Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику
Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Учитель начальных классов: Т.В.Посредникова, МКОУ «Пальминская ООШ»
Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения.
Обстоятельства»
Цели: обобщить знания о предложении: закреплять умения находить грамматиче- скую основу и устанавливать связь слов в предложении, распознавать предложения по цели высказывания, познакомить с обстоятельствами, их обозначением на письме.
Задачи: развивать умения правильно употреблять в устной и письменной речи предложения разных видов и оформлять их на письме; развивать интерес к урокам русско- го языка.
Оборудование: карточки с заданием.
ТСО: мультимедийный проектор.
Организационный этап.
Структура и ход урока.
А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Актуализация опорных знаний. Повторение изученного.
Посмотрите на доску, прочтите запись:
Хорошо мы отдыхаем все мы любим л.герь свой никогда мы не скучаем и не просимся
домой
Почему этот текст несовершенен? (не поделён на предложения)
Что такое предложение? (группа слов, связанных друг с другом по смыслу и выра- жающих законченную мысль)
Словарная работа.
Найдите в записи на доске слово с пропущенной орфограммой (это слово «ла-
герь»).
Что такое лагерь? (временная стоянка под открытым небом – это туристический лагерь и воспитательное учреждение для школьников, студентов, спортсменов – спортивный ла- герь)
Произнесите слово так, как мы его говорим.
Произнесите его орфографически. Сколько услышали звуков? Букв?
Запишите предложение, в котором есть это слово. Поставьте ударение в слове «лагерь» и выделите безударную гласную.
Мотивация учебной деятельности
Мы записали одно предложение, но в русском языке их много. Так много, что у них даже есть свое королевство. Хотите попасть туда? Тогда вперед!
Слайд №1.
Распределите предложения в соответствии с целью высказывания:
Вы бывали когда-нибудь в королевстве предложений?
Непременно посетите его!
Вы узнаете много нового о строении предложений.
Первое предложение вы отнесли к 3 группе. Как мы называем их?
Второе предложение отнесли ….?
Третье?
Вывод: Предложение бывают побудительными, повествовательными и вопро- сительными.
Введение в тему.
Слайд №2.
Подлежащее | Сказуемое |
Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. | Сказуемое обозначает дей- ствие. |
Отвечает на вопросы: КТО? ЧТО? | Отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? |
Найдите в предложениях грамматическую основу и спишите её:
Слайд №3.
Белка бегает с шестом, машет в воздухе хвостом. |
Темный лес что шапкой принакрылся чудной. |
В поле полет Фрося просо. |
Как называются предложения, состоящие только из грамматической основы? (нераспро- страненные)
Как называются предложения, в которых есть второстепенные члены? (распространен- ные)
Физкультминутка.
Во дворе растет подсолнух, утром тянется он к солнцу.
Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга. Несколько кругов вперед, А потом наоборот.
Руки в спину упираем Поясницу прогибаем.
А теперь давай дружок, Посмотри на потолок. Отдохнули мы чудесно
И пора за парты сесть нам.
Работа над новой темой.
Самостоятельная работа.
Слайд №4.
Запиши предложения, соответствующие схемам:
Утро. Светает. Заискрились искры от фонтана. |
Солнце восходит. Кот Мурлыка лениво потянулся и сва- лился с окна. |
Дети выбежали на улицу. Красота! |
Какие предложения по составу вы записали? (нераспространенные)
Какие предложения остались? (распространенные) 2. Формирование новых знаний.
Спишите два последних распространенных предложения, найдите в них грамматическую основу, выпишите словосочетания. Укажите, какой частью речи выражены члены предло- жения.
Назовите словосочетание в первом предложении:
потянулся (как?) лениво свалился (откуда?) с окна
выбежали (куда?) на улицу На вопросы Где? Когда? Как? Откуда? И куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответы вам да-да.
(Дети заучивают стихотворение) 3. Вывод
Вывод читаем в таблице: Слайд №5
Закрепление.
1. Дети выполняют упражнение №10 по учебнику.
Назовите словосочетания в первом предложении, во втором.
Выделите обстоятельства и определите, на что они указывают. 2. Прочтите правило на стр. 7.
3. Игра «Найди обстоятельство» (дети работают в парах, находят обстоятельства и опреде- ляют их вид).
Карточка.
Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь?
Покатился в огород, Докатился до ворот, Подкатился под ворота, Добежал до поворота, Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все!
А. Барто
Итог урока.
Мы сегодня были с Вами в гостях в королевстве предложений. Королева осталась довольна Вашими познаниями.
Выставление оценок.
Закончите любое из предложений:
Урок был….
интересный
неинтересный
полезный
продуктивный
познавательный
скучный
Домашнее задание.
Упражнение №12.