СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 6 классе по теме "Походы Батыя на Русь".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 6 классе по теме "Походы Батыя на Русь".»

Походы Батыя на РУСЬ


Цели урока:проследить походы Батыя на Русь, называть дату и княжества, захваченные Батыем (1223 – 1242);

2. Используя карту «Монгольское нашествие на Русь», называть захваченные в 1223 – 1238 и 1239 – 1242 годах княжества;


Ход урока:

I. Мотивация и активизация внимания.

На уроке мы должны узнать , как и почему монголы завоевали Китай, Среднюю Азию и Закавказье. Знаете ли вы о том, что большое количество людей в современной России носит татарские имена и фамилии? На сегодняшнем уроке мы вместе с вами выясним, как и почему это могло произойти. Обратите внимание на название сегодняшней темы «Походы Батыя на Русь».

2.Организационная часть:

Исходя из названия темы, попробуйте определить возможные вопросы, которые необходимы для понимания данной темы. Обратите внимание на дату, когда были осуществлены эти походы (см. обложку учебника в конце). Мы видим, что эти завоевания происходили в 13 веке, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, но при этом русские княжества были достаточно богатыми и сильными и стояли на более высоком уровне развития по сравнению с монголами.

Основная часть:

1.Актуализация знаний:

А). Почему монголы сравнительно легко покорили страны и народы Северного Китая, Средней Азии, Закавказья?

Б). В чем была сила и слабость русских княжеств?

Проблема «Источники повествуют о массовом сопротивлении и героизме русского народа завоевателям в течение трех лет. Почему, несмотря на это, монголо-татары смогли сломить сопротивление и установить свою власть над Русью в виде ига».

В начале 13 века в степях севернее Китая кочевали многочисленные тюркские и монгольские племена. Самым влиятельным среди них было тюркское племя татар, но в 1202 г. предводитель монгольского племени Темучин победил и поголовно уничтожил всех татар. С этого момента победителей стали называть татарами, так к роду Темучина перешла удача и мощь этого тюркского племени. И уже в 1206 году (лента времени) Темучин был избран предводителем Монгольской империи и принял титул Чингисхана – Повелителя Вселенной.

Работа учащихся с текстом 1:

«Чингисхан отличался не только личной о

2.Работа над проблемой.

А). Организация групповой работы:

1 группа (работа с картой)

«1.Рассмотрите карту на странице 14 (Атлас).

2.Проследитепо карте путь Батыя.

3. Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и княжества, которые были захвачены татарами.

4. Сколько лет сопротивлялась Русь монголам?

2 группа (работа с текстом учебника)

1. Прочитайте текст на странице 128-130, п.2.

2.Ответьте на вопросы:Какой город отметил летописец?

  • какова была судьба Козельска?

сделайте вывод о взаимоотношении между русскими князьями? Каковы последствия этих взаимоотношений?


3 группа (работа с историческим документом)

1.Прочитайте извлечение из исторического документа «Повесть о разорении Рязани Батыем» на странице 47 рабочей тетради:

  • почему народная память сохранила имя Евпатия Коловрата?

  • почему выделили именно его среди защитников русских земель?

  • какие чувства у вас вызывает героизм Евпатия Коловрата»


4 группа (работа экспертной группы)

Прочитайте текст п. 4 «Причины победы монгольских ханов» на странице 132

озаглавьте абзацы пункта и вы получите ответ на вопрос «Почему Русь поддалась завоевателям?»


4.Обсуждение проблемы:

Обсуждение проблемы – это отчет групп о проделанной работе и формулирование вывода, демонстрирующего решение проблемного задания: ««Источники повествуют о массовом сопротивлении и героизме русского народа завоевателям в течение нескольких лет. Несмотря на это, монголо-татары смогли сломить сопротивление и установить свою власть над Русью в виде ига».



Домашнее задание.

  • Подготовить рассказ от имени участника обороны города во время монгольского завоевания (город по выбору),

  • прочитать параграф 18, ответить на вопросы, выучить даты.

Тестовая работа ( рефлексия)

1.Битва на Калке, где русские князья впервые встретились с монголами произошла в

А) 1223 г.Б) 1240 г.В) 1380 г.Г) 1480 г.

2. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате А) нашествия хана Батыя

Б) набегов хазарВ) походов ЧингисханаГ) набегов половцев.

3. В каком веке произошла битва на реке Сити

А) 11 векБ) 12 векВ) 13 векГ) 14 век.

4. Какой город монголы назвали «злым»?А) КиевБ) КозельскВ) ВладимирГ) Рязань.

5. Грамота на княжение русским князьям называласьА) пайдзаБ) ясакВ) ярлыкГ) баскак.

6.Рассмотрите карту «Монгольское нашествие на Русь.1223-1242гг.» страница 14 (Атлас), укажите события, которые нашли отражение на карте- какая часть Руси подверглась нападению- в каких битвах решалась судьба Руси- какие земли не подверглись нашествию монголов в первом походе.