СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 5 классе по теме "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"»


Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»

Цели урока:познакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты; привить интерес к познанию истории древнего мира.

Словарь урока: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, где находится Египет? (на северо-востоке Африки).

- Какой климат и рельеф имеет страна? (В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара. На тысячи километров простираются песчаные и каменистые пустыни).

- По территории страны протекает одна из самых больших рек в мире, назовите её. (Нил)

- Покажите на карте дельту, оазисы.

- Как называется растение, которое росло по берегам реки и из которого египтяне изготовляли материал для письма? (Папирус.)

- Назовите и покажите море, в которое впадает Нил. (Средиземное море)

- Назовите и покажите столицу Древнего Египта. (Мемфис)

Выполни тест: 1.Объединение Египта произошло: А) около 3000 г. до н. э. Б) около 3000 лет назад В) около 5000 г. до н. э. 2.Борьбу за объединения Египта вели: А) Восточный Египет и Западный Египет Б) Южный Египет и Северный Египет В) Южный Египет и Западный Египет 3.Первой столицей Египта стал город: А) Ахетатон Б) Фивы В) Мемфис 4.Главным занятием жителей Древнего Египта было: А) земледелие Б) охота В) скотоводство Г) рыболовство 5.Главным благоприятным условием для занятия земледелием в Египте было: А) жаркий климат Б) разливы Нила В) близость к морю

2) Фронтальная беседа с классом

Вы любите загадки? См в учебнике Далеко-далеко на юге Египта есть пещера, которая является обителью этого бога. В руках он держит два сосуда с водой. Летом бог сильнее наклоняет сосуды, и река выходит из берегов. А на полях после разлива остаётся плодородный ил. Поэтому земледельцы Египта восхваляют этого бога и поют ему благодарственные песни»

- О каком боге идёт речь? Догадались? (бог Нила). Конечно же - это бог Нила – Хапи!

- СМОТРИ УЧЕБНИК! «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу». Ответьте на вопрос: «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?» Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!


- Какие ещё занятия, кроме земледелия, существовали у жителей Египта? (Кроме земледелия развивалось ткачество, гончарное производство, ювелирное дело)

- Как назывался правитель Древнего Египта? (Фараон.)

- Почему корона царя Египта бело-красного цвета?

- Когда в Египте образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н. э.)

III. Переход к новой теме

Учитель: Итак, ребята, мы выяснили, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой. Поэтому в Древнем Египте развивается земледелие. Кроме этого появляются разные ремесла.

и Совершим путешествие в Древний Египет, познакомимся с жителями этой страны, побываем в гостях у – земледельца и у ремесленника, вы узнаете много интересного.

План:

1) Жители Египта. 2) Труд земледельцев

3) В гостях у египтянина 4) Ремёсла и обмен 5) Сбор налогов.


III. Изучение новой темы

Жители ЕгиптаСамостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Учитель: прочитайте п. 1 § 7 на стр. 3

Ответьте на вопрос: на какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи, писцы, воины, земледельцы, ремесленники.)

- Ребята, какая из этих групп населения Древнего Египта была самой многочисленной? (Большинство населения Египта составляли земледельцы и ремесленники).

- На чьих плечах лежала обязанность кормить своим трудом не только себя и свою семью, но и обеспечивать благосостояние других? (земледельцы и ремесленники) Что входило в их обязанность перед государством? (налоги)

Запись в тетради:

Налоги в Древнем Египте - это продукты труда, которые крестьяне и ремесленники отдавали в казну фараона.

Запись в тетради:

ФАРАОН-властитель страны.

ВЕЛЬМОЖИ - знатные люди, царские советники, военачальники.

ПИСЦЫ - сборщики налогов, делопроизводители.

ВОИНЫ - охрана фараона и страны.

ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ и РЕМЕСЛЕННИКИ — простые жители Египта, платившие налоги в казну фараона.

Труд земледельцев


Учитель: ребята, мы с вами знаем, что природа Египта способствовала развитию земледелия. Река питала водой обширные территории в своей долине, однако, она неравномерно насыщала влагой землю. Чтоб задержать воду на поверхности земли и распределить ее по всей территории, необходимо было построить сеть сооружений для искусственного орошения. Для этого нужен был труд нескольких поколений египтян.

Одной семье было бы не под силу прорыть канал и насыпать дамбу. Египтяне выполняли эти работы целыми посёлками. Руководили этими работами вельможи. Каждый земледелец обязан был участвовать в работах своей общины, и за это он получал надел орошаемой земли.

Труд земледельцев очень тяжёлый.

Работа с иллюстрациями в учебнике

- Рассмотрите иллюстрацию на


- Какую работу выполняют люди? (рыхлят землю плугом, бросают зёрна, серпами срезают колосья, собирают урожай винограда, выжимают сок)

- Рассмотрите иллюстрацию на стр

- Как называется изображённое устройство (шадуф)

- Опишите это устройство. Для чего он был придуман людьми?

