СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Изменение имен прилагательных по падежам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство и изменением имён прилагательных по падежам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Изменение имен прилагательных по падежам"»

Название работы: конспект урока по русскому языку

Автор: Курбатова Светлана Владимировна

Предмет: русский язык

Тема: Изменение имен прилагательных по вопросам

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Класс: 3 класс

Технологии: мультимедийный проектор; презентация к уроку; у каждого учащегося папка с алгоритмами

Цели: Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен об изменении прилагательных в предложении от имени существительного.

Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявить особенности склонения этих частей речи.

2. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

3. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся согласовывать имя прилагательное с именем существительным;

изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Ход урока

  1. Организационный момент (Психологический настрой на работу)

(Слайд 1) Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку.

Нас встречает сегодня весёлое солнышко, а это значит солнышко нам дарит свою частичку тепла и от этого настроение улучшается, работоспособность повышается.

Учитель: – И ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу…[3].

– Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок русского языка!

Сегодня у нас пройдёт урок-исследования. Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. И я, и солнышко вам желаем успехов. Будьте внимательны.

В течение урока вы будете сами оценивать свою работу. У вас есть билеты клуба «Юный исследователь», в них вы будете выставлять баллы. Подпишите ваши билеты. За каждый правильный ответ вы будете ставить «+». Один плюс будет равен 1 баллу. В конце урока мы подведём итог. Кто наберёт

От 13 – 15 баллов получит – 5

От 9 – 12 баллов – 4

От 5 – 8 баллов – 3

Менее 5 баллов – 2

– В конце урока, добавят по 3 балла те ребята, кто будет выполнять в тетрадях записи аккуратно, без исправлений.

– Открыли тетради, записали число. (комментируют с проговариванием орфограмм) (Слайд 2)

Десятое апреля. (назвали орфограмму нажать)

Классная работа.

– Легкий или трудный для вас урок русского языка? Почему?

– Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?

Виды речевой деятельности:

говорим

– читаем

– пишем

– слушаем

– Что вам на уроках делать легче?

–Что труднее? (Не просто писать, а писать грамотно)

– Что нужно знать, чтобы писать грамотно? [1, с. 109].

(Слайд 3) Прочитайте пословицу, которую нам приготовила мудрая Совушка: «Мудрым никто не родился, а научился». [1, с. 109].

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Мы с вами продолжаем набираться мудрости и знаний на уроке и поэтому продолжим работу по изучению тайн русского языка.

Пусть эта пословица будет девизом нашего урока. Запишите её в тетрадь.

I I. Актуализация знаний

  1. Найдите слово из пословицы, которое относится к схеме:

Какой частью речи, оно является? (прилагательным)

  1. Работа в парах.

А сейчас вспомним, что вы знаете об имени прилагательном. Для этой работы нам необходимо поработать в парах.

- Используя вопросы, расскажите друг другу об имени прилагательном. Договоритесь, кто будет первым читать вопрос, а кто будет отвечать. (Проверка происходит по ходу работы).

- Для проверки нужно обменяйтесь билетами. Вам нужно будет оценить ответ вашего соседа. Если ваш сосед ответил верно, нужно поставить «+», если нет, то «-»

(Слайд 4)

  1. Что такое имя прилагательное?

  2. Что обозначают имена прилагательные?

  3. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

  4. Как изменяется имя прилагательное?

  5. Как можно определить род и число имени прилагательного?

  6. Какую роль играет в нашей речи имя прилагательное?

Сделайте вывод, что вы знаете об имени прилагательном. (вывешиваются листочки на доску)

1) Находить имена прилагательные

2) Определять род, число

3) Выделять окончание

4) Приводить примеры

III. Самоопределение к деятельности

- Что необычного для вас было в имени прилагательном «мудрым»? (окончание)

- Почему?

- А какие родовые окончания у имён прилагательных? (-ая, - яя, - ое, - ее,

- ый, - ой, - ий, -ие, -ые) (Слайд 5)

- Что по окончанию у имени прилагательного вы можете определить? (род и число)

Разбейте окончания имён прилагательных на группы.

