Урок-ярмарка в 5 классе
Повторение темы «Глагол»
Романова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык.
Класс: 5
Цели урока:
- формировать лингвистическую компетенцию обучающихся, проверить усвоение понятий «вид», «переходность», «возвратность», «наклонение глаголов»;
- развивать учебно-языковые, классифицированные навыки и коммуникативную компетентность пятиклассников;
- способствовать активизации мыслительной деятельности школьников, развитию творческой активности ребят.
Оборудование:
- карточки с заданиями-шутками, слова на табличках, фишки, воздушные шарики;
- презентация (ИКТ);
- фонограмма «Разноцветные ярмарки» (исп. В.Леонтьев).
Ход урока.
Звучит песня «Разноцветные ярмарки» (В.Леонтьев).
Организационный момент. Объявление темы урока, целей (повторить материал о глаголе, изученный в 5 классе, те новые глагольные признаки, о которых говорили при изучении глаголов в этом году).
Начинается урок с беседы на тему «Что я знаю о ярмарке?»
Что такое ярмарка? (это весёлый базар, где можно что-то купить, продать).
Кто раньше на ярмарках продавал товары? (купцы).
А что можно было купить на ярмарке? (всё, что хочешь).
Чем были знамениты старинные ярмарки? (на них проводились различные соревнования, звучали шутки, смех).
- А вот как слово «ярмарка» объясняется в толковом словаре С.И.Ожегова (слайд № 1).
- И сегодня мы тоже устроим ярмарку. Только «продавать» и «покупать» будем необычный товар – свои знания. Каждый человек, пришедший на ярмарку, что-то приносит. Вот и вы сегодня пришли не с пустыми руками, а с домашним заданием.
Откройте свои «корзины» (тетради с домашним заданием) и покажите свой товар. Ученики объясняют, как выполнили задание и разобрали глаголы, а учитель оценивает «товар», слушая ответы и прохаживаясь по торговым рядам.
- Сегодня к уроку подготовились мои помощники – «купцы», которые участвуют в проведении конкурсов и заданий.
Ученик – «купец-зазывала»:
Подходи, честной народ!
Нынче ярмарка идёт.
Собрались на ней честные
Купцы заморские и местные.
Нам товар свой предлагают
Очень интересный.
Всё на свете они знают,
Всех зовут в круг тесный.
1-й ученик («купец-глагол»):
Мой товар ты выбирай,
А другой не замечай.
Ты корзину подставляй
И глаголы насыпай.
Ученик читает слова, а ребята выбирают и записывают только глаголы («насыпают в корзины»).
Слова: Мир, присутствовать, полёт, бег, рассказывать, мой, плавание, интересоваться, пятнадцать, тренировать, написание, отрабатывать, шестой, оканчиваться, защита, вставать, сложный, радовать, просматривать, честно, пятёрка.
- Сколько слов выписали? (должно быть 10 глаголов; мой – местоимение и глагол в повелительном наклонении).
- Какое правило надо знать, чтобы правильно написать суффиксы в этих глаголах? (-ыва- (ива) – ова- (ева), ва).
Работа с шуточным текстом (слайд № 2).
Учитель обращается к ученику:
- Проспрягай глагол «идти».
- Я иду,…ты идёшь… - медленно отвечает тот.
- Поживее, - просит учитель.
- Он бежит, мы бежим, вы бежите!
Устно проспрягайте до конца глагол «бежать».
Что надо знать о его спряжении? (разноспрягаемый).
А какие ещё глаголы относятся к разноспрягаемым? (есть(кушать), дать, хотеть).
2-й ученик (купец-«вид глагола»).
Хожу я по базару,
Ищу себе я пару.
Помогите мне, друзья,
Ведь без пары мне нельзя!
«Купец» называет глаголы, к которым ребята подбирают видовую пару (слайд № 3).
Брать, класть, приходить, ложиться, ловить, говорить.
Отвечаем на вопрос: (Какой ошибки позволяет избежать это упражнение? – речевой).
3-й учащийся («купец – зазывала»):
Подходи, честной народ!
Знатоков тут бой идёт.
Кто трудиться не ленится,
Тот в бою и отличится.
«Купец» раздаёт двум желающим карточки со словами, которые надо прочитать, правильно поставив ударение. Побеждает тот, кто не допустит ошибок.
Орфоэпические нормы:
премировать, ходатайствовать, осведомиться, одолжит, формировать, баловать, облегчит, звонит, черпать, ржаветь, кашлянуть, закупорить, поняла, дождалась, пережила, проспала.
Учитель:
В начале урока мы выясняли, что ни одна ярмарка не обходиться без весёлых шуток и забав. Вот и на нашей ярмарке без них не обойтись. Получив карточки, надо выполнить следующее задание: выразительно прочитать текст шутки, выделить глаголы и определить их наклонение.