Запись в тетрадь:

Шадуф - приспособление для доставания воды из колодца для орошения земли


В гостях у египтянина

Учитель: После работы, земледелец приходит домой. Давайте с вами заглянем в дом к этому простому человеку.

Работа с иллюстрациями в учебнике

Рассмотрим рисунок на «Дом земледельца». Опишите дом (рассказ учащихся по рисунку).

Двери в доме земледельца обычно не запирают. Как вы думаете, почему? (бедное жилище)

Посмотрите на рис. Наши хозяева среди них. Что представляет собой их одежда?)

Женщины носили платья наподобие сарафанов, а мужчины – набедренные повязки. Назывались они схенти. Обувью египтяне пользовались редко. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, или из кожи носили лишь фараон и его приближенные. И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики ( из растительного волокна или овечьей шерсти)

- Египтяне любили всяческие украшения и амулеты.

Запись в тетрадь:

Амулет – мелкие предметы (просверленные камешки, раковины, бусы, фигурки), которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий.


Ремёсла и обмен

Учитель: Древний Египет славился ремесленниками. Ремесленники трудились в ремесленных мастерских – «палате мастеров», которые принадлежали (по большей части) вельможам. Существовало разделение труда: над одним и тем же изделием на разных этапах трудилось несколько мастеров.

Труд ремесленников был не менее тяжелым, чем крестьянский. Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? Как жили ремесленники?


Запись в тетрадь видов ремесел Древнего Египта (скульптор, каменотёс, брадобрей, строитель, ткач, сандальщик, медники, гончары, ткачи, столяры, ювелиры, кожевники, кораблестроители. Египетские мастера создавали великолепные произведения искусства: оружие, посуду, статуэтки, украшения из золота и серебра. Из дерева изготавливали мебель. Из тростниковых стеблей изготавливали папирус – писчий материал, благодаря которому до нас дошли ценнейшие сведения о событиях, произошедших несколько тысяч лет тому назад.

Рассказ учителя о торговле в древнем Египте.

Работа с иллюстрациями в учебнике

Рассмотрите рисунок в учебнике на стр «Меновая торговля». Опишите рисунок (сидит женщина, перед ней глиняная посуда, рядом стоит египтянин, протягивает ей рыбу).

- Как вы думаете, что означает эта сцена? (мужчина предлагает женщине меняться)

Запись в тетрадь:

Обмен - это самый простой вид торговли. Денег в Древнем Египте не было, и меняли товар на товар. Такой вид обмена называется натуральным.


Сбор налогов. Как вы уже поняли, в Древнем Египте существовала ещё одна профессия – это писцы.

Работа с иллюстрациями в учебнике

- Рассмотрите рисунок ПИСЦЫ в учебнике на стр.

Вы уже знаете, что профессия писца одна их самых уважаемых, почитаемых и важных в государстве Египет.

- Каковы были главные орудия труда писца? (тростинка для письма, папирус).

- Чем же они занимались, мы узнаем об этом, прочитав пункт 5 нашего параграфа.

Беседа по прочитанному:

- Чем занимались писцы? (сбор налогов, то есть продуктов и товаров в пользу фараонов)

- Фараоны часто подвергали писцов позорным наказаниям: отрезанию носа, ссылке на каторгу, битью палкой. Как вы думаете в чём причины наказаний,

- Каковы были главные орудия труда писца? (тростинка для письма, папирус).

- Кто их боялся? (земледельцы и ремесленники)

Рассказ учителя:

Горе тому, кто не сможет собрать продукты для налога. Жизнь крестьянина и ремесленника была нелегкой, однако, им угрожала еще более горькая участь – стать рабами.

Запись в тетрадь:

Раб — это любое лицо, которое не имеет возможности по своей воле отказаться от работы, это человек, который находится в собственности у другого человека.

Учитель: сначала в Египте рабами были люди, захваченные на войне в плен. Затем в рабов стали превращать бедных египтян.

Часто нужда заставляла крестьянина или ремесленника просить у богача в долг зерно. И если бедняку нечем было отдавать долг в срок, то его и его семью могли продать в рабство. «Живые убитые» – так называли рабов в Древнем Египте. Подумайте почему? (Человек не умирал, но переставал быть хозяином своей жизни, его положение приравнивалось к личной вещи хозяина).

- Рабы не имели никакого имущества. Они сами принадлежали своему хозяину. Владелец имел право бить раба, продавать или обменивать его, мог даже убить. Все произведенное рабом принадлежало его владельцу.


  1. Закрепление .Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- На какие группы делилось население Древнего Египта? Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте? Что обозначает понятие «налог»? (Платеж чем-либо фараону или государству)

- Кто платил налог? Как называли сборщиков налогов? (Писцы)


VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Хотели бы вы оказаться в Древнем Египте и там жить?

- Что вы хотели бы изменить в жизни египтян, если бы у вас была такая возможность?

Домашнее задание: 1) § 7 читать, выучить новые понятия.

2) На выбор учащихся: составить рассказ о жителях Древнего Египта и управлении страной

составить рассказ о жизни простых жителей Древнего Египта (от имени земледельца и ремесленника)