ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
1 класс
ТЕМА УРОКА: Изображать можно пятном
Тема из раздела: «Ты учишься изображать»
Тема урока: «Изображать можно пятном»
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Цель: нарисовать изображение зверушки с помощью пятна.
- познакомить детей с анималистическим жанром живописи, с художниками-анималистами;
- показать учащимся, что изображать можно пятнами;
- развивать творческое воображение учащихся посредством дорисовывания пятна-кляксы до реально существующего животного;
- развивать наблюдательность, внимание, восприятие;
- воспитывать бережное отношение к природе, животным;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения художников-анималистов.
Оборудование:
для учителя: проектор, документ-камера, презентация с образцами письменных принадлежностей разных времён; иллюстрациями художников-анималистов Е. Чарушина и Т. Мавриной к детским книгам; примерами детских работ из пятен; мультфильм «Про кляксу» (в случае оставшегося свободного времени на уроке);
для учащихся: гуашевые краски, кисть №3, альбомный лист вырезан в форме круга, стаканчик для воды, тряпочка для рук, фломастеры, листок бумаги.
Ход урока
1. Орг. момент
Приветствие. - Проверка готовности к уроку. Сегодня на уроке нам потребуются гуашевые краски, кисть № 3, альбомный лист, стаканчик для воды, тряпочка для рук, фломастеры.
2. Введение в тему урока.
Ребята, все вы знаете, что ___ сентября у нас состоится праздник «Посвящение в 1-ки». Праздник состоится в зале, придёт много гостей. Конечно, зал нужно украсить. Чем его можно украсить? (ответы детей).
Нас попросили нарисовать рисунки для оформления зала, поэтому из работ, которые мы выполним сегодня на уроке - сделаем выставку, а лучшие повесим в зале.
Просто рисунок нарисовать может каждый, а мы сегодня будем выполнять необычные работы. А вот какие вы догадаетесь сами, когда послушаете сказку:
Сказка про кляксу
Однажды с кисточки сорвалась большая капля, упала на бумагу и растеклась. - Фу! – возмутилась бумага. – Как меня уродует эта клякса! - Ах, какая я несчастная, - подумала клякса. – Я не хочу никого огорчать. - Не грусти, - вдруг услышала она. – Я волшебник Мастер Изображения. Я помогу тебе!
- Ребята посоветуйтесь с соседом, как Художник мог помочь кляксе?
(работа в парах)
- Итак, как же художник мог помочь кляксе? Дети предлагают свои варианты.
- Клякса вскоре забыла, что она была просто пятном, ведь теперь она превратилась в … В кого?
Рассказывая сказку, учитель показывает заготовку кляксы (в папке – «Кляксы»). В конце сказки учитель заменяет изображение: точно такая же клякса, дорисованная до котенка.
- Как из кляксы получился котенок? (Мастер Изображения дорисовал глаза, носик, усы, подправил ушки, даже дорисовал бантик)
- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ответы детей)
- Сегодня на уроке мы будем добрыми волшебниками, будем во всём находить хорошее, доброе, будем помогать кляксам, пятнам превращаться во что-то интересное.
- Во что превратилась клякса в сказке? (В котёнка)
- Как ещё можно назвать котёнка, кто он? (животное)
- Каких животных вы ещё знаете? (ответы детей)
- Давайте немного передохнем и проведем с Вами физминутку.
3. Физминутка
4. Работа по теме урока.
- Приступаем к работе. С чего начать? Нам нужны кляксы. У кого в тетради есть кляксы? Конечно, в нашем классе клякс ни у кого нет, все старательно пишут. Да и ручки у всех хорошие. Кто знает, как называются наши ручки? (шариковые).
-Шариковыми ручки называются потому, что они устроены так…
Но не всегда люди писали такими удобными ручками.
Сначала для письма использовались гусиные перья. Их особо затачивали и макали в чернила. Писать было сложно, на бумаге появлялись кляксы, перья часто ломались.
Поэтому люди изобрели металлические перья для письма, они крепкие и не ломались, их закрепляли на специальной палочке, но от клякс на бумаге они не избавляли.
Затем люди придумали перьевые ручки. Но при письме тоже часто появлялись кляксы, пятна. Это приносило много неприятностей.
- Обидно, когда выводишь каждую букву и вдруг, неожиданно, появляется на листе клякса.
-Но есть люди, которые специально ставят кляксы, пятна, а потом превращают их в картины. Оказывается, изображать можно пятном.
НА ДОСКЕ:
ПОРТРЕТ Евгения Чарушина
- Внимательно рассмотрите, кто является героями изображений? (Животные)
- Е. Чарушину так ярко, живо, выразительно удается показать своих персонажей благодаря технике изображения пятнами и штрихами. Приглядитесь, ведь медвежата – это просто лохматые пятна.
- Художника, который изображает животных, называют художником-анималистом. Художник-анималист – человек, который любит животных и пытается через свои картины передать частичку любви другим людям. Он напоминает окружающим о необходимости бережного отношения к нашим «братьям меньшим». Перед художником-анималистом стоит задача не только передать сходство с животным, но и показать его характер, настроение, повадки. Чтобы анатомически точно передать строение тела животного, мастер долго его изучает.
- Рассмотрите изображение медвежат на картине Е. Чарушина. Какими их изобразил художник? (Веселыми, игривыми, добрыми).
Ещё одна художница - иллюстратор Татьяна Маврина. Посмотрите, какие картины она нарисовала с помощью пятен.
5. Самостоятельная работа учащихся.
Давайте и мы поучимся наблюдать. - Подготовьте альбомный лист к работе. На влажную кисточку наберите краску одного цвета. Не промывая кисточки, снова наберите на нее воды, чтобы краска стекала. А теперь смело делайте кляксу на листе бумаги. Теперь накройте кляксу листом бумаги и потрите. Теперь уберите верхний лист, у нас на круглом листе образовалось пятно. (Объяснение сопровождается показом под док. камерой). Оставьте пятно сохнуть.
Пока наши пятна подсыхают, давайте посмотрим, какие работы получились у других ребят. (Просмотр работ)
- Ребята, посоветуйте мне, во что можно превратить моё пятно?( Учитель под документ-камерой поворачивает свой лист, показывая детям пример, как можно рассматривать пятно, форма листа не ограничивает расположение рисунка (советы детей)
- Ваши кляксы готовы к превращению. Внимательно всмотритесь. Какой зверь спрятался на ваших листочках?
(Тем детям, которые не могут справиться с заданием самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь, а лучше просит ребят помочь советом, вращая «непонятую» работу под камерой).
6. Презентация своих работ
Каждый желающий выходит к доске и презентует свою работу. Затем на стене из детских работ составляется выставка.
7. Подведение итогов урока
- Какого художника называют анималистом? (Художника, который рисует животных)
- С помощью чего художники-анималисты Е. Чарушин и Т. Маврина изображают зверей? (С помощью пятен)
- На следующем уроке с помощью пятен мы будем рисовать пейзажи.
(В случае, если на уроке остается время, или по другим обстоятельствам, можно включить дополнительно мультфильм про «Кляксу».)