СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока геометрии в 10 классе по теме: «Усечённая пирамида. Площади поверхности усеченной пирамиды»

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока геометрии в 10 классе по теме: «Усечённая пирамида. Площади поверхности усеченной пирамиды»»

10 класс
Геометрия
Урок № 55

Тема: Усечённая пирамида. Площади поверхности усеченной пирамиды

Тип: урок изучения нового материала.

Цель: сформировать представление об усечённой пирамиде и её площади.

Задачи:

Образовательная:

  • изучить теоретический материал по теме «Усечённая пирамида»;

  • Разобрать и доказать теорему о площади поверхности усечённой пирамиды.

Развивающая:

  • Развитие навыки доказательства теорем;

  • Развитие самостоятельности и логического мышления.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к геометрии;

  • Увеличение степени дисциплинированности и организованности на уроке;

  • Воспитывать внимательность и умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель и ученики приветствуют друг друга. Выявляются отсутствующие на уроке.

II. Проверка домашнего задания
Учитель берёт у 4–5 человек тетрадь для проверки выполнения домашнего задания.
III. Актуализация знаний учащихся

1. Фронтальный опрос
– Что называется пирамидой?
– Что называется правильной пирамидой?
– Что называется площадью боковой поверхности пирамиды?
– Что называется площадью полной поверхности пирамиды?
– Что называется трапецией?
– Что называется равнобедренной трапецией?
– Что называется прямоугольной трапецией?
– Как найти площадь трапеции?

2. Устное решение задач
Задача 1.
В С Дано: АВСD – трапеция;
BAD = 45
BC = 6 см
АD = 8 см
Найти: S – ?

А h1 h1 D


Решение:
h = = 1 (см).
h = h1 tg45 = 1 (см).
h = h1 = 1 (см).

S = (8+6)  1= 7 (см2).
Ответ: S = 7 см2.

Задача 2.
В 4 С Дано: АВСD – трапеция;

АВСЕ – квадрат;

ВС = 4 см, CDE = 30

Найти: АD – ?


А Е D

Решение:
АЕ = 4 см
АЕ = ВС = СЕ = 4 см;
ЕD = = = 12
AD = (4 + 12) cм.

IV. Постановка темы и целей урока
–Ребята, тема, которую нам сегодня предстоит разобрать, звучит так: «Усечённая пирамида. Площади поверхности усеченной пирамиды». Сегодня вам предстоит узнать, что это такое и разобрать теорему.

V. Изучение нового материала
Прошу ученика изобразить на доске произвольную пирамиду РА1А2…Ап.
Учитель говорит:
– Возьмём произвольную пирамиду РА1А2…Ап и проведём секущую плоскость , параллельно плоскости ɑ основания пирамиды и пересекающую боковые рёбра в точках В12,…Вп. Плоскость  разбивает пирамиду на два многогранника. Многогранник, гранями которого является п-угольники А12,…Ап и В12,…Вп (нижнее и верхнее основания), расположенные в параллельных плоскостях, и п-четырёхугольников А1А2В2В1, А2А3В3В2, … АпА1В1Вп (боковые грани), называется усечённой пирамидой.
Отрезки А1В1, А2В2, … АпВп называются боковыми рёбрами усечённой пирамиды. Усечённую пирамиду с основаниями А12,…Ап и В12,…Вп обозначают так:
А1А2…Ап В1В2…Вп. Перпендикуляр, проведённый из какой-нибудь точки одного основания к плоскости другого основания, называется высотой усечённой пирамиды.

– Ребята, откройте учебник на странице 64. Посмотрите на рисунок 76.
– Назовите верхнее и нижнее основания, боковые грани и рёбра усечённой пирамиды, высоту усечённой пирамиды.
– Ребята, докажите, что боковая грань усечённой пирамиды – трапеция? (А1А2В1В2 – трапеция (А1В1 А2В2).)
– Говорят, что усечённая пирамида называется правильной, если она получена сечением правильной пирамиды плоскостью, параллельной основанию. Основания правильной усечённой пирамиды – правильные многоугольники, а боковые грани – равнобедренные трапеции. Высоты этих трапеций называются апофемами. Встаёт вопрос: как найти сумму площадей её боковых граней? Площадью боковой поверхности усечённой пирамиды называется сумма площадей её боковых граней.


Sбок. = 1+ р2) h,
где р1 и р2 – периметры оснований;
h – апофема.


VI. Решение задач. Закрепление изученного материала/
1) Учитель возле доски решает №268


Дано:
MABCD – правильная пирамида,
А1В1С1 АВС, = ,
NK – апофема, NK = 4 дм,
Sус.пир. = 186 дм2.
Найти: – ?
Решение: Рассмотрим МКО. Т.к. N1O1 KO,
то = , значит, стороны = . = 1 : 3.
Пусть В1С1 = x, ВС = 3х. Имеем Sбок. = (4х+ 12х) 4. Sосн. = х2+ 9х2 = 10х2
Sполн. = 10х2 + 32 = 186
5х2 + 16х – 93 = 0
D = 256 + 1860 = 2116,
т.к. D  0, то 2 решения.
х1 = = – 6,2 – не удовлетворяет условию задачи, не может быть
х2 = = 3
В1С1 = 3 (см), ВС = 9 (см), NO = 1,5 (см), OK = 4,5 (см). KF = OK – NO1 = 3.
Из KNF по теореме Пифагора NF = ОО1 = = (дм).
Ответ: дм.
2) Ученик решает возле доски № 269
Дано:
ABCА1В1С1 – усечённая пирамида,
А1В11С11С1 = 2 см;
АВ = ВС = АС = 4 см; АА1 = 2см.
Найти: – ?
А1F1 – ?
Решение: Пусть О и О1 – центры оснований ирамиды.
1) Из АВС имеем: АВ = R , R = AO.
AO = дм, ОК = АО = дм.

2) Из А1В1С1 находим А1О = дм, О1М = дм.
3) ЕК = ОК – ОЕ
ОЕ = О1М, остюда ЕК = = дм.



4) АА1F имеем: FA = AO – FO, FO = А1O, AF = = дм.
А1F = = дм.
5) Из МЕК имеем: МК = = дм.

Ответ: дм, дм.

VII. Рефлексия учебной деятельности
– Что такое усечённая пирамида?
– Что такое апофема?
– Кому что осталось непонятым?

VIII. Подведение итогов урока
__________________________________________________________________________

Домашнее задание

Учитель раздаёт каточки с домашнем заданием.

Фамилия, имя _____________________________________________
Дата «___» ______________ 20 __ г.

Домашняя работа

Пройдите тест:

Ответы: 1 – __, 2 – __, 3 – __, 4 – __, 5 – __, 6 – __.