СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории "Становление русского государства. Первые русские князья"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для обучающихся 1 курса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории "Становление русского государства. Первые русские князья"»



Методическая разработка урока.



Становление русского государства. Первые русские князья.

Преподаватель истории Абраменков А.В.

Цели урока:

1. Образовательные: сформировать знания о предпосылках складывания государства у восточных славян, организовать деятельность учащихся и определение степени участия варягов в создании Древнерусского государства. Охарактеризовать политику первых князей.

2. Развивающая: создать условия для развития умений работать с текстом учебника, иллюстрациями, историческим источником, картой для выявления необходимой информации, прослеживать причинно-следственные связи, использовать знания в новой ситуации, делать выводы, выражать свою точку зрения, давать оценочные суждения.

3. Воспитательная: способствовать осознанию личностного смысла изучаемого материала и патриотическому воспитанию учащихся.

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:

- портреты первых киевских князей;

- иллюстрация « Полюдье»;

- раздаточный материал с отрывками из «Повести временных лет»;

- карта «Киевская Русь в IX-XII веках».

Ключевые термины:древляне,Олег,Киев, Летопись(повесть) временных лет, Киевская Русь, Новгород, Игорь, Полюдье, Ольга, Византия.

Ход урока:

I.Организационный момент. 1-2 минуты

II. Мотивация учащихся 6 минут

III. Изучение нового материала 30 минут

IV.Подведение итогов 5 минут

V. Домашнее задание. Оценка работы учащихся, выставление оценок. 2 минуты.

I.Организационный момент

II. Мотивация учащихся

Вступительное слово учителя

Урок я начну словами «Повести временных лет». «Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?». Эти три вопроса задает Нестор, начиная свой летописный рассказ. На пер-вый вопрос об образовании государства у славян мы от- ветили на прошлом уроке, сегодня в конце урока нам предстоит ответить на два других.

Ответить на эти вопросы нам поможет историческое исследование.

Но прежде чем перейти к нем, давайте вспомним то, что было на предыдущих уроках.

Беседа по изученному материалу.

- Объясните, как было создано государство на нашей территории.

- Какие теории образования государства существуют в науке?

- Откуда пошло название государства «Русь»?

III. Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

Согласно «Повести временных лет» в 879 году умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег.

В 882 году, собрав большое войско, Олег отправился в поход на юг.По пути он подчинил себе все восточнославянские племена и подошел к Киеву.

- Кто правил в Киеве в это время?

( Преподаватель рассказывает летописную легенду об убийстве Аскольда и Дира).

Запись даты на доске.

882 год – объединение Киева и Новгорода. Образование Древнерусского государства.

- Вспомните, что такое государство.

- Какими признаками оно обладает?

- Рассмотрим как управлялось Древнерусское государство.

Объяснение учителя и составление схемы. Записи определения в тетрадь.

Полюдье – объезд князем подвластных земель с целью сбора дани.

Учащиеся по плану учатся анализировать в учебнике рисунок «Полюдье» (план показан выше).

Поработаем с учебником страница 38-42, где описывается деятельность первых князей, учащиеся пытаются описать личности князя Олега и Игоря (используя портреты).

Каковы же особенности правления первых русских князей?

Рассмотрим отрывки из летописи.

Класс делится на три группы. Каждая группа работает над документом о княжении одного из князей и отвечает на вопросы.

Первая группа.

Документ №1.

Князь Олег (882 – 912 гг)

1.Из «Повести временных лет» о покорении Олегом восточнославянских племен.

В лето 883. Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, возложил на них дань.

В лето 884. Пошел Олег на северян и победил их. И возложил на них легкую дань.

В лето 885. Послал к радимичам, говоря им: « Не давайте дань хазарам, а платите мне». И владел Олег полянами, и древлянами, и радимичами, и северянами, а с уличами и тиверцами воевал»

2.Из «Повести временных лет» о походе Олега в Византию.

В лето 907. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. С дружиной на конях и кораблях пришел к Царьграду. И вышел Олег на берег и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города.

И повелел он своим воинам поставить корабли на колеса.И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки увидев это испугались и передали через послов Олегу «Не губи города, дадим тебе дань какую захочешь».

И приказал Олег дать его воинам на 2000 кораблей по 12 гривен, а затем дать дань для городов русских: Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча. И еще когда придут русские гости(купцы), пусть берут, сколько захотят посольского содержания. И согласились греки.

