Конспект урока объяснения нового материала для 5 «Б» класса
(по учебнику Л.М. Рыбченковой)
Тема урока : «Язык и общение»
Цель: показать значение языка в жизни людей и раскрыть его основную функцию – общение.
Планируемые образовательные результаты.
1.Предметные.
В результате занятия учащиеся смогут
узнать о роли языка в жизни человека, общества;
познакомиться с основными функциями русского языка;
научиться различать понятия язык и речь, общение письменное и устное;
работать с лингвистическим текстом;
соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию;
воспроизводить (устно) лингвистический текст;
излагать свои мысли в устной и письменной форме;
подбирать аргументы для определения своей личной позиции к общению с окружающими
2.Метапредметные.
В результате занятия учащиеся смогут
сформулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность;
находить и выделять необходимую информацию;
совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
проводить работу по предложенному заданию;
слушать и слышать друг друга;
полно и точно выражать свои мысли;
добывать недостаточную информацию с помощью вопросов;
строить понятное для слушателей высказывание;
вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;
формулировать простые выводы;
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
осуществлять анализ речевых ситуаций, представленных в схемах и тексте;
продолжить совершенствование навыка построения рассуждения на основе причинно-следственных связей
3.Личностные.
В результате занятия учащиеся смогут
использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач;
осознавать эстетические ценности русского языка, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
воспитать уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
поддержать личный познавательный интерес, культуру речевого общения;
стремиться к речевому самосовершенствованию
Основные понятия урока: язык, речь, общение
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть сегодня на уроке. Посмотрите в окно. Что привлекает ваше внимание? Конечно, удивительно теплый осенний денек. Нет ни малейшего дуновения ветерка. В природе так тихо и спокойно! Так пусть же такое замечательное состояние природы передастся и вам. Будьте сегодня спокойными, самыми внимательными и активными. Согласны? Итак, урок наш начинается. Проверьте: все ли готовы. Откройте рабочие тетради и запишите число, классная работа.
Мотивация (создание проблемной ситуации)
-Ребята, давайте обратимся к тексту стихотворения А.Усачева
(учитель читает стихотворение А.Усачева «Великий могучий русский язык»)
Великий могучий русский
Язык показал я французу,
А он показал – французский,
А я дал месье по пузу.
Мы в бой с ним вступили близкий,
Катались, вопили, рычали…
Но тут показал нам английский
Нахальный один англичанин.
Тогда мы с французом встали
И два языка показали
Он сразу полез с нами в драку,
И в боксе он был неслабым:
Мы с ним показали поляку,
Китайцу и двум арабам.
С трудом нас подняли прохожие…
И поняли мы, дураки:
Какие у нас похожие
Великие языки!
-Ребята, как вы думаете, о чем этот текст?
-Какой язык имел в виду поэт?
-На каком языке разговаривали все эти народы? Что их объединяет?
-А знаете ли вы, сколько языков насчитывается на земном шаре?
-Как вы поняли последние строки этого стихотворения? Почему поэт говорит, что языки «великие?
-Для чего человеку нужно знание родного языка?
(чтобы изучать свою историю, понимать все богатство родной культуры и литературы)
-Согласны ли вы с заголовком А Усачева « Великий могучий русский язык»? Можно ли как-то по- другому озаглавить это стихотворение?
-Ребята, а вы когда-нибудь размышляли над тем, что такое язык?
-Казалось ли вам интересным, что один человек говорит, а другой слушает и понимает его?
Все эти тайны и загадки мы узнаём благодаря языку. В книге «Слово о словах» известный писатель Л Успенский говорит так:
«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли…Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, - мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом»
-Какое же это слово? (язык)
Актуализация знаний
Сегодня на уроке речь и пойдет о языке. Запишите в рабочие тетради тему урока «Язык и общение»
-Как вы думаете, в каком значении употреблено слово «язык» в теме нашего урока?
Значение языка отмечают и русские пословицы и поговорки.
-Вспомните и назовите известные вам пословицы и поговорки о языке. Как вы понимаете их смысл?
(Например, Язык наш – враг наш», «Язык до Киева доведет» и т.д.)
Целеполагание.
И сегодня нас ожидают новые открытия.
-Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (учащиеся говорят о том, что они узнают на уроке о роли языка в жизни человека, общества, о разных видах общения
Работа по теме урока
Существуют три назначения языка в жизни человека.
1.Давайте обратимся к рабочим тетрадям и запишем
Назначение языка.
(общение)
(сообщение информации)
(побуждение к действию)
Работа с учебником - стр.6
Работа у доски - упр. 8
Домашнее задание – 11 упражнение