Урок изобразительного искусства во 2 классе
(АООП обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1)
Тема: Рисование елочной игрушки по образцу.
Цель урока: создать условия для ознакомления с рисованием елочной игрушки (по образцу, с натуры).
Задачи урока:
обучающие
- познакомить учащихся с разнообразием елочных шаров;
- учить определять средства выразительности для передачи праздничного настроения;
развивающие
- развивать воображение, творческую фантазию;
- совершенствовать умение рисовать по образцу (или по шаблону);
воспитывающие:
- воспитывать эстетические чувства.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, рисунок елки.
Литературный ряд: стихи о Новогодней елке
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки»
Художественные материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой, тряпочки, салфетки, карандаши, ластики.
Тип урока: урок самостоятельной практической работы.
Методы организации и контроля: словесный, демонстрационный, практический.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
План урока
I. Орг. момент (1-2)
II. Актуализация знаний (3мин)
III. Постановка цели и задач урока (2мин)
IV. Работа по теме (8 мин)
Елочные игрушки.
Беседа о форме, размере шара.
Цветовое решение.
План работы над елочным шаром, поэтапное рисование.
Виртуальная экскурсия
V. Практическая работа (Постановка художественной задачи) (20 мин)
VI. Рефлексия. Итог урока (4-5 мин)
Ход урока:
I этап - Организационная часть. (Приветствие, проверка готовности класса к уроку)
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай учиться!
Не мешай трудиться!
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы - работать начинаем.
Я – Маргарита Александровна, я-…..(дети - каждый называет себя)
- Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их, откроем для них двери нашего дома-класса. (Пальчиковая гимнастика)
На двери висит замок.
Кто его раскрыть бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!
(Руки ребенка складываем в замок, переплетая пальцы.
Показываем «замок» с разных сторон, поворачивая руки.
При слове «потянули» тянем руки в разные стороны, но не расцепляем замок полностью.
«Покрутили»: не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их. «Постучали»: ритмично постукиваем друг об друга основаниями ладошек. «И открыли»: расцепили ручки ребенка и развели в разные стороны.)
- У нас сейчас урок изобразительного искусства. Чему мы учимся на этих уроках?
(Рисовать, рассматривать и понимать картины великих художников, лепить…)
- А зачем нам это надо в жизни?
(чтобы стать не только грамотными, образованными, но и культурными людьми).
- Проверьте готовность к уроку.
На парте должен быть порядок. У вас лежит альбомный лист, кисти, краски, баночка для воды, тряпочка, карандаш, ластик.
Для работы мы с вами разделились на две группы: цех №1, цех№2. В каждой группе вы будете помогать друг другу, если понадобится.
Вспомним правила работы в группе:
1. Говори тихо
2. Слушай других
3. Умей договариваться.
П. Актуализация знаний учащихся
Работа с календарем:
- Какое сейчас время года?
- А какой день недели?
- А какое число?
- А месяц?
-А какое главное событие ждут в декабре и дети, и взрослые? (Новый год).
- А что мы с вами наряжаем на праздник? (Елку).
III. Постановка цели и задач урока
И к нам на урок сегодня пришла в гости главная героиня этого праздника. (вешаю елку на доску) Ой, только чего-то не хватает нашей ёлочке для того, чтобы её назвали новогодней. А вы не знаете чего же? (Не хватает украшений).
Демонстрирую елочные украшения
Попробуйте догадаться, что же мы сегодня будем рисовать…
У меня для вас есть подсказка… (загадка)
Елка наряжается
Праздник приближается
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.
Разноцветные шарики,
Блестящие фонарики,
яблоки, хлопушки…
Что будем рисовать?
(елочные игрушки).
Работа по теме урока
- Объяснение материала
Шар, пожалуй, самая распространенная елочная игрушка, чаще всего елку украшают шарами. Рисовать мы будем елочные шары.
- Давайте рассмотрим, какие шары бывают по размеру? Показываю - (разные: небольшие, средние, большие и очень большие для украшения уличных елок.)
(физпауза) - Встаньте, покажите руками большой шар, маленький, средний.
- Мы с вами выберем шар среднего размера.
Шар – это какая геометрическая фигура? Объемная или плоская? - Объемная
А на листе бумаги мы как можем изобразить шар? В виде круга.
Значит, форма нашей игрушки – круг.
Какие цвета мы выберем? Праздничные, назовите их……
Фон более светлый. Сначала мы покроем весь шар фоновым цветом
Демонстрация презентации: поэтапное рисование
V. Практическая самостоятельная работа учащихся
(Дети работают в группах. Приемы разукрашивания дети уже знают) звучит музыка П.И.Чайковского «Декабрь» из альбома Времена года.
Нарисовали (или обвели по шаблону шар), залили его основным цветом. Пока ваши работы подсыхают давайте немного разомнемся вместе со снеговиком.
физкультминутка:
Руки вверх, руки вниз.
На носочки подтянись.
Руки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем.
Рассказ о Нижегородской фабрике елочных игрушек «Ариэль»
Ребята, в нашем городе есть фабрика елочных игрушек, я была на ней на экскурсии. Сначала нам показали цех, в котором выдувают игрушку из раскаленной стеклянной заготовки-трубки, чтобы придать ей нужную форму. Это могут быть шары, сосульки, шишки, ромбы, различные фигурки животных. Для этого у рабочих имеются специальные формы. Далее игрушки отправляются к художникам, которые вручную расписывают каждую игрушку. Рисунок наносится в несколько этапов: берётся игрушка, наносится слой краски, пока на нем краска подсыхает, художник наносит основной цвет на вторую игрушку и так далее. Сразу он расписывает 10 таких игрушек. Затем, художник возвращается к первой игрушке, наносит часть узора и опять подвешивает ее для подсыхания и т.д. Потом игрушки упаковывают и продают в магазине. Я купила вот такой шар, давайте его рассмотрим.
Демонстрирую свой шар.
А мы будем украшать шары: переворачиваю листы на доске.
-линиями,
- точками,
- снежинками,
- звездочками
Давайте теперь мы, как мастера-художники, украсим свой шар узором, наносим рисунок более темной краской.
Пока сохнет узор, физкультминутка «Как живете?»
VI. Завершение урока
Давайте посмотрим, какие работы у нас получились? (выставка и краткий анализ работ). Молодцы ребята, постарались. Раскрасили новогодние украшения. Вот и подходит к концу наш урок.
-Чему мы учились на нем? (рисовать елочный шар по образцу или по шаблону, работать акварелью.)
-Давайте повесим все наши игрушки на елку.
Ребята развешивают свои игрушки.
-И стала она самой настоящей новогодней ёлкой. Думаю, наша елка очень рада такому наряду.
Рефлексия
- У вас на столах появились маленькие бумажные шарики, пожалуйста, выберите из них красный шарик, если вам урок понравился, у вас все получилось, вы довольны своей работой.
Синий – если не очень, если что-то не получилось и надо еще поработать. И зеленый, если у вас совсем ничего не получилось, и у вас очень грустное настроение. Выходите к доске с выбранными шариками.
И какой же Новый год без чудес. Сложите ваши бумажные шарики в тарелку, закройте глаза и… О, чудо! Бумажные шарики превратились в настоящие новогодние шары, которыми можно украсить настоящую елку. (раздаю настоящие елочные шары)
Всем спасибо. Урок закончен.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.