СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии в 10 класс на тему "Население мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 10 класс на тему "Население мира"»

Конспект

урока географии

в 10 классе

на тему:

«НАСЕЛЕНИЕ МИРА»



Учитель географии

МБОУ «СОШ № 18 им. Р.С. Рамазанова»

Сардарова М.А.




Задачи:
1.Выявить закономерности динамики численности мирового населения, сформиро-вать понятия «демографическая политика", "демографические показатели", "типы воспроизводства населения", "половозрастная структура";

2. Совершенствовать навыки работы с текстом, таблицами и схемами учебника, работы с проблемными вопросами, развивать умения работать самостоятельно и в паре, выражать мысль в письменной и устной форме, выполнять адекватную самооценку.

3. Воспитывать интерес к изучению предмета.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация. Целеполагание.

Мы все такие разные, такие непохожие

Немного непонятные и капельку несхожие

Но все-таки прекрасные и все же интересные

Немножечко занятные и где-то в душах светлые

Мы все такие разные, такие непохожие

Жаль, что непостоянные и капельку несхожие

- О чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Запись маркировочной таблицы: знаю о населении Земли/ хочу узнать/ узнал

- Сравнение 2 колонки таблицы с критериями

Критерии оценивания:

1.Знаю динамику численности населения мира

2. Могу определить тип воспроизводства населения и направление демографичес-кой политики

3. Знаю половой состав населения, могу определить тип возрастной структуры населения

4. Знаю, как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны

Выдача оценочных листов:


Задания. Критерии

оценивания

Уровень

Задания. Критерии

оценивания

Уровень

+++

++

+

+++

++

+

  1. Знаю динамику численности населения мира




  1. Знаю динамику численности населения мира




  1. Могу определить тип воспроизводства населения и направление демографической политики




  1. Могу определить тип воспроизводства населения и направление демографической политики




3. Знаю половой состав населения, могу определить тип возрастной структуры населения




3. Знаю половой состав населения, могу определить тип возрастной структуры населения




4. Знаю, как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны




4. Знаю, как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны




3. Изучение новой темы.

1) Работа с проблемным вопросом по учебнику с. 90 - 94.

- Что означают эти цифры?

1999 год, 2009 год, 2019 год - … (перепись населения в Казахстане)

1800 год - около 1… (млрд жителей)

12 октября 1999 год – 6… (численность населения Земли)

31 октября 2011 год – 7…. (численность населения Земли)

1 млрд. 300 млн. … – … (Китай – численность населения)

81 - в Сингапуре, 75 - в Тунисе, 40 - … (В Мозамбике, средняя продолжительность жизни)

- Сравнение ответов с информацией на СЛАЙДЕ 4

2) Промежуточная рефлексия. Заполнение оценочного листа.

3) Работа с проблемным вопросом по учебнику с.94-95, табл.10, справочным данным

- В Германии эти показатели равны 8,5 и 11,6; в Китае - 12,4 и 7,7; в Нигере - 44,8 и 12,1. О каких показателях идет речь? Определите тип воспроизводства населения этих стран. На что в этих странах направлена демографическая политика?

Германия: 8,5 - 11,6 = - 3,1 промилле (естественная убыль населения, современный тип воспроизводства населения)

Китай: 12,4 - 7,7 = 4,7промилле (естественный прирост средний, переходный тип воспроизводства населения)

Нигер: 44,8 - 12,1 = 32,7 промилле (естественный прирост высокий, традиционный тип воспроизводства населения)

- Сравнение ответов с информацией

4) Промежуточная рефлексия. Заполнение оценочного листа.

5) Работа с проблемным вопросом по учебнику с. 96 - 98

- Кого на Земле больше - мужчин или женщин? Почему? Определите типы возрастной структуры населения в отдельных странах и в Казахстане

Эфиопия – прогрессивный Кувейт - прогрессивный

Россия – стационарный Япония - регрессивный

Италия – регрессивный Казахстан - прогрессивный

- Устные ответы учащихся. Проверка правильности.

6) Промежуточная рефлексия. Заполнение оценочного листа.

