«Когда музыка плачет, с нею вместе плачет все человечество, плачет вся природа».
Анри Бергсон
- Как вы понимаете это высказывание?
- А теперь посмотрите на слайд и попробуйте отгадать тему урока (музыка в сказках)
- Сегодня мы поговорим с вами о творчестве одного композитора. Посмотрите на слайд может вы его знаете?
- Да это Моде́ст Петро́вич Му́соргский.
Модест Петрович Мусоргский (1839–1881 гг.) – один из самых великих русских композиторов, член «Могучей кучки», воспевавший российскую историю, национальную самобытность и красоту русских традиций и культуры. Автор известной оперы «Борис Годунов», которая сразу же завоевала популярность у публики.
Его жизнь была наполнена не только творчеством: он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени.
Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Он родился 21 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии.
Первые 10 лет жизни провел дома, получая домашние образование и учась играть на фортепьяно.
Потом он был отправлен учиться в Санкт-Петербург в немецкое училище, откуда его перевели в Школу гвардейских прапорщиков. Именно в этой школе он увлекся церковной музыкой.
С 1852 года Мусоргский занялся музыкальным сочинительством, его композиции исполнялись на сценах Санкт-Петербурга и Москвы.
В 1856 году он был отправлен служить в Преображенский гвардейский полк. В 1858 году перевелся на службу в Министерство государственных имуществ.
В 1859 год Модест Петрович познакомился с Балакиревым, который настоял на необходимости углубить музыкальные знания.
В 1861 году он начал работу над такими операми, как «Эдип», «Саламбо», «Женитьба». Все эти оперы так и не были завершены композитором.
В 1870 году композитор начала работу над своим самым главным и знаменитым произведением – оперой «Борис Годунов». Поставлена она была только в 1874 году в Мариинском театре.
В 1872 году началась работа сразу над двумя произведениями: драматической оперой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой».
В 1874г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки».
- Давайте послушаем с вами одну из 10 пьес и сначала попробуем отгадать её название. (Избушка на курьих ножках)
- Сейчас давайте послушаем эту пьесу.
- Любите ли вы сказки?
- Какие сказки вы знаете?
- А кто их написал?
- Чей образ вам представился когда вы слушали пьесу?
- Как вы это поняли?
- А в каких сказках она встречается?
- Как вы думаете баба яга добрая или злая?
- А что вам помогло это определить?
- Какое настроение вам передала эта музыка?
- Представляем ли мы, что делает баба яга с помощью музыки?
- Давайте попробуем изобразить бабу ягу. Для этого нам нужно встать. Показываем движение рук.
- Ребята, а какой инструмент исполняет эту музыку? (фортепиано)
- А менялась ли мелодия в этом произведении?
- Чем занималась баба яга в начале? А чем в середине? И что было в конце?
- А что она делала в избушке?
- А может ли она куда-нибудь полететь?
- А на чем она летает?
- А как это показано в музыке?
- А есть ли повторы в этой пьесе?
- Давайте ещё раз послушаем и подумаем.
- Где вы услышали повторы?
- Да она повторялась в начале и в конце. В начале она находилась в избушке и куда-то собиралась, а где она была в конце и что делала?
- Чем отличается музыка в начале, в середине и в конце?
- Как вы думаете, что могло произойти с бабой ягой в самом конце?
- А как вы это поняли?
- Хорошо, молодцы.
- Давайте подведем итоги, что мы узнали сегодня о музыке? С чем мы её сегодня сравнивали?
- Может ли музыка передать характер героя?
- А его настроение?
- А как она может это сделать?
- Как вы думаете почему мы сегодня сравнивали музыку со сказками?
- Хорошо, вашим домашним заданием будет: нарисовать образ бабы яги именно этой музыки.