Учитель географии
МБОУ «СОШ № 18 им. Р.С.Рамазанова»
Сардарова М.А.
Цель: Изучить особенности населения и размещения его на территории Африки.
Задачи: научить называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы; объяснять отличия представителей каждой расы и принцип размещения населения; изучить особенности населения Африки; воспитание в детях чувства интернационализма, равенства и братства всех рас и народностей; познакомиться с политической картой материка; продолжить развивать умение работы с картами и атласом.
Оборудование: карта «Народы и плотность населения мира»; презентация «Население Африки» (Приложение)
План урока.
Организационный момент- 3 мин;
Проверка домашнего задания – 10 мин;
Изучение нового материала – 25 мин;
Закрепление изученного – 5 мин;
Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Индивидуальный опрос по вопросам.
Влияние человека на природу Африки.
Меры по охране природы материка.
Дополнительные вопросы задают сами учащиеся. Примерные вопросы:
Назови и покажи на карте крайние точки материка Африка.
Назови самую длинную речную систему мира.
Покажи на карте внутренние воды Африки и др.
Ребята, вы рассказали о том, как человек влияет на природу Африки, как пытается спасти уникальный растительный и животный мир материка. Сегодня мы продолжим знакомиться с уникальным материком Африка
Изучение нового материала
Как вы думаете, о чем идет речь, если слышите: берберы, арабы, туареги, зулусы, банту, эфиопские племена? (о населении Африки)
Что будем изучать сегодня на уроке? (население Африки)
Что вам известно о населении Африки? (дети отвечают)
Эпиграфом нашего урока послужат строки, современного эфиопского поэта Аяльнэха Мулату (учитель читает эпиграф)
Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живет,
Зачем живет и чем живет народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы можем, лишь людей её узнать.
Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о народах, населяющих Африку?
Из каких источников информации можно узнать о населении?
На сегодняшнем уроке мы узнаем, какие народности живут в Африке, про колониальное прошлое народов, познакомимся с их культурой, прослушаем сообщение о племенах, живущих в Африке.
На доске даны вопросы новой темы. Ваша задача – ответить на эти вопросы в конце урока.
Поэтому, сейчас прочтите эти вопросы и будьте внимательны, слушая новую тему (учащийся читает вслух).
Есть ли различия между черными и белыми людьми?
Как повлияло рабство на численность населения и хозяйство Африки?
Какие народы проживают в Африке?
Какие условия жизни и традиции у этих народов?
Тема нашего занятия «Население Африки». Начнем с повторения:
На какие основные расы делится население Земли? (европеоидная, монголоидная, экваториальная)
Какие внешние признаки имеет каждая раса? (найдите и прочитайте в учебнике, параграф 30)
Перенесите схему в свою тетрадь. Некоторые специалисты выделяют еще промежуточную расу. Найдите в параграфе 30 описание людей этой расы.
Население.
Африка - прародина человека. Здесь в породах найдены орудия труда и останки человека, имеющие возраст 27 млн лет.
Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.
Среди мировых религий в Африке преобладают ислам и христианство. Их исповедует в основном пришлое население. Основная часть коренного населения остается приверженцем традиционных африканских религий.
В Африке проживает более 200 народов, относящихся к 16 языковым семьям.
Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые исповедуют ислам, а также берберы, говорящие на берберском языке.
Кушитские народы образовались в результате смешения европеоидной и экваториальной рас. Включает в себя эфиопские, сомалийские народы, амхара.
Самая многочисленная группа – народы банту. На юге живут бушмены, готтентоты, относящиеся к монголоидной расе, а также представители экваториальной расы - африканеры.
Большую часть материка южнее Сахары заселяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, чертах лица, форме головы. Например, самые высокие народы - тутси, масаи, нилоты – имеют средний рост 180-200 см. В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи.
Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которого неуклонно падает.
Все население Африки делится на коренное (люди, чьи предки проживали в данной местности) и пришлое (переселенцы из других территорий)
Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры- (потомки переселенцев из Нидерланд) и англичане.
Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.
Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.
Учащиеся в тетради заполняют таблицу «Население Африки».
Название расы | Народы | Место проживания | Характерные черты |
1.Европеоидная раса | Алжирцы, марокканц, египтяне, берберы | Север Африки | Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо |
2.Экваториальная раса (негроидная) | Тутси, нилоты, масаи Пигмеи | Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов | Очень темная, почти черная кожа, рост 180-200 см Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150 см) |
3.Монголоидная | Бушмены, готтентоты | Полупустыни, пустыни | Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо |
4.Промежуточная раса | Эфиопы Малагасийцы | о. Мадагаскар | Более светлая, но с красноватым оттенком кожа Смешение монголоидной и негроидной рас |
Колониальное прошлое материка
Колонизация материка началась в средние века. К началу 20 века почти всю территорию Африки поделили между собой капиталистические страны Европы, превратив Африку в материк колоний (стран, лишенных политической и хозяйственной самостоятельности).
Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни.
Они беспощадно грабили страны: вывозили полезные ископаемые, древесину, продукты земледелия.
Длительное господство колониальных стран задержало хозяйственное и культурное развитие африканских стран.
В середине 20 века Африка стала материком национально-освободительной борьбы. Теперь на материке все страны независимые. Несмотря на это, во многих странах Африки люди продолжают умирать от голода и болезней.
Северо-восточная часть побережья Африки входит в дугу нестабильности
Размещение населения
Вспомните, чему равна численность населения Земли? (7 млрд. человек)
Численность населения Африки - около 1 млрд. человек.
Откройте карту «Плотность населения. Народы» с.18-19 атласа. Найдите на карте территории с наибольшей плотностью населения. Каким цветом обозначены на карте эти районы? (коричневым)
Наиболее плотно заселены северные районы материка и побережье Гвинейского залива
Какие части Африки не заселены? В пустыне Сахара плотность очень низкая, есть незаселенные территории.
Работа по карте «Плотность населения. Народы».
Чему равна доля народов, численность которых меньше 10 млн человек? (12%)
Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 5 до 10 млн жителей. (Каир, Лагос, Киншаса)
Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 1 до 5 млн жителей . (Дакар, Конакри, Абиджан, Аккра, Браззавиль, Луанда, Кейптаун, Мапуту, Хараре, Дар-Эс-Салам, Аддис-Абеба, Алжир, Триполи)
На карте видно, что основная часть городов расположена на побережье. С чем это связано? (Наиболее благоприятные природные условия)
Как вы думаете, какие причины влияют на размещение материка? (На размещение населения влияют в основном природные факторы, а также исторические причины, в первую очередь воздействие работорговли и колониального господства.)
Закрепление изученного
Какие факторы влияют на размещение населения материка?
Укажите территории с наименьшей и наибольшей плотностью населения.
Почему пигмеи не строят постоянных жилищ?
Опишите одежду туарегов, объясните появление таких национальных особенностей одежды.
Дайте характеристику расам Африки.
Домашнее задание: § 30; в контурной карте указать районы проживания основных рас Африки. Двум учащимся дать задание: используя текст учебника и дополнительную информацию по четырем государствам (Алжир, Нигерия), подготовить к следующему уроку доклады.