СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Имя прилагательное как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с именем прилагательным как частью речи, показать связь между именами прилагательными и существительными

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Имя прилагательное как часть речи»

Тема Имя прилагательное как часть речи

УМК Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2022г..

Тип урока Урок открытия новых знаний

Формы организации познавательной деятельности

Подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, групповая

Цель урока Познакомить учащихся с именем прилагательным как частью речи.

Задачи урока

  1. Познакомить с основными признаками имен прилагательных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);

  2. Познакомить с ролью имен прилагательных в речи;

  3. Показать связь между именами прилагательными и существительными;

  4. Развивать умение распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

Пробуждать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать:

- что обозначают имена прилагательные;

- на какие вопросы отвечают имена прилагательные;

- с какой частью речи связаны имена прилагательные;

- с какой целью употребляют имена прилагательные в речи.

  • Уметь:

- распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

- образовывать имена прилагательные;

- правильно употреблять в речи мена прилагательные.

Личностные:

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Метапредметные:

  • Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение

  • Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 

  • Коммуникативные УУД

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- уметь высказывать свое мнение;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре

Предметные:

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

- осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка;

- формирование умений анализировать основные единицы языка.



  1. Орг. момент. Мотивация к совершению учебной деятельности

Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. 

  1. Минутка чистописания

Цель - формирование каллиграфического навыка письма

-Найдите букву, которую будем писать на минутке чистописания. (Искомая буква - первая в каждом слове. . обро, .уша, .ело, .руг.)

Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания?

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель - повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Что вы знаете еще об именах существительных?

- Как вы различаете одушевленные и неодушевленные имена существительные?

- Приведите примеры имен существительных и глаголов на букву, которая была у нас на минутке чистописания.

4. Самоопределение в деятельности

Цель: создать проблемную ситуацию, с целью самостоятельного определения учащимися темы и задач урока


- На слайде даны слова. Заяц, большое, поспевает, ландыши, яблоко, сладкая, душистые, скачет, упало, белый, расцвели, земляника.

Прочитайте их. Найдите среди них существительные.

- Какое из них могло бы быть лишним?

- Найдите из оставшихся слов глаголы.

- Как вы узнали, что это глаголы?

- Составьте с одним из глаголов 2 словосочетания так, чтобы в одном из них он употреблялся в переносном значении, в другом - в прямом.

- Прочитайте оставшиеся слова. Куда мы их отнесем? К существительным?

- Тогда остается их отнести к глаголам?

- Какую еще часть речи мы узнали в самом начале раздела, и предположите, какой частью речи могут быть эти слова?

- А можем ли мы это утверждать? - Как будем доказывать? Проблема.

- Вспомните, с чего мы начинали изучать каждую часть речи, и вы догадаетесь, как доказать, что это имена прилагательные.

- Значит тема нашего урока…?

5.Открытие новых знаний.

Цель – организовать практическую работу с целью получения новых знаний об имени прилагательном

1. - Итак, первое, что нам надо узнать – это на какие вопросы отвечают эти слова. Задайте к ним вопросы.

белый – какой? сладкая – какая? большое – какое? душистые – какие?

- Сделайте вывод.

2. - Что дальше мы должны узнать об именах прилагательных?

- Посмотрите на картинки на слайде. Подберите прилагательные к этим предметам. Предметы одинаковые? Карандаш-карандаш, свеча-свеча, яблоко-яблоко…, но прилагательные получились разные. Почему?

- Что обозначает первое прилагательное? Второе? Третье? Четвертое?

- Цвет, вкус, размер, запах – как это можно одним словом назвать?

- Признак – это слово, по которому мы признаем, узнаем предмет.

- Сделайте вывод.


- Какие еще признаки могут обозначать имена прилагательные? Прочитайте в учебнике на странице 88 «Страничка для любознательных».

- Давайте соединим все наши открытия в правило «Имя прилагательное»

- Проверим себя по учебнику на странице 86.

3. - Мы уже знаем, как подчеркиваются и обозначаются имена существительные и глагол, а имя прилагательное мы будем подчеркивать волнистой линией и сокращённо подписывать над словами

По частоте употребления имена прилагательные занимают третье место

4. - Название этой части речи произошло от латинского слова, которое обозначает «присоединение, прикрепление, прибавление».

- К какой же части речи присоединяются, прикрепляются имена прилагательные? Давайте выясним.

- Вернемся к нашим словам и составим из них предложения.

- О ком говорится в предложении - Скачет белый заяц.

- Что сказано о нем?- А что еще сказано?

- Какой частью речи является слова «белый»? Подпишите сверху.

- К какой части речи «присоединяется, прикрепляется» слово «белый»?

( аналогичная работа проходит с другими составленными предложениями)

- давайте сделаем вывод. С какой частью речи связано имя прилагательное?
5. – А зачем в нашей речи нужны имена прилагательные? Как вы думаете?

- А теперь, давайте понаблюдаем за именами прилагательными и подумаем, какую роль они играют в нашей речи?

- Прочтите первый текст. О чем говорится в нем?

Пришла весна. На небе светит солнце. На деревьях щебечут птицы. У всех настроение.

- Теперь прочитайте второй текст. О чем говорится во втором тексе?

Пришла долгожданная весна. На голубом небе светит яркое солнце. На деревьях щебечут весёлые птицы. У всех радостное настроение.

- Можно ли считать их одинаковыми? Почему?

- Что можно сказать о роли прилагательных в нашей речи? Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

- Отгадайте загадку. Почему отгадать очень сложно. А теперь попробуйте отгадать (появляются прилагательные). Какие слова помогли отгадать загадку.

Папа __________, _______________,

Мама ___________ вся,

Детки ________ у папы, -

Чью ж гуляет тут семья?

- Какова еще роль имен прилагательных в речи?

- Проверьте себя по учебнику на стр. 90 «Обратите внимание»

6. Физминутка

7. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.

Цель: развивать умения применять новые знания на практике

Закрепим полученные знания об имени прилагательном.

2. Работа в группе - К каждому имени прилагательному подбери соответствующее имя существительное

Яблочное, картофельное…

Сахарный, речной…

Зеленый, хрустящий…

Столовая, чайная…

Рыжая, хитрая…

3. Поиграем в игру «Весёлый поварёнок и зайчонок».

Поварёнок приготовил фруктовые и овощные соки для зайчонка.

Зайчонку очень понравились они! А как называются эти соки, он не знает. Помогите ему!!!

4. Работа по учебнику стр. 89 упр. 153

5. Работа в группах. Кластер «Опиши внешность человека»

6. Поиграем в игру «Кого я загадала?». Описываю внешность девочек.

- Какие слова я использовала?

7. Работа в группе. - Теперь попробуйте сами поиграть в группах в такую игру. Опишите мальчиков.

8. Работа в группах. Послушайте отрывок песни «Пропала собака» В. Шаинского и выпишите имена прилагательные.

8.Самостоятельная работа

Цель – выявить проблемы осмысления изученного материала, для дальнейшей коррекции.

- Вернемся к задачам урока.

Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их?

- Оцените свою работу на уроке с помощью листочков.

- Заполнение каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Имя прилагательное»

9. Домашнее задание На выбор

I. Из толкового словаря в учебнике с. 136-138 выписать

2 имени прилагательных, которые обозначают качество человека и 1 прилагательное, которое обозначает цвет. Выпишите значение этих слов

II. На карточках. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.

III. Учебник с. 86, правило. Рабочая тетрадь стр. 43 упр. 93