7) Работа с проблемным вопросом по с. 98 - 99 учебника

- Как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны? Заполните таблицу:


ЭАН

Уровень

безработицы

Отрасль занятости

Развитые страны




Развивающиеся страны




- Проверка правильности ответов

8) Промежуточная рефлексия. Заполнение оценочного листа.

9) Итоговая рефлексия.

- Самооценивание. Выставление оценок за изучение новой темы. Преобладает +++ - "5", ++ - "4", + - "3"

- Заполнение маркировочной таблицы - графа 3 - Что узнал

10) Закрепление.



Выполнение тестового задания

ВАРИАНТ 1

1. Страны-рекордсмены по численности населения: А) Россия, Казахстан

Б) Китай, Индия В) США, Австралия

2. Определите естественный прирост, если рождаемость составляет 22 промилле, а смертность 15 промилле?

А) 37 Б) 7 В) -7

3. Традиционный тип воспроизводства населения характерен для:

А) Африки Б) Европы В) США

4. Какой тип возрастной структуры характеризуется высокой долей детей?

А) прогрессивный Б) стационарный

В) регрессивный

5. В трудовые ресурсы не входят:

А) безработные; Б) инвалиды и нетрудоспособные; В) студенты

ВАРИАНТ 2

1. В каком году численность населения Земли составила 7 млрд. чел?

А) в 2009 Б) в 2010 В) в 2011

2. Определите естественный прирост, если рождаемость составляет 12 промилле, а смертность 15 промилле?

А) 37 Б) 3 В) -3

3. Современный тип воспроизводства населения характерен для:

А) Африки Б) Азии В) США

4. Какой тип возрастной структуры характеризуется высокой долей пожилых людей и стариков? А) прогрессивный Б) стационарный В) регрессивный

5. К ЭАН не относятся: А) работающие люди; Б) пенсионеры; В) временно безработные


11. Самопроверка

В 1: 1 б, 2 б, 3 а, 4 а, 5 б В 2: 1 в, 2 в, 3 в, 4 в, 5 б

Оценивание

12. Итоговая рефлексия

Постройте диаграммы, отражающие динамику роста качества знаний по теме на начало урока, в конце 1 урока и в конце 2 урока.

13. Д/З параграф 20 - 21. Постройте столбиковую диаграмму по любому показателю



























Задания. Критерии оценивания

Уровень

Задания. Критерии оценивания

Уровень

+++

++

+

+++

++

+

1.Знаю динамику численности населения мира




1.Знаю динамику численности населения мира




2.Могу определить тип воспроизводства населения и направление демографической политики




2.Могу определить тип воспроизводства населения и направление демографической политики




3. Знаю половой состав населения , могу определить тип возрастной структуры населения




3. Знаю половой состав населения , могу определить тип возрастной структуры населения




4. Знаю, как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны




4. Знаю, как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны




Задания. Критерии оценивания

Уровень

Задания. Критерии оценивания

Уровень

+++

++

+

+++

++

+

1.Знаю динамику численности населения мира




1.Знаю динамику численности населения мира




2.Могу определить тип воспроизводства населения и направление демографической политики




2.Могу определить тип воспроизводства населения и направление демографической политики




3. Знаю половой состав населения , могу определить тип возрастной структуры населения




3. Знаю половой состав населения , могу определить тип возрастной структуры населения




4. Знаю, как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны




4. Знаю, как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны




Задания. Критерии оценивания

Уровень

Задания. Критерии оценивания

Уровень

+++

++

+

+++

++

+

1.Знаю динамику численности населения мира




1.Знаю динамику численности населения мира




2.Могу определить тип воспроизводства населения и направление демографической политики




2.Могу определить тип воспроизводства населения и направление демографической политики




3. Знаю половой состав населения , могу определить тип возрастной структуры населения




3. Знаю половой состав населения , могу определить тип возрастной структуры населения




4. Знаю, как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны




4. Знаю, как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны




Задания. Критерии оценивания

Уровень

Задания. Критерии оценивания

Уровень

+++

++

+

+++

++

+

1.Знаю динамику численности населения мира




1.Знаю динамику численности населения мира




2.Могу определить тип воспроизводства населения и направление демографической политики