Карточка « 1.
Новости языкознания.
Интересное открытие сделала Катя . Она вдруг обнаружила, что всё хорошее начинается на букву «к»: Катя, кино, конфеты, каникулы, кошка, качели, картридж. А вот буква «д» отличается в обратную сторону: драка, двойка, дразнилка, дневник, дежурство, домашнее задание.
Карточка № 2.
Из жизни изобретателя.
Помощь по хозяйству родителям составляет главную заботу Саши. Ежедневно в течение 2-х часов он обдумывает, как бы спроектировать варильно-стирально-подметательный комбайн.
Карточка № 3.
Полезные советы.
- Если у тебя оторвалась пуговица на пиджаке, не выбрасывай его – найди иголку, нитку, новую пуговицу и позови бабушку.
- Никогда не жалуйся на своих одноклассников ни учителям, ни воспитателям, ни тем более директору школы. Пиши сразу жалобу в Организацию Объединённых Наций – ООН.
Карточка № 4.
Жизнь замечательных детей.
Во время посещения концерта один наш мальчик очень хотел помочь одной нашей девочке открыть парадную дверь. Они кинулись вдвоём и сбили с ног одну заслуженную артистку.
Карточка № 6.
Спортивные новости.
С личным рекордом пришёл в школу Женя: опоздание превысило 24 минуты. Однако рекорд не засчитали из-за сильного встречного ветра.
Карточка № 7.
Успехи воспитания.
Долго дрессировал свою собаку Белку шестиклассник Ваня. В результате она теперь умеет решать уравнения по математике. Но, к сожалению, никак не удаётся научить её сообщать ответы.
Пока ребята готовятся, с классом проводятся различные игры. За правильные ответы раздаются фишки.
«Четвёртое лишнее» (слайд № 6).
Подлежащее, глагол, дополнение, определение.
(Какое слово лишнее? Почему? А каким членом предложения бывает глагол?)
«Фальшивка».
Найдите слово, не соответствующее стилю предложения, подберите замену.
На строительство Дома культуры ухлопали большие средства (истратили). Определите переходность записанного глагола. Как это узнать?
Закончите пословицу, используя глаголы (слайд № 7):
Волков бояться -…. Скучен день до вечера -……
Взялся за гуж -…. Кому много дано -……..(с того много и спросится).
Кончил дело -…… Неправдой свет пройдёшь -..(да назад не воротишься).
Любишь кататься -… Кто хвалится -….
Прослушивание ребят с карточками-шутками.
Затем игра-«Аукцион»:
Ученик-«зазывала»:
Здесь у нас аукцион –
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше, лучше знает,
Тот награду получает.
Выполняются различные задания, после каждого вопроса или задания учитель спрашивает: «Кто больше?», т.е. кто больше знает по данному вопросу. После того как прозвучит полный ответ, он говорит: «Вопрос исчерпан», - и переходит к следующему заданию. Отличившимся выдаются фишки.
Игра «Кто последний?»
В игре побеждает тот, кто последним назовёт звукоподражательный глагол. (Мяукать (кот), хрюкать (свинка), гавкать (собака), квакать (лягушка), кукарекать (петух), куковать (кукушка), курлыкать (журавль), мычать (корова), блеять (овца), чирикать (воробей), каркать (ворона), крякать (утка), гоготать (гусь), жужжать (пчела), ухать (сова), ржать (конь)…
«Как правильно сказать?»
Объясните, как употребляются глаголы есть – кушать, одеть – надеть? Приведите примеры.
Слова «одеть, одевать» имеют значение «покрыть» чьё-либо тело одеждой, «надеть» - покрыть себя одеждой.
Мама песню напевала,
Одевала дочку….
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Мама песенку допела,
Мам девочку…
«Дорогие слова»
- Какие слова и почему автор стихотворения называет «дорогими»?
Дядя Саша огорчён.
Рассказал он вот о чём…
- Видел Настю-октябрёнка
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышал слова…
А слово-то какое -
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа…
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!..
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова…
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
- Экая досада!
Я портфель её подарил,
Вижу: очень рада!
Но-нельзя ж молчать как рыба.
Ну сказала бы…
Слово-то какое –
Очень дорогое!
(А.Шибаев)
Слова «здравствуйте», «извините», «спасибо» - их используют постоянно вежливые и доброжелательные люди).
При наличии времени можно провести игру в невежду.
«Глаголы-парадоксы».
Итоги урока. Оценивается активность каждого ученика по количеству полученных фишек, выдаются «призы» - оценки.
Домашнее задание: составить и записать рассказ «У нас на ярмарке» с использованием опорных слов – глаголов из самого первого задания.