СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории по теме «Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории по теме «Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе».»

Урок 4. «Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе».

Этап изучения нового материала.

В XIX в. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк говорил: «Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастности, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности». Действительно ли короли Европы соответствовали этой характеристике?

Рожденный подданным должен повиноваться

Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному человеку – монарху.

Как Вы думаете, почему подданные были готовы полностью подчиниться королю? (Абсолютизм предполагал прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных землевладений, сковывавших развитие промышленности и торговли, а также формирование единого национального государства. Все это встречало поддержку крестьянства, горожан и дворянства).

Признаки абсолютизма:

  1. Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников

  2. Формирование постоянной профессиональной армии

  3. Создание государственной налоговой системы

  4. Введение единого государственного законодательства и административного устройства

  5. Образование государственной церкви

  6. Проведение единой государственной экономической политики

  7. Создание системы единых мер и весов



Один король – одна страна

Работая с п.3 учебника (с.29-34) заполните пропуски в сравнительной таблицу.

Линии сравнения

Англия

Франция

Единое административное устройство

Наступление против отдаленных северных графств и Уэльса, сохранявших некоторую независимость, подчинение их Лондону. Конфискация земель мятежников в пользу королевской казны.

Провинции Нормандия, Бургундия и ряд других теряют свои старые права, обеспечивавшие им независимость, подчиняются королевской власти.

Отношения с представительными органами

Короли собирали парламент, но стремились делать это как можно реже. Монархи изобретали всяческие средства, чтобы уменьшить их значение. Имели право вето – могли запретить любое решение парламента.

Короли не собирали Генеральные штаты с 1614 по 1789 г., но вынуждены были считаться с парламентами крупных городов в случае большой необходимости.

Общегосударственный аппарат управления

Создание Тайного совета (от 1 до 1,5 тыс. чиновников), членов которого назначал монарх. Тайны совет совместно с королем определял направления внутренней и внешней политики государства, занимался вопросами финансов и обороной страны. Король – глава государства. Главный доход – не жалованье, а плата населения чиновникам за услуги.

Фактически в стране существовало личное правление короля. При нем имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал его членов, и за ним оставалось последнее слово. Главный доход – не жалованье, а плата населения чиновникам за услуги.

Судебная и местная власть

Большая часть судебных дел передавалась в ведение королевских судов. Звездная палата наблюдала за системой правосудия в Англии. Существовали и выборные мировые судьи, которые управляли графствами. Правительство активно следило за кандидатами.

Французские короли считали, что высшие судебные органы в провинциях стесняют высшие судебные органы в провинциях - парламенты. Стремясь усилить свою власть в провинции посылали своих представителей – интендантов, которые следили за исполнением законов.

Постоянная армия

Малочисленная армия, но сильный военный флот.

Самая большая и сильная сухопутная армия в мире.

Государственная налоговая система

Налоги устанавливались парламентом, что не давало королю возможность их постоянно увеличивать.

Постоянный рост прямых и косвенных налогов.

Единая законодательная система

Законы обсуждались в парламенте и принимались королем.

Король считал, что его подписи достаточно, чтобы его указы стали законом.

Монарх – наместник Христа на земле

Англиканская церковь, распространение протестантизма.

Католичество. Король смог подчинить церковь в первую очередь себе.

Государственная экономическая политика

Меркантилизм – экономическая политика и экономическое учение, в основе которого лежит идея необходимости преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом с целью привлечения денег в страну.

Меркантилизм – экономическая политика и экономическое учение, в основе которого лежит идея необходимости преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом с целью привлечения денег в страну.


Несмотря на особенности развития и в Англии, и во Франции короли стремились к укреплению личной власти, полагая, что право повелевать дано Богом. Они успешно пытались ограничить влияние парламента и Генеральных штатов в государстве.


Монарх – помазанник Божий

Верховная власть короля проявлялась в праве определять религию государства, вершить справедливый суд, объявлять войну и заключать мир, назначать чиновников и даровать дворянство простолюдинам, издавать указы, чеканить монеты, собирать налоги, а также в праве помилования.

Вспомним высказывание О. Бисмарка о том, каким должен быть монарх. Соответствовал ли Людовик XIV данной характеристике?

Создание национальных государств

В рамках абсолютистских государств, имеющих четкие границы, одну господствующую религию, один язык и общую культуру складывались централизованные национальные государства.

  1. Англия и Франция – централизованные монархические государства.

  2. Германия и Италия сохранили феодальную раздробленность, в государственных образованиях которых местные правители фактически превратились в абсолютных монархов.

  3. Венеция, Швейцария и Нидерланды стали республиками, что было в те времена большой редкостью.

Домашнее задание.

Прочитать п. 3, выучить записи в тетради.