СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «История создания рассказа И.С. Тургенева «Муму». Нравственный облик Герасима»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «История создания рассказа И.С. Тургенева «Муму». Нравственный облик Герасима»»

Конспект урока «История создания рассказа И.С. Тургенева «Муму». Нравственный облик Герасима»


Цели: познакомить обучающихся с историей создания рассказа «Муму», расширить представления учащихся о быте и нравах крепостнической России, способствовать развитию языкового и литературоведческого кругозора обучающихся, формировать умение анализировать текст художественного произведения, формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.

Планируемые результаты: предметные: понимание ключевых проблем рассказа И.С. Тургенева «Муму», связанных с образами барыни и Герасима; понимание связи произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в него вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; формирование навыков составления рассказа о герое, лексической работы, работы с иллюстрациями; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; метапредметные: расширить представление детей о жизни крепостных крестьян в России 19 века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное; личностные: развитие познавательной активности учеников; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому.

Тип урока: изучение нового материала.


ХОД УРОКА


I. Мотивирование на учебную деятельность

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу.

- Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!

– Проверим готовность к уроку


II. Вступительное слово учителя:

В мире очень много книгЗайдите в библиотеку. Молча стоят они на полках: толстые и тонкие, в красивых и простых обложках… Автор, название произведения. А если бы они могли говорить? Они наперебой стали бы предлагать себя, потому что только они знают, какие муки творчества преодолели их авторы в поисках единственно верного слова. Книги Пушкина, Гоголя…. И только книга Тургенева «Му-му» смущенно молчала. Ее брал читать ученик 6 класса. А когда его спросили, о чем он прочитал, ответил: «Да там Герасим свою собаку утопил». Он ничего не понял, ведь за историей дворника и его собачки скрывается трагический период в жизни нашей страны – крепостное право, отношение к которому высказал Тургенев в своем рассказе.


III. Сообщения ученика. Историко-культурный контекст рассказа


- Что же такое крепостное право?

Все население России в 19 веке делилось на несколько групп, называемых сословиями:мдворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкиемслужащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях.

Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми – крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным. Крепостным правом является весь комплекс государственных законов, которые прикрепляли крестьян к определенному земельному участку и ставили их в прямую зависимость от землевладельца. В России крепостное право существовало с 1649 по 1861гг.

Крепостник- дворянин, владевший крепостными.

Крепостной - крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика.

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, в том числе разделять семьи; например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью

господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле или отдавать ему часть заработанных денег.

IV. Работа по теме урока.

Слово учителя

«Му-му» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В. Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

Современники писателя свидетельствовали, что Тургенев создавал «Муму» на материале живых наблюдений в имении родителей в Спасском: «Весь рассказ Ивана Сергеевича об этих двух несчастных существах- не есть вымысел. Вся эта печальная история произошла на моих глазах.Под именем Герасима был выведен немой дворник Андрей»

«В трогательном рассказе о глухонемом… мы узнаем его (Тургенева) мать в величественной барыне, которая так утончённо мучает своих крепостных». Мать писателя Варвара Петровна Лутовинова была умной, образованной женщиной. Властная по характеру, она  держала свое имение в чрезмерной строгости. Она была жестокой помещицей – крепостницей. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, та не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь всех садовников на конюшне, если увидела, что сорван ее любимый цветок. Варвара Петровна была страшна в гневе, могла разозлиться из-за малейшего пустяка. Писатель, будучи мальчиком, вспоминал такой случай. Однажды во время прогулки барыни в саду два крепостных садовника, занятые делом, не заметили её и не поклонились ей, когда та проходила мимо. Помещица страшно возмутилась, и на другой день провинившиеся были сосланы в Сибирь.

  Тяжелые  впечатления детства на всю жизнь вызвали отвращения Ивана Сергеевича к крепостному праву, к угнетению одних людей другими, к насилию и жестокости крепостничества. Молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: « Я не мог дышать одним воздухом. Оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться… Это моя Аннибаловская клятва».

 

На доске: АННИБАЛОВА клятва – клятва победить; решительно бороться до конца.


Сегодня мы начинаем разговор об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева «Муму».

А давайте побываем в доме барыни из рассказа.

«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи». 

- Что хотел сказать Тургенев этими словами?

(Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.)

– Дайте словесный портрет барыни

– В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?

- Является ли барыня главной героиней рассказа? Если нет, то кто?

Пока вы думаете над ответом, я вам предлагаю отдохнуть (физминутка)

V. «Большая буква»

Если названные слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте:

Герасим, каморка, барыня, Татьяна, дворник, Муму, крепостной, собака, Капитон, дворовые, челядь, Москва.


- Давайте продолжим урок. Я предлагаю вам разгадать ребус.

Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
r г l л g у d х s о n н i е w м z о й (ГЛУХОНЕМОЙ)
– Что обозначает это слово?  (Лишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты.)
– Как вы думаете, кому будет посвящена вторая часть нашего урока? (Герасиму.)

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)
– Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)
– На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
– Для чего нужно обращать внимание на все это?   (Чтобы понять. что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)
Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души.

-Как вы понимаете  слово нравственный?  

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

Безнравственный – нарушающий правила нравственности.

(Определения записывают в тетради)

VI. Работа в группах

- Чтобы выявить особенности характера героя нам предстоит поработать в группах. Каждая группа получает задания. После подготовки учащиеся каждой группы отвечают. (Учитель направляет, руководит деятельностью учащихся)

1 группа – Как описывает автор Герасима? (И.С. Тургенев пишет: « Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения… Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок»

Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий. (Слайд)

(Попутно объясняем слово «замечательный» - исключительный по своим достоинствам)

2 группа - Отношение к труду. ( И.С. Тургенев пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...»)

Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность.

(Попутно объясняем слово «неистомная» - неутомимая, «славный» - очень хороший)

3 группа – Интерьер каморки. («...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

Вывод: нелюдимый, все делает основательно.

4 группа – Отношение окружающих к герою. ( Все в околотке стали уважать его после того, как Герасим расправился с ворами, незнакомые люди отмахивались и кричали на него. «Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, - а в коротких: он считал их за своих»)

Вывод: одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью.


- Мы дружно поработали молодцы. Вы многое узнали о нравственном образе Герасима. А теперь попробуем составить кластер. Посередине листка записывается ключевое слово (Герасим, а вокруг него записываете все то, что вы узнали по данной теме.

VII. Рефлексия «Все в твоих руках».

В конце урока вопрос учащимся:

- За что бы вы себя могли похвалить?

– Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
– Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
– Если вы себя чувствовали отлично, то обнимите себе.
– Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
– Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.


VIII. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос.

Перечитать финал повести.

IX. Выставление оценок.