Мудрая Совушка предлагает вам испытание, на листочках восстановите записи

Ед. ч. Мн.ч.

_____-ая, -___; -____, -ее

_____ -___, -___, -ой

Ср.р -___, - ___

Взаимопроверка.

Поменяться листочками, проверить. Если верно выполнено задание, то ученик получает три «+»

- Как ещё можно определить род и число у имени прилагательного? (по им. сущ.)

(Слайд 6) Прочитайте слова.

Прекрасная, солнечная, морозная …

Сочное, сладкое, зелёное …

Длинноухий, трусливый, маленький…

Весёлые, дружные …

- Вам необходимо по именам прилагательным найти имя существительное с непроверяемой безударной гласной в корне слова, используя алгоритм.

(Слайд 7) Алгоритм (у каждого ученика в папке)

  1. Читаю …

  2. Выделяю окончание …

  3. Определяю род …

  4. Подбираю подходящее по смыслу имя сущ. в том же роде

  5. Записываю…

  6. Ставлю ударение …

  7. Подчёркиваю безударную гласную

(Слайд 8) Самопроверка (ответы появляются на экране)

За каждую правильно написанную строчку в билетах ставит «+».

Слова 2 строчки разобрать по составу (4 ученика у доски)

(Слайд 9) вернёмся к нашей пословице

- А легко ли будет по окончанию в имени прилагательном «мудрым» определить род?

- Почему возникла проблема? (Имя прилагательное стоит не в начальной форме)

- Значит, имя прилагательное ещё как-то изменяется, но как?

- Попробуйте спрогнозировать, как может изменяться имя прилагательное? (Выслушиваются ответы учащихся)

- Вернёмся к целям урока, что дописать в них нужно?

5) Узнать, как ещё изменяются имена прилагательные.

Но сейчас мы немного отдохнём.

(Слайд 10-11) Физминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики погрели.

Бабочки летали,

Крылышками махали.

Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,

Нам пора букет собрать.

Раз присели, два присели,

В руках ландыши запели. [4].

IV. Работа по новой теме.

  1. Работа в группах

Выполняя физминутку, мы представили, что гуляли в лесу, а из леса мы принесли листики.

На листиках записано стихотворение, но подул ветер, и листочки рассыпались. Соберитесь в группу и восстановите стихотворение. Необходимо найти словосочетание, у которого менялась форма слова.

Для того чтобы ваша работа была дружной и быстрой необходимо работать по инструкции. Для начала прочитайте её внимательно и приступайте к работе.

(Слайд 12) Инструкция:

  1. Каждый в группе возьмёт листочек.

  2. Прочитайте по очереди каждый свои строчки.

  3. Восстановите последовательность.

  4. Пронумеруйте листочки.

  5. Прочитайте всё стихотворение.

  6. Используя карандаш и линейку, подчеркните словосочетания, у которых менялась форма слова

(Слайд 13) Проверка (после прочтения нажать) Если выполнено задание в группе правильно, то каждый в свой билет ставит по одному «+»

1 листик 2 листик

Как-то раз с большого клёна Ветер нёс его и нёс,

Оторвался лист зелёный… Бросил только на мосту.

Закружилась голова В тот же миг весёлый пёс

У зелёного листа. Шмыг к зелёному листу,

3 листик 4 листик

Лапой хвать зелёный лист… Я пишу в саду под клёном

Ветер вмиг с листом зелёным стих о том листе зелёном.

Над землёй взметнулся снова… [5].

  1. Наблюдение над изменением окончаний у имени прилагательного

- Выпишите словосочетание, Столько раз, сколько раз оно записано в стихотворении.

