Тема: « Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла». (5 класс)
Цель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписью
Планируемый результат:
Продолжить знакомство с народными промыслами России, с искусством Жостова.
С истоками и современным развитием промысла. Сформировать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка. Развивать художественный вкус, творческие способности детей. Формировать художественные знания умения и навыки. Воспитывать чувство любви к русскому творчеству, уважение к его традициям истории. Формировать интерес к изобразительному искусству.
Оборудование: проектор
Зрительный ряд: учебные таблицы, презентация, работы детей.
Литературный ряд: стихи
Звуковой ряд: «вальс цветов»
Оборудование для учащихся: гуашь, кисти, палитра
Ход урока:
Организационный момент:
Вот кисти на столе,
А вот альбом
Не хочется играть сегодня в прятки
И мы плывем в волшебную страну
Страну народных промыслов прекрасных.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Сообщение темы урока и постановка цели урока. Мотивация учения детей.
Посмотрите на слайд. Что общего на всех изображениях? (ответы детей)
Как вы думаете, что в народном искусстве символизирует цветок? (ответы детей)
Вы видите таблицы на доске, как вы думаете, что мы сегодня будим делать на уроке? (ответы детей)
Совместное исследование проблемы
На уроке вы будете работать с предложенной вам таблицей.
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень (в их число входило и Жостово) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Датой основания считается 1825г. Чуть позже расписывать стали и железные подносы.
Рассмотрим технологию выполнения подносов.
(В процессе рассказа демонстрируется презентация)
Как цвет помогает увидеть красоту крупных цветов и мелких травинок поможет увидеть нам поэтапное выполнение работы. (показ на доске)
1этап – замалевок.
Нанесение разделенной краской силуэтов цветов и листьев. Они
композиционно уже организованно собраны в букет.
2 этап – тенежка.
Прозрачными красками накладывают тени. Тени цветные.
С его помощью автор погружаются в глубину фона.
3 этап – прокладка.
Это корпусное письмо. Кисточку надо « насытить « яркими
Красками, смешанными с белилами. Это очень ответственный этап росписи.
4 этап – бликовка.
Завершение лепки цвета. Выполняют мазками с обильной
примесью белил на более выпуклые места.
5 этап – чертежка и уборка.
Этап отделки ( золотой узор)
Актуализация знаний.
Проверка заполненных таблиц
6. Физминутка:
Но что то мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.
Чтоб все задания выполнять
Украсить свой поднос
Должны мы дружно встать
И косточки размять.
7. Работа учеников по воспроизведение знаний, полученных на уроке.
- Выполнить карандашом рисунок подноса. Помощь учителя при выполнение работы (звучит музыка).
8. Анализ и оценка работ.
На доску вставляются работы. Учитель оценивает работы учеников.
Какие работы наиболее получились?
Повторение.
Продолжите предложение:
- Жостовская роспись возникла в селе….., надалеко от ……
- Мастера жостовской росписи расписывали (что?)….
- На жостовских подносах мы можем встретить изображения….
- В жостовской росписи используют следующие цвета….
-Композиция на подносе может быть в форме …
9. Итог урока.
- Сумели ли мы выполнить задачу урока?
- Что было трудно на уроке?