2.Могу определить тип воспроизводства населения и направление демографической политики




3. Знаю половой состав населения , могу определить тип возрастной структуры населения




3. Знаю половой состав населения , могу определить тип возрастной структуры населения




4. Знаю, как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны




4. Знаю, как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны















Задания. Критерии оценивания

Уровень

Задания. Критерии оценивания

Уровень

+++

++

+

+++

++

+

1.Знаю динамику численности населения мира




1.Знаю динамику численности населения мира




2.Могу определить тип воспроизводства населения и направление демографической политики




2.Могу определить тип воспроизводства населения и направление демографической политики




3. Знаю половой состав населения , могу определить тип возрастной структуры населения




3. Знаю половой состав населения , могу определить тип возрастной структуры населения




4. Знаю, как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны




4. Знаю, как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны





-Что означают эти цифры?

1999год, 2009 год, 2019 год - …

1800 год - около 1…

12 октября 1999 год – 6… 
31 октября 2011 год – 7….

1 млрд. 300 млн. … – … 

81 - в Сингапуре, 75 - в Тунисе, 40 - …

-Что означают эти цифры?

1999год, 2009 год, 2019 год - …

1800 год - около 1…

12 октября 1999 год – 6… 
31 октября 2011 год – 7….

1 млрд. 300 млн. … – … 

81 - в Сингапуре, 75 - в Тунисе, 40 - …

-Что означают эти цифры?

1999год, 2009 год, 2019 год - …

1800 год - около 1…

12 октября 1999 год – 6… 
31 октября 2011 год – 7….

1 млрд. 300 млн. … – … 

81 - в Сингапуре, 75 - в Тунисе, 40 - …

-Что означают эти цифры?

1999год, 2009 год, 2019 год - …

1800 год - около 1…

12 октября 1999 год – 6… 
31 октября 2011 год – 7….

1 млрд. 300 млн. … – … 

81 - в Сингапуре, 75 - в Тунисе, 40 - …

-Что означают эти цифры?

1999год, 2009 год, 2019 год - …

1800 год - около 1…

12 октября 1999 год – 6… 
31 октября 2011 год – 7….

1 млрд. 300 млн. … – … 

81 - в Сингапуре, 75 - в Тунисе, 40 - …

-Что означают эти цифры?

1999год, 2009 год, 2019 год - …

1800 год - около 1…

12 октября 1999 год – 6… 
31 октября 2011 год – 7….

1 млрд. 300 млн. … – … 

81 - в Сингапуре, 75 - в Тунисе, 40 - …

-Что означают эти цифры?

1999год, 2009 год, 2019 год - …

1800 год - около 1…

12 октября 1999 год – 6… 
31 октября 2011 год – 7….

1 млрд. 300 млн. … – … 

81 - в Сингапуре, 75 - в Тунисе, 40 - …

-Что означают эти цифры?

1999год, 2009 год, 2019 год - …

1800 год - около 1…

12 октября 1999 год – 6… 
31 октября 2011 год – 7….

1 млрд. 300 млн. … – … 

81 - в Сингапуре, 75 - в Тунисе, 40 - …

-Что означают эти цифры?

1999год, 2009 год, 2019 год - …

1800 год - около 1…

12 октября 1999 год – 6… 
31 октября 2011 год – 7….

1 млрд. 300 млн. … – … 

81 - в Сингапуре, 75 - в Тунисе, 40 - …

- В Германии эти показатели равны 8,5 и 11,6; в Китае - 12,4 и 7,7; в Нигере - 44,8 и 12,1. О каких показателях идет речь? Определите тип воспроизводства населения этих стран. На что в этих странах направлена демографическая политика?


- В Германии эти показатели равны 8,5 и 11,6; в Китае - 12,4 и 7,7; в Нигере - 44,8 и 12,1. О каких показателях идет речь? Определите тип воспроизводства населения этих стран. На что в этих странах направлена демографическая политика?


