СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока изобразительного искусства " Мамин платок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительное искусство. 3 класс. Урок 5. Дата проведения  29. 09. 2020г.

Тема: Мамин платок  Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка « Платок для мамы»

Задачи урока:   повторить знания о разновидностях красок; познако­мить с вариантами оформления народных платков; научить создавать орнаменты в заданной форме; познакомить с понятиями «холодные и теплые тона», «мотив», «акцент»; развивать эмоциональную и творческую активности учеников, воспитывать интерес и уважительное отношение к художественному творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства " Мамин платок"»

Изобразительное искусство. 3 класс. Урок 5. Дата проведения 29. 09. 2020г.

Тема: Мамин платок Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка « Платок для мамы»

Задачи урока: повторить знания о разновидностях красок; познако­мить с вариантами оформления народных платков; научить создавать орнаменты в заданной форме; познакомить с понятиями «холодные и теплые тона», «мотив», «акцент»; развивать эмоциональную и творческую активности учеников, воспитывать интерес и уважительное отношение к художественному творчеству.

Планируемые результаты урока:

Личностные: формирование умения организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; формирование позитивного отношения к труду.

Предметные: учащиеся научатся: эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка; узнают: основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный или геометрический); обретут: опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение; будут учиться: созданию рисунков в зависимости от их назначения; будут уметь: адекватно оценивать свои результаты.

Метапредметные:

Регулятивные - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщение в устной форме.

Коммуникативные - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: образцы платков, альбом, краски, гуашь. Цветные иллюстрации. Презентация.

Ход урока

1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

Мы услышали звонок,

Он позвал нас на урок.

Мы друг к другу повернёмся,

Дружно, мило улыбнёмся,

Ведь урок сейчас начнётся!

-Успехов вам сегодня, ребята!

- Какие вы знаете цвета радуги?

- Какую поговорку надо запомнить, чтобы выстроить цвета радуги в том порядке, в каком они возникают в природе? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

- Какому цвету соответствует первая буква каждого слова? (Ответы школьников.)

Полный набор цветов радуги называется «Цветовой спектр». Повторите это словосочетание и запомните его.

2) Постановка цели и задач урока.

Выставка женских платков.

Создать эмоциональную атмосферу на уроке помогает импровизированная выставка женских платков разного эмоционального звучания. Дети выходят к доске по рядам с платками своих мам, бабушек или сестёр и демонстрируют их. Ученики, рассматривают каждый платок, делают предположение о принадлежности платка (мамин, бабушкин, младшей сестрёнки или старшей сестры) и его назначении (повседневный или праздничный), объясняя свою точку зрения.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Ребята, рассмотрите композиционные узоры на цветном поле платка.Какие композиционные варианты построения узора вы увидели (украшение каймы, угла, центра и четырёх углов, свободная роспись и т.д.)?

-Сформулируйте тему и задачи урока.

3) Первичное усвоение новых знаний.

Рассказ учителя.

Предшественником платка на Руси считают белое льняное полотенце с вышивкой – убрус. Издревле женщины покрывали им голову. С конца 17 века он уступает место платку. Спустя век, в русском языке появилось слово “шаль”, заимствованное из персидского языка. А означает оно большой узорный платок.

В ансамбле народного костюма платок играет важную роль, завершая головной убор, или украшая повседневный и праздничный женский наряд. Понятие “русский платок” признано во всём мире благодаря труду талантливых российских художников и мастеров ткацкого и красильного дела. Они создали оригинальный художественный образ. Истоками его стали традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.

В платке гармонично сочетаются русская ромашка, персидский лотос, иранские “бобы”, французские букетики “мильфлёр”, солнечные розетки, античные вазы и разнообразные вариации восточных орнаментов.

Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже 18-19 веков. Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. На смену ручному труду пришли паровые двигатели, ситценабивные машины и станки для узорного ткачества. Пришла слава и к русским платкам и шалям.

4) Первичная проверка понимания.

Демонстрация презентации “Платки из Павловского Посада” сопровождается рассказом учителя.

Показ 1-3-го слайдов.Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость России, особое место занимают платки и шали из города Павловский Посад. Павловопосадская платочная мануфактура ежегодно выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из  шерсти, хлопка и шёлка. 

Предприятие имеет статус народного художественного промысла России.

Показ 4-го и 5-го слайдов. История предприятия насчитывает более двух веков. Производство знаменитых павловопосадских платков и шалей было налажено купцами Я.И.Лабзиным и В.И.Грязновым в начале 60-х годов XIX века, спустя полвека с момента основания фабрики. Шаль прочно вошла в быт русского общества, став характерным элементом русского костюма – сначала дворянского, затем купеческого и крестьянского. Широкое распространение шали получают во время налаживания производства более дешёвых, по сравнению с ткаными, шалей с набивным узором.