Дайте характеристику правлению князя Олега, ответив на вопросы:

- Какие восточнославянские племена покорил князь Олег? - Покажите на карте территории, которые он присоединил? - Когда Олег совершил поход в Византию?

- Каковы итоги этого похода?

- Какая группа получила выгоды от договора?

- Какие выводы можно сделать о князе Олеге из отрывков.

Вторая группа.

Документ №2

Князь Игорь (912-945гг).

1.Из «Повести временных лет» о княжении Игоря.

По смерти Олега стал княжить Игорь.

В лето 914. Пошел Игорь на древлян, и победив их, возложил дань больше Олеговой.

2.Из «Повести временных лет» о походах князя Игоря

В лето 941. Пошел Игорь на греков… С востока пришли войска византийцев и окружили русь. Русы погрузившись на ладьи отплыли. Феофан встретил их ладьи и стал трубами пускать огонь на русов. И было видно страшное чудо. Русы, увидев пламя, бросились в воду. И придя в землю свою, поведали о корабельном огне. Игорь же начал собирать войско.

В лето 944. Игорь собрал войско: варягов, русь и нанял печенегов. И пошел на греков на кораблях, чтобы отомстить за себя. Греки попросили пощады. Взяв у греков золото и ткани, повернул назад в Киев.

3.О походе на древлян и смерти Игоря.

В лето 945. Дружина сказала «Пойдем князь за данью». И послушал их Игорь, пошел к древлянам, и прибавил к прежней дани новую. Взяв дань пошел в свой город. Поразмыслив, сказал дружине: «Идите домой, а я возвращусь и пособираю еще». И с малой дружиной вернулся. Древляне услышав, что князь возвращается, держали совет с князем Малом и выйдя из города убили Игоря и его дружину.

Дайте характеристику правления Игоря, ответив на вопросы:

- Как вы думаете, почему после смерти Олега древляне отделились от Киева?

- Какие отношения были у Руси с Византией при Игоре?

- Почему древляне убили Игоря?

Третья группа.

Документ №3.

Княгиня Ольга (945-957гг).

1.Об изменении Ольгой порядка уплаты и размера дани.

В лето 946. И пошла Ольга с сыном своим и дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок сборов и повинностей.

В лето 947. Отправилась к Новгороду и установила погосты.

(места сбора дани).

2. О принятии Ольгой христианства.

В лето 959. Направилась Ольга к Царьграду. И крестил ее царь как Елену.И отправилась она с миром в землю свою.

Дайте характеристику правлению Ольги, ответив на вопросы:

-Как Ольга изменила порядок сбора дани?

- Почему Ольга решила принять христианство?

Итак, мы изучили первый вопрос «Кто в Киеве нача княжити?». Переходим к изучению второго вопроса «Откуда Руськая земля стала есть».

- Какие изменения произошли в жизни восточных славян в период правления первых князей?

- Как изменилось государство?

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание( выучить п.5 повторить материал о религии славян, работа с контурной картой, задания:

- Показать на карте походы первых князей.

- Нанести на карту соседние с Русью страны и народы в X в.

- Нанести на карту восточнославянские племена входившие в состав Киевской Руси.)

Оценка работы обучающихся, выставление оценок.







  1. Заключение.

Невозможно представить себе повышение эффективности обучения истории без развития у обучающихся стойкого познавательного интереса к предмету. Использую разнообразные методы, приемы и средства обучения, хочу добиться качественного и прочного усвоения знаний, сформировать необходимые умения и навыки, выработать у своих учеников четкую гражданскую позицию. На уроках стараюсь создать успеха, одобрения, доброжелательности, поддержки, чтобы не наносить ущерба достоинству личности ребенка. Такая обстановка способствует развитию творческих способностей детей, их индивидуальности, но как наверное у всех у меня тоже есть в работе недостатки. Я стараюсь заинтересовать ребят, побудить их самостоятельно работать над дополнительным источником, сделать сообщения, доклады, написать рефераты, ре шить какую-либо проблему, что предполагает чтение дополнительной литературы, самостоятельную работу с книгой, развитие творческого мышления, ребята очень мало читают, некоторые даже не открывают учебник. К сожелению, не всегда хватает времени на уроке, чтобы не только преподнести весь необходимый мате- риал, но и провести работу по его закреплению и отработке навыков самостоятельной работы учащихся. И все - таки я думаю, мое стремление развивать познавательный интерес к истории через работу с учебником и документами дает свои положительные результаты.