- В Германии эти показатели равны 8,5 и 11,6; в Китае - 12,4 и 7,7; в Нигере - 44,8 и 12,1. О каких показателях идет речь? Определите тип воспроизводства населения этих стран. На что в этих странах направлена демографическая политика?


- В Германии эти показатели равны 8,5 и 11,6; в Китае - 12,4 и 7,7; в Нигере - 44,8 и 12,1. О каких показателях идет речь? Определите тип воспроизводства населения этих стран. На что в этих странах направлена демографическая политика?


- В Германии эти показатели равны 8,5 и 11,6; в Китае - 12,4 и 7,7; в Нигере - 44,8 и 12,1. О каких показателях идет речь? Определите тип воспроизводства населения этих стран. На что в этих странах направлена демографическая политика?


- В Германии эти показатели равны 8,5 и 11,6; в Китае - 12,4 и 7,7; в Нигере - 44,8 и 12,1. О каких показателях идет речь? Определите тип воспроизводства населения этих стран. На что в этих странах направлена демографическая политика?


- Кого на Земле больше - мужчин или женщин? Почему? Определите типы возрастной структуры населения в отдельных странах (схема 11) и в Казахстане (схема 12)

Эфиопия - …

Кувейт - …

Россия - …

Япония - …

Италия - …

Казахстан - …

- Кого на Земле больше - мужчин или женщин? Почему? Определите типы возрастной структуры населения в отдельных странах (схема 11) и в Казахстане (схема 12)

Эфиопия - …

Кувейт - …

Россия - …

Япония - …

Италия - …

Казахстан - …

- Кого на Земле больше - мужчин или женщин? Почему? Определите типы возрастной структуры населения в отдельных странах (схема 11) и в Казахстане (схема 12)

Эфиопия - …

Кувейт - …

Россия - …

Япония - …

Италия - …

Казахстан - …

- Кого на Земле больше - мужчин или женщин? Почему? Определите типы возрастной структуры населения в отдельных странах (схема 11) и в Казахстане (схема 12)

Эфиопия - …

Кувейт - …

Россия - …

Япония - …

Италия - …

Казахстан - …

- Кого на Земле больше - мужчин или женщин? Почему? Определите типы возрастной структуры населения в отдельных странах (схема 11) и в Казахстане (схема 12)

Эфиопия - …

Кувейт - …

Россия - …

Япония - …

Италия - …

Казахстан - …

- Кого на Земле больше - мужчин или женщин? Почему? Определите типы возрастной структуры населения в отдельных странах (схема 11) и в Казахстане (схема 12)

Эфиопия - …

Кувейт - …

Россия - …

Япония - …

Италия - …

Казахстан - …

- Кого на Земле больше - мужчин или женщин? Почему? Определите типы возрастной структуры населения в отдельных странах (схема 11) и в Казахстане (схема 12)

Эфиопия - …

Кувейт - …

Россия - …

Япония - …

Италия - …

Казахстан - …

- Кого на Земле больше - мужчин или женщин? Почему? Определите типы возрастной структуры населения в отдельных странах (схема 11) и в Казахстане (схема 12)

Эфиопия - …

Кувейт - …

Россия - …

Япония - …

Италия - …

Казахстан - …

- Кого на Земле больше - мужчин или женщин? Почему? Определите типы возрастной структуры населения в отдельных странах (схема 11) и в Казахстане (схема 12)

Эфиопия - …

Кувейт - …

Россия - …

Япония - …

Италия - …

Казахстан - …

- Как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны? Заполните таблицу:


ЭАН

Уровень безработицы

Отрасль занятости

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ





РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ




- Как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны? Заполните таблицу:


ЭАН

Уровень безработицы

Отрасль занятости

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ





РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ




- Как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны? Заполните таблицу:


ЭАН

Уровень безработицы

Отрасль занятости

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ





РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ




- Как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны? Заполните таблицу:


ЭАН

Уровень безработицы

Отрасль занятости

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ





РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ




- Как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны? Заполните таблицу:


ЭАН

Уровень безработицы

Отрасль занятости

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ





РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ




- Как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны? Заполните таблицу:


ЭАН

Уровень безработицы

Отрасль занятости

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ





РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ




- Как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны? Заполните таблицу:


ЭАН

Уровень безработицы

Отрасль занятости

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ





РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ





- Как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны? Заполните таблицу:


ЭАН

Уровень безработицы

Отрасль занятости

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ





РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ




- Как трудовые ресурсы определяют уровень социально-экономического развития страны? Заполните таблицу:


ЭАН

Уровень безработицы

Отрасль занятости

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ





РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ





ВАРИАНТ-1

1. Страны-рекордсмены по численности населения:

А)Россия, Казахстан Б)Китай, Индия В)США, Австралия

2. Определите естественный прирост, если рождаемость составляет 22 промилле, а смертность 15 промилле?

А)37 Б)7 В)-7

3. Традиционный тип воспроизводства населения характерен для: А)Африки Б)Европы В)США

4. Какой тип возрастной структуры характеризуется высокой долей детей?

А)прогрессивный Б)стационарный В)регрессивный

5. В трудовые ресурсы не входят: А) безработные

Б)инвалиды и нетрудоспособные В)студенты

ВАРИАНТ-2

1. В каком году численность населения Земли составила 7 млрд.чел? А) в 2009 Б) в 2010 В) в 2011

2. Определите естественный прирост, если рождаемость составляет 12 промилле, а смертность 15 промилле?

А)37 Б)3 В)-3

3. Современный тип воспроизводства населения характерен для: А)Африки Б)Азии В)США

4. Какой тип возрастной структуры характеризуется высокой долей пожилых людей и стариков?

А)прогрессивный Б)стационарный В)регрессивный

5. К ЭАН не относятся: А) работающие люди Б)пенсионеры В)временно безработные

ВАРИАНТ-1

1. Страны-рекордсмены по численности населения:

А)Россия, Казахстан Б)Китай, Индия В)США, Австралия

2. Определите естественный прирост, если рождаемость составляет 22 промилле, а смертность 15 промилле?

А)37 Б)7 В)-7

3. Традиционный тип воспроизводства населения характерен для: А)Африки Б)Европы В)США

4. Какой тип возрастной структуры характеризуется высокой долей детей?

А)прогрессивный Б)стационарный В)регрессивный

5. В трудовые ресурсы не входят: А) безработные

Б)инвалиды и нетрудоспособные В)студенты

ВАРИАНТ-2

1. В каком году численность населения Земли составила 7 млрд.чел? А) в 2009 Б) в 2010 В) в 2011

2. Определите естественный прирост, если рождаемость составляет 12 промилле, а смертность 15 промилле?

А)37 Б)3 В)-3

3. Современный тип воспроизводства населения характерен для: А)Африки Б)Азии В)США

4. Какой тип возрастной структуры характеризуется высокой долей пожилых людей и стариков?

А)прогрессивный Б)стационарный В)регрессивный

5. К ЭАН не относятся: А) работающие люди Б)пенсионеры В)временно безработные

ВАРИАНТ-1

1. Страны-рекордсмены по численности населения:

А)Россия, Казахстан Б)Китай, Индия В)США, Австралия

2. Определите естественный прирост, если рождаемость составляет 22 промилле, а смертность 15 промилле?

А)37 Б)7 В)-7

3. Традиционный тип воспроизводства населения характерен для: А)Африки Б)Европы В)США

4. Какой тип возрастной структуры характеризуется высокой долей детей?

А)прогрессивный Б)стационарный В)регрессивный

5. В трудовые ресурсы не входят: А) безработные

Б)инвалиды и нетрудоспособные В)студенты

ВАРИАНТ-2

1. В каком году численность населения Земли составила 7 млрд.чел? А) в 2009 Б) в 2010 В) в 2011

2. Определите естественный прирост, если рождаемость составляет 12 промилле, а смертность 15 промилле?

А)37 Б)3 В)-3

3. Современный тип воспроизводства населения характерен для: А)Африки Б)Азии В)США

4. Какой тип возрастной структуры характеризуется высокой долей пожилых людей и стариков?

А)прогрессивный Б)стационарный В)регрессивный

5. К ЭАН не относятся: А) работающие люди Б)пенсионеры В)временно безработные