Показ 6-го слайда. На предприятии сложилась единственная в своем роде павловопосадская школа платочного рисунка, благодаря которой сохраняются традиции. Работа над каждым новым изделием начинается с рисунка – крока, который рассматривается и утверждается Художественным советом. После утверждения рисунка колористы подбирают рецепты печатных красок, добиваясь точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью. До получения окончательного рецепта колористу приходится делать множество пробных набивок.

Показ 7-го слайда. С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя доски двух типов: “манеры” и “цветки”. “Цветки” резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали “манерами”. Их изготовление было трудоемким: вначале узор на дереве прожигали на определённую глубину, затем заливали свинцом. Полученный контур накладывали на отдельные доски.Изготовление “цветок” и “манер” на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части. Для набойки платка требовалось иногда более 400 наложений досок.

Показ 8-го слайда. На фабрике создавали новые платочные композиции и печатали платки по старым рисункам в иных колористических разработках, на грунтах таких расцветок, как "пунц, бордо, золото, салат, оранж, зелёный, бирюза, фиолет". С 1970-х годов часть платков набивается нанесением рисунка на ткань с помощью шёлковых или капроновых сетчатых шаблонов. 

Показ 9-го слайда. Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах — колоритах на печатных столах с автоматическими печатными каретками. Самые ответственные операции выполняются вручную. И проделать их нужно много для создания уникального павловопосадского платка! 

Показ 10-го и 11-го слайдов. Печатные краски готовятся на автоматической красковарке. Все процессы — от растворения порошка красителя до перемешивания готовой краски — выполняются без участия человека. Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, которая наносит под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность сетки, покрытой фотоэмульсией.

Показ 12-го слайда.С конца 90-х годов XX века на платочной мануфактуре посредством печати по шаблону выпускаются шали и платки с количеством красок достигающих 23-х, которые по своему внешнему виду и качеству превосходят изделия, печатаемые ранее.

Показ 13-го слайда. Изделия предприятия неоднократно экспонировались на многочисленных отечественных и зарубежных выставках. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.

Показ 14–20-го слайдов. Павлопосадские платки.

Показ 21–25-го слайдов. Женские портреты в платках и шалях.

Показ 26-го слайда. В узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды. Популярны турецкий “огурец”, “медальоны”, овалы, звёзды. На платке можно увидеть античные вазы, лотосы, ромашки, птиц и древние символы. Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги.  Георгины – второй по частоте изображения цветок на павлопосадских платках. Часто в “букете” Павловопосадского платка художниками используются лилия, тюльпан и пион. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые цветы. Весеннее русское поле пестрит цветами разных расцветок, они все дополняют друг друга и подчеркивают яркость каждого. Меняются времена, технологии, а платок и шаль остаются лучшим подарком.

Показ 27-го слайда. Толковый словарь. (Толкование всех слов дано во втором значении).

НАБО'ЙКА.

Способ нанесения рисунка на ткань посредством печати с резных досок; ткань с таким узором, рисунком. 

НАБИВНО'Й.

Об узоре, рисунке, нанесённом на ткань; о ткани с таким узором, рисунком (нанесённым вручную или машинным способом).

МАНУФАКТУ'РА. устар. Фабрика, преимущественно текстильная. 

5) Первичное закрепление.

Практическая работа: создание эскиза росписи платка.

Ребята, по заданию учебника нарисуйте платок для своей мамы и ещё платок или косынку для сестрёнки или бабушки. Постарайтесь, чтобы платки получились разными и соответствовали возрасту того, кому они предназначаются. Для работы вам понадобятся бумага и гуашь. Вначале рисунок выполните светлой краской, используйте свою фантазию, заполняйте платок изображениями трав, цветов, листьев, веточек, птичек, бабочек и др. в соответствующей замыслу цветовой гамме.

Выставка работ

- Сегодня вы учились выбирать определенную цветовую гамму, передавать в рисунке ритм цветовых фрагментов и разнообразных линий.

— С каким видом изобразительной деятельности вы сегодня познакомились?

— В каких случаях надо использовать холодные тона в рисо­вании?

— В каких случаях надо использовать теплые тона в рисовании?

— Как вы использовали ритм в узоре платка?

— Какие виды линий вы использовали?

— В чем заключались задачи братьев-Мастеров при создании такой работы?

Оценивание

6) Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие были затруднения?

-Над чем вам нужно поработать?

-Оцените свою работу. Закончите предложения:

-сегодня я узнал…

-было трудно…

-я понял, что…

-я научился…