СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 5 классе по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы".»

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы


Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

  • дать представление о древней стране Вавилонии, о значении деятельности царя Хаммурапи

Ход урока

I.Огранизационный момент

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо – …
Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
Государство возникло более … лет до н.э.
В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь ……….., который создал первые …

(Тигр, Евфрат, клинопись, наводнением, посевы, 1792–1750 , 5000, Хаммурапи, законы)


II.Мотивационно-целевой этап

План урока

1.Город Вавилон становится главным в Двуречье.

2.Хаммурапи и его законы.

Проблемный вопрос. Почему появились законы? Какие из них можно назвать справедливыми, а какие – нет?

III.Работа по теме урокаВавилон был расположен в удобном месте, где реки Тигр и Ефрат близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог. Цари Вавилона богатели в результате торговли.

2.В речном порту Вавилона множество судов. Деревянных кораблей совсем мало, так как лес был очень дорогой. Зато много больших лодок из тростника с загнутым носом и кормой.

Что ввозили? Лес, металлы. Вывозили: зерно, овечьи шкуры, финики

2. Хаммурапи и его законы

Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хамму­рапи, правившем с 1792 по 1750 г. до н. э. Он проявил себя опыт­ным и умелым дипломатом, законодателем, мудрым правителем.

  • Как вы думаете, что значит быть мудрым правителем?

Что ж, проверим, насколько справедливы ваши предположения.

Итак, Хаммурапи был умным и энергичным правителем. Он заботился о процветании царства. Гордился тем, что строил хра­мы во всех подвластных ему городах, проводил каналы, чтобы достаточно было воды на полях. Царь стремился к тому, чтобы все жители страны жили по одним и тем же правилам. Вот почему Хаммурапи установил единые для всего Вавилонского царства законы.

  • Как вы можете объяснить слово законы?

(Ученики высказывают предположения, а затем записывают новое понятие в словари.)

Законы — это правила, обязательные для всех жителей страны.

Как вы помните, «Законы Хаммурапи» были найдены фран­цузской археологической экспедицией в 1901 г. в г. Сузах и хра­нятся сейчас в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном камне. Всего их 282.

  • Часть каменной плиты с текстом законов изображена на с. 71 учебника. Рассмотрите эту иллюстрацию.

На переднем плане стоит владыка Вавилонского царства. Кто осмелился сидеть в его присутствии? Это Шамаш, бог Солнца и справедливого суда, он вручает царю жезл — знак власти.

Получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога. Над­пись на каменном столбе гласит, что законы должны установить справедливость в стране, чтобы сильный не притеснял слабого.

Проблемный вопрос. Как вы понимаете смысл этой надписи?Царь стремился к тому, чтобы в Вавилонском царстве был порядок и отсутствовал произвол. Это означало, что отныне судьи должны строго следовать закону, а не поступать по своей прихоти, не своевольничать.

  • Теперь вам предстоит выполнить задание.

Работая в груп­пах с фрагментами «Свода законов Хаммурапи», вы должны ответить на следующие вопросы.

  • Кого и что защищали законы Хаммурапи?

  • Как они сказывались на развитии страны и хозяйства?

  • Были ли они справедливы для всех членов вавилонского общества?



(Ученики делятся на пять групп, каждая получает рабочий материал.)



IV. Применение нового знания

А теперь проверим, насколько хорошо и правильно мы поня­ли суть данных законов.

Сцена 1

Представьте, что мы присутствуем на заседании суда в Ва­вилоне. Оно проходит у городских ворот, прямо под открытым небом, в тени пальм. Хмурые стражники опираются на боевые топорики. Вокруг стоят обвинители и обвиняемые, толпятся зева­ки. Идет разбор жалоб. Наблюдайте внимательно и будьте готовы ответить на вопросы.



Жрец с бритой головой привел тощего бедняка, которого обвиняет в краже.

Судья. Это ты похитил одежду богини Иштар?

Бедняк. О, господи! Злые демоны помутили мой рассудок. Бедня­ку лучше умереть, чем жить. Расскажу обо всем без утайки. Ночью шел я мимо храма богини Иштар и вспоминал: когда в моем доме был хлеб, то не было соли; когда была соль, то не было хлеба. Всю жизнь меня тер­зал голод. «О, смилуйся надо мной, добрая богиня Иштар», — взмолился я и вошел в храм. Мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак. Я подошел ближе и стал снимать со статуи доро­гое покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини множество одежд, а я наг и умираю от голода!

Судья. Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, указует: если кто-либо украдет имущество храма и царя, то...

  • Предположите, какому наказанию согласно законам царя Хаммурапи подвергнется несчастный бедняк. (Бедняка каз­нят, так как за кражу достояния бога по законам полагалась смерть.)

Сцена 2

Некий купец, приплывший на торговом корабле с севера, привез в Вавилон строевой лес, выгодно его продал и собирается в обратный путь. Перед отплытием идет он по улице и видит: в тени пальм стоит молодой раб.

Купец. Что ты тут делаешь?

Раб. Мой господин зашел в корчму выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться.

Купец. Ты смышленый и послушный раб, но твой господин, как вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый шрам на тво­ей спине! Неужели от удара? Выгодное дельце предлагаю: мне надо от­плывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу.

Раб соглашается. Купец уводит раба с собой, оба садятся на корабль и отплывают.

  • Какое наказание ждет купца, если его поймают? (Смерть.)

  • Почему за кражу раба и за кражу вещи - покрывала боги­ни — наказывают одинаково? (По законам Хаммурапи раб- чужеземец был приравнен к вещи.)

V. Подведение итогов урока

  • Как вы считаете, какое значение законы Хаммурапи имели для жителей Вавилона?

  • Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.?

Давайте сформулируем ответ на проблемный вопрос. Почему появились законы? Какие из них можно назвать справедливыми, а какие – нет?


VI.Рефлексия.



Домашнее задание


§ 14. Дифференцированное задание:

  1. Для сильных учеников - написать эссе на тему «Познако­мившись с законами Хаммурапи, я...».