Записывая их в столбик. (Стихотворение на экране)

Проверка (Слайд 14)

- Исследуйте это словосочетание, используя алгоритм. (у каждого учащегося в папке «Алгоритмы») (слайд 15)

1. Исследую, что не изменилось …

2. Запишу…

3. Исследую, что изменилось …

4.Выделю …

5. Сделаю вывод …

  1. (Слайд 16) Проверка (нажать после ответов) Учащиеся ставят по одному «+», если правильно определили, что не изменилось и по два «+», если определили, что изменилось.

Лист зелёный – ед.ч., м.р. какой?- И.п.

У зелёного листа – ед.ч., м.р. какого?- Р.п.

К зелёному листу – ед.ч., м.р. какому? – Д.п.

Зелёный лист – ед.ч., м.р. какой? – В.п.

С листом зелёным – ед.ч., м.р. каким?- Т. п.

О листе зелёном – ед.ч., м.р. о каком?- П.п.

- Почему изменилось окончание? Какие вопросы вы задавали к именам прилагательным? Запишите. Проверка (нажать после ответов)

- Что значит изменение окончаний имён прилагательных по вопросам?

(Слайд 17) Сделайте вывод: имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются.

По какой теме мы будем работать?

Проверьте по учебнику на стр. 82, правильно ли вы сделали вывод.

А теперь вы сможете сформулировать тему урока? (изменение имен прилагательных по вопросам, падежам)

А изменятся ли у нас цели урока?

- определять падеж;

- писать правильно окончания;

- выделять окончания;
- Как определим падеж имени прилагательного? (выслушиваются предположения учащихся)

  1. Работа над правилом стр. 83[2, с. 83].

Самостоятельно исследуйте правило и подчеркните только то, что нового вы узнали из правила. Учащиеся ставят по одному «+», если правильно определили новый материал.

  1. Закрепление по теме

Применим наши знания на практике, выполним упр. 145, стр. 84

Внимательно прочитайте задание.

Как можно определить падеж имени прилагательного? (по имени существительному) [2, с. 84].

Работать вы будете по алгоритму (ученики у доски) (Слайд 18)

  1. Нахожу выделенное в предложении имя существительное

  2. Записываю …

2. Определяю падеж имени существительного

3. Подписываю над словом

4. Задаю вопрос к имени прилагательному

5. Записываю вопрос и имя прилагательное

6. Делаю вывод: если имя существительное в … падеже, то и имя прилагательное в … падеже.

6. Самостоятельная работа на отдельных листочках (если останется время)

Вставить окончания имён прилагательных, указать сверху их род, число и падеж.

На зелён… лугу растут полевые цветы. Улыбается ясн… дню бел… ромашка. [1, с. 109].

V. Рефлексия урока.

Продолжите предложение:

  1. На уроке я узнал (а)…

  2. Я научился …

  3. Я бы похвалил(а) себя за …

  4. Я испытывал(а) трудности …

VI. Итог урока

- По какой теме мы работали? Вернёмся к нашим целям, чего достигли, а чего нет.

- Что нового сегодня узнали? Чему научились? К каким выводам пришли?

(формулировки правил, понятий и т.д.).

- Зачем нужно изучать русский язык?

- Где можно применить полученные знания?

-Что на уроке для вас было интересно?

-Кому вы хотите сказать спасибо?

Оцените свои записи в тетрадях, если работа записана аккуратно, без исправлений добавьте по три «+» в билет.

- Подсчитайте баллы. Выставите оценки

VII. Домашнее задание. (по выбору)

  1. стр. 84, упр. 146, выучить алгоритм «Как определить падеж имени прилагательного»

  2. просклонять по падежам словосочетание (яркий солнечный день), составить предложение с любым из словосочетаний и записать, выучить правило стр. 84




Список использованной литературы:

  1. Русский язык. 3 класс. Поурочные планы к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. , М.: 2014. - 380 с

  2. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2- изд. - М.: 2013; Ч. 1 - 160с., Ч. 2 - 160с

Интернет ресурсы:

  1. http://tak-to-ent.net/load/494-1-0-11715 «Вводно-психологический настрой для организации начала урока»

  2. http://www.edu.cap.ru

  3. http://znanija.com/task/6452010

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!