Конспект урока по изобразительному искусству в 6-м классе
по теме «Рисунок - основа изобразительного творчества».
Цель: формировать представление обучающихся о рисунке как о виде художественного творчества
Задачи урока:
Образовательная: рассмотреть основные виды рисунков – «учебный», «технический», «творческий», «набросок» «зарисовка».
Развивающая: развивать художественный вкус, умение анализировать и высказывать свое мнение, умение на основе конкретных фактов делать обобщения и выводы.
Воспитательная: воспитывать художественный вкус, позитивное отношение к изобразительной деятельности .
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
-познакомиться с видами рисунка;
-овладеть навыком выполнения рисунка в зарисовке разными художественными материалами.
Личностные результаты:
-оценивать учебные действия и умения свои и своих одноклассников в соответствии с определенной ситуацией и задачей;
-уметь выражать свое отношение к поставленным задачам и методам их решения, доказывать и искать пути решения для достижения поставленной цели.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
-анализировать полученную информацию и уметь ее применить для решения практических и творческих задач,
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
-прогнозировать предстоящую работу,
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
- уметь слушать и понимать других.
-оформлять свои мысли в устной форме.
- уметь работать в паре, в группе
Познавательные УУД
- уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
-выявлять сущность, типовые особенности художественных произведений.
Тип урока: изучение нового материала
УМК: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л.А.Неменская ; под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014.-175с.:ил.
Материалы: образцы рисунков разных видов, бумага, графические материалы( карандаш, черная гелевая ручка, тушь)
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
- Посмотрите на доску( на доске образцы рисунков разных видов).
- О чём нам с вами предстоит сегодня говорить на уроке? (ответы учеников)
2. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Рисунок - основа изобразительного творчества»
3.Основная часть.
РИСУНОК - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнёте постигать технику выполнения рисунка.
- Что вы видите на столе? (перечисляют)
-А если всё, что вы перечислили назвать одним словом? (графические материалы)
Рисунок выполняется графическими материалами — чаше всего карандашом или углём, но он может быть сделан также пером, ручкой и кистью.
Все художественные рисунки — это графические произведения, или просто - ГРАФИКА — целая область изобразительного искусства. Существует много графических техник, а главное — целей, для которых создаются рисунки.
Существуют разные виды графического рисунка.
Набросок.(на доске) Как вы думаете, что это такое? (отвечают)
Набросок - это рисунок, сделанный очень быстро, В наброске художник стремится изобразить основную пластическую мысль, увиденную в натуре. Это как бы выразительная графическая запись своего впечатления или идея будущей работы, её проект, эскиз. У мастеров такие наброски бывают столь выразительны и интересны, что их хранят как произведения искусства.
-Следующий вид графического рисунка – зарисовка.(на доске) Что можно сказать об этом виде? (учащиеся формулируют ответ)
Зарисовка – это рисунок, который может быть более долгим, изучающим. Тогда его называют зарисовкой. Чаще всего такими бывают вспомогательные рисунки. Они необходимы в работе художника: это зарисовки разных деталей для будущей картины иди будущего проекта. Зарисовки, хотя бы изредка, делают все люди — когда надо что-то внимательно рассмотреть, понять из каких частей состоит предмет, какими особенностями он обладает. Чтобы объяснить, как устроена машина или какая-нибудь постройка, делают технический рисунок. Чётких разделительных границ между всеми этими видами рисунков, конечно, нет.
-Существует учебный рисунок.(на доске)
-Что означает данный виды графического рисунка? (отвечают)
Цель учебного рисунка — освоение правил изображений, грамоты изобразительного языка, поэтому учебные рисунки, сделанные разными людьми, бывают похожи.
-Творческий рисунок всегда особенный, в нём автор стремится выразить то, что ему кажется интересным.
Чтобы овладеть рисунком, необходимо учиться видеть!
Давайте разберёмся, как мы видим. Наши глаза — это настоящее чудо, и много разных учёных исследуют сложный процесс их работы. Глаза вовсе не фотографируют окружающую и постоянно движущуюся, изменчивую реальность. Они работают вместе с мозгом, которому передают в виде импульсов кодированную информацию. А мозг обладает поразительными возможностями расшифровывать её, связывать между собой отдельные признаки и строить свою картину мира, которую мы и ощущаем как видимую.
Способность видеть и способность рисовать очень тесно связаны. Чтобы научиться рисовать, надо учиться видеть, т.е. учиться, особым образом, мыслить!
Рисование начинается с этапа рассматривания. Наши глаза наблюдают, а мозг расшифровывает то, что мы видим.
Рисунок с натуры можно рассматривать как средство изучения наблюдаемой реальности. Но художник видит не так, как человек, который просто внимательно рассматривает. Художник напрягает все свои чувства и создаёт на языке изобразительного искусства изобразительный «рассказ» о своих впечатлениях — художественный образ.
4. Физкультминутка.
5.Творческое задание.
Сегодня мы будем учиться делать зарисовки с натуры отдельных травянистых растений.
-Рассмотрите натуру.
-Какую форму имеют растения? - С чего начнёте рисунок?
-Какие вы видите характерные черты в растениях, которые придадут рисунку особую выразительность?
- Постарайтесь наиболее правдиво воспроизвести предмет на бумаге, создав свой художественный образ.
-Работу выполняем с помощью простого карандаша, пера(туши) или черной ручки.
6.Подведение итогов урока.
а)выставка работ
б)- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- В основе чего лежит рисунок?
- Какие виды рисунка бывают?
- Какими материалами выполняется рисунок?
7. Рефлексия.
-сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…
-я понял, что…
-теперь я могу…