СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Государственный либерализм: Александр I и его реформы"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал  к уроку с творческими заданиями для  обучающихся с повышенной мотивацией к учебно-познавательной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Государственный либерализм: Александр I и его реформы"»


Пример использования возможностей углубления и обогащения содержания учебной темы для обучения ученика,

проявившего выдающиеся способности по истории


Курс «История России», 9 класс.

Преподавание осуществляется по учебнику К. А. Соловьёва, П. П. Шевырёва «История России. 1801-1914» для 9 класса общеобразовательных организаций, М., «Русское слово», 2019.


Тема урока: «Государственный либерализм: Александр I и его реформы»


Цели урока: формирование представлений о личности императора Александра I, планах

проведения преобразований в стране, их характере и реализации


Основные виды деятельности обучающихся:

  • Определение задач урока в соответствии с поставленной целью. Оценка личности Александра I как императора на основе анализа текста учебника, мнений современников императора и историков.

  • Высказывание оценочных суждений о деятельности Негласного комитета и значении Указа о вольных хлебопашцах.

  • Анализ проекта М.М. Сперанского с использованием текстов учебника и исторического источника («Введение к уложению государственных законов» М.М. Сперанского).

  • Составление схемы государственного управления по данному проекту.

  • Заполнение таблицы «Преобразования начального периода правления Александра I».

  • Объяснение значения основных понятий темы.

  • Формулирование общего вывода о характере и итогах первого периода правления императора Александра I.


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

  • Предметные:

Знание основных дат и значения понятий темы урока. Умение характеризовать личность Александра I как императора. Умение давать оценку деятельности Негласного комитета.

Умение раскрывать значение Указа о вольных хлебопашцах. Умение характеризовать проект М.М. Сперанского. Умение составлять схему государственного управления по проекту М.М. Сперанского. Умение систематизировать информацию о преобразованиях начала правления Александра I в виде таблицы. Умение формулировать выводы о характере и итогах первого периода царствования Александра I.

  • Метапредметные:

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, работать с различными источниками информации, анализировать

информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, давать характеристику личности и деятельности человека, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: умение формулировать учебные задачи, определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей; владение основами самоконтроля и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на его вопросы, вступать в диалог, полно и точно выражать свои мысли, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.


  • Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам, к высказываемым ими мнениям. Познавательный интерес к истории России. Понимание роли личности в истории. Личностная оценка реформаторских инициатив Александра I и проекта государственных преобразований М.М. Сперанского


Вопросы, изучаемые на уроке:

  1. Александр I

  2. «Дней Александровых прекрасное начало!»

  3. Реформы Негласного комитета

  4. Несбывшаяся конституция


Проблемное задание в начале урока: «Мы знаем, что представляла собой Российская империя, которую в 1801 году возглавил Александр Павлович. «Дней Александровых прекрасное начало...» − знаменитые слава Пушкина о начале царствования нового государя. Но почему только «начало»? Было ли «продолжение»? Удалось ли молодому императору воплотить в жизнь свои прекрасные начинания? И в чём заключалась их привлекательность для образованного общества? И все ли считали эти дни «прекрасными»? Попробуем найти ответы на эти вопросы».


Задание: «Слушая рассказы одноклассников и мой рассказ, составьте психологический портрет императора, выделите его сильные и слабые стороны»


- Ученики, выступающие в роли «биографов», представляют свои сообщения по предварительным заданиям (учителем рекомендовано не ограничиться биографической информацией, найти интересные факты, детали личностной характеристики).

Учитель характеризует личность Александра I, дополняет сообщения обучающихся.


Проанализируйте высказывания и выскажите своё отношение к следующим оценкам и мнениям:


«Это истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец. Он гораздо умнее, чем о нем думают» (Наполеон Бонапарт, император Франции)

.

«...был царь-интеллигент, всю жизнь искавший правды, в молодо­сти враг самодержавия и крепостного права, но человек раздвоенный и не сильный...» (Н.А. Бердяев, философ).


Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда.

(А. С. Пушкин, поэт)


А.И. Герцен, писатель и философ, называл его «коронованным Гам­летом»


Предлагаю провести турнир знатоков истории. Вам сейчас будут предложены исторические загадки. Попробуйте свои силы!


Ему принадлежат слова: «Благосостояние государства не играет ни­какой роли в управлении делами. Существует только неограниченная власть, которая все творит шиворот-навыворот... Выбор исполнителей основан на фаворитизме... Xлебопашец обижен, торговля стеснена, сво­бода и личное благосостояние уничтожены. Вот картина современной России.»


В его правление к России были присоединены Восточная Грузия, Финляндия, Бессарабия, Азербайджан, герцогство Варшавское. Осуществлял попытки проведения либеральных реформ. Им увлека­лись женщины. В отношениях с ними он был безупречным рыцарем.

— О каком царе идет речь? (Об Александре I.)


Прочитайте исторический источник и ответьте на вопросы.

Из письма Александра I Фредерику Лагарпу от 27 сентября 1797 г.

«Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем, постепенно, разумеется, чтобы создать народное представительство, которое, будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я… удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего Отечества, и наслаждался бы им».

Как можно оценить намерения Александра I за четыре года до вступления на престол? Какие цели ставил он перед собой?


Говоря о реформаторской деятельности М. М. Сперанского поясняем. Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов»


Изучите схемы, составленные по данному документу, и материал на стр. 28-29 учебника и ответьте на вопросы:











- Перечислите виды государственной власти, выделялись в проекте Сперанского?

- Как вы думаете, какому из этих трёх сословий принадлежали политические права?

- Когда был обнародован манифест о создании Государственного совета?

- Какова его главная задача?

- Назовите функции Государственного совета.



На этапе закрепления изученного материала предлагаем задание по историческому источнику:

Прочтите отрывок из исторического труда В.О. Ключевского и выпол­ните задания. Используйте в своих ответах информа­цию источника, а также знания из курса истории.

«Нам известны начинания Александра I; все они были безу­спешны. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, дру­гие имели худший результат, т. е. ухудшили положение дел ... Вообще, если бы сторонний наблюдатель, который имел слу­чай ознакомиться с русским государственным порядком и с рус­ской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра».


- Назовите годы правления Александра I?

- Какие преобразования были проведены Александром I?

- Согласны ли вы с мнением В. С. Ключевского?

- В чём заключались, по вашему мнению, причины безуспешности этих преобразовательных начинаний?

- Назовите не менее трех имён приближённых Александра I, участвовавших в его преобразованиях.


Домашнее задание кроме изучения параграфа 3, содержит задание из рубрики «Особое задание», которое требует самостоятельной творческой работы:

«Подготовься к обсуждению на тему «Отношение российского общества к проекту Сперанского: pro и contra (за и против)». Кто и почему мог поддерживать идеи проекта, кто и почему критиковал?»

Думаю, что к вопросу о развитии у обучающихся одаренности по истории и обществознанию подходит эпиграф: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить» (Сократ)