средством освоения действительности. Но такое исследование остаётся спародическим, неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию.
На дом задали такую скверную задачу, что я никак не могу сообразить, как её решить. Сижу целый час, парюсь, пялю глаза в задачник, аж мозги шевелятся! И, представляешь,- ничегошеньки! Но я по-любому решу её!
Кто не хочет быть здоровым?! Никогда не болеть. Быть всегда в отличной спортивной форме. Выносить тяжёлые нагрузки в трудные минуты… Но есть только одно но. Чтобы быть здоровым, надо не только хотеть. Нужно научиться заботиться о своём здоровье. Каждую минуту. Каждый день. Глубоко и серьёзно.
Б). Вторая стадия рефлексии
Создание “синквейна”
Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:
1-я строка | Кто? Что? (Тема.) | 1 существительное |
2-я строка | Какой? (Определение темы.) | 2 прилагательных |
3-я строка | Что делает? (Характерные действия или состояния предмета.) | 3 глагола |
4-я строка | Что автор думает? | Фраза из 4 слов |
5-я строка | Кто? Что? (Новое звучание темы.) | 1 существительное |
Учитель предлагает написать синквейны.
Затем синквейны зачитываются (выборочно).
В). Обсуждение теста “Верные – неверные утверждения”, который был проведен в начале урока.
Г). Самооценка. Подведение итогов. Домашнее задание с инструктажём (на выбор).
Список литературы
Для учащихся:
Львова С.И. Русский язык. 8 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / С.И. Львова, В.В. Львов. – 8-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2014.
Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2014.
Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2014.
Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012.
Для учителя:
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской – М.: Дрофа, 2014
Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы по программе М.М.Разумовской. I ,II полугодие / сост. О.А.Финтисова – Волгоград: Учитель, 2014
Н.М.Кабанова Тесты. Русский язык. 8 класс. Учебно-методическое пособие для учителей и учеников. – М.: Центр тестирования МО РФ,2006
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.
Матвеева Т.М. Формирование критического мышления у современного школьника//Ученик в обновляющейся школе. М., 2002. C. 83-89.
Выписка из рабочей программы:
Раздел: Функциональные разновидности русского 17 ч. |
Урок № п/п. 11 | Урок в разделе Тема: 1. Понятие о функциональных разновидностях русского языка. | Кол-во часов 1 |
12-13 | 2-3.Разговорная речь. | 2 |
14 | 4.Контрольная работа №2 (Подробное изложение текста, включающего разное типы речи) | 1 |
15-17 | 5-6.Официально-деловой стиль речи. | 3 |
18 | 7.Р.Р. Обучающее сжатое изложение | 1 |
19 | 8.Научный стиль речи. | 1 |
20-22 | 9-11.Публицистический стиль речи. | 3 |
23 | 12.РР Высказывание на лингвистическую или морально-этическую тему | 1 |
24-25 | 13-15.Язык художественной литературы. | 2 |
26 | 16.Повторение по разделу «Функциональные разновидности языка» | 1 |
27 | 17.Контрольная работа №3(зачёт по разделу «Функциональные разновидности русского языка») | 1 |
Приложение
Текст
Язык – важнейшее средство общения, которое объединяет людей, регулирует их взаимоотношения, даёт возможность человеку активно участвовать в жизни общества, проявлять свои лучшие качества.
Роль языка в жизни каждого человека и в жизни общества в целом очень велика и многообразна.
Функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств (слов, грамматических форм слов, синтаксических конструкций и т.п.).
К функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический. Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств, для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.
Функциональные разновидности языка и стили речи различаются:
целями использования
условиями применения
типичными языковыми средствами.
Разговорную речь можно услышать в быту при неофициальных отношениях между говорящими. В ней широко употребляется разговорная лексика. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Преобладают простые предложения, часто употребляются вопросительные и восклицательные предложения.
Образцы научного стиля вы найдете в любых школьных учебниках и справочных пособиях. Эти тексты отличаются подчёркнутой логичностью, смысловой точностью. В них используются научные термины, вводные слова, которые помогают подчеркнуть логику развития мысли.
Официально-деловой стиль речи используется при написании различных постановлений, указов, законов, деловых документов (заявлений, расписок и т.п.). Точность, логичность, подчёркнутая официальность и стандартность – основные признаки этого стиля. Образцы деловой речи можно также найти в школьных учебниках (разнообразные памятки и инструкции).
Образцами публицистического стиля речи являются статьи популярных журналов и газет, выступления ораторов на общественно-политические темы. Как правило, в публицистических произведениях содержится не только информация о чём-то, но и призыв к чему-либо.
Основная особенность языка художественной литературы заключается в воздействии на чувства читателя. Для этого широко применяются изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, олицетворения, эпитеты и др. Писатели в своих произведениях используют всё многообразие языковых средств, которые характерны и для других функциональных разновидностей, например, для разговорной речи.
Таблица
V | + | - | ? |
Кратко записываются термины и понятия ранее известные | Отмечается всё новое, что стало известно из текста | Записываются противоречия | Перечисляются непонятные моменты, вопросы, возникшие по мере прочтения текста |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Таблица
Функциональные разновидности языка | Цели общения | Сфера применения | Типичные языковые средства |
Разговорная речь | | | |
Научный стиль | | | |
Язык художественной литературы | | | |
Официально-деловой стиль | | | |
Публицистический стиль | | | |
Эталон
Функциональные разновидности языка | Цели общения | Сфера применения | Типичные языковые средства |
Разговорная речь | Общение | Неофициальная обстановка (быт, семейные, дружеские отношения) | Непринуждённость, эмоциональная, выразительная лексика, отсутствие строгой логичности. |
Научный стиль | Сообщение (объяснить) | Официальная обстановка (наука и техника, учебный процесс) | Точность, строгая логичность, чёткость изложения. |
Язык художественной литературы | Создать образ (воздействовать на читателя, информировать его о чём-либо) | Официальная обстановка (рассказы, повести, романы, стихотворения и т.п., отдельные зарисовки) | Образность, выразительность, эмоциональностью, оценочный характер речи. |
Официально-деловой стиль | Сообщение (проинструктировать) | Официальная обстановка (для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.) | Официальность, строгая точность, отсутствует лексика ограниченного употребления и эмоционально-окрашенная лексика, используется строгий порядок слов в предложении. |
Публицистический стиль | Воздействие (убеждать) | Официальная обстановка (общественная жизнь, политика, средства массовой информации) | Строгая логичность изложения, точность фактов, эмоциональность. |
Карточки:
№1. Разговорная речь
Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной, так и в письменной речи: в кругу друзей, знакомых, в дружеских посланиях и др.
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг. ”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность (например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...
№2. Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля, вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная (термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
№3. Официально-деловой стиль
Основная функция официально-делового стиля – точная передача деловой информации. Данный стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Официально-деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении.
№4. Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации), выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным), а также эмоциональностью, что сближает его со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия; разговорная: молодчик, шумиха; термины: атмосфера, деликатничать...
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
№5. Язык художественной литературы
Язык художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
