Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема: Как определить температуру. Термометр. Практическая работа «Измерение температуры»
Тип урока: проблемный
Цель: получение нового знания.
Задачи:
- совершенствование базовых знаний и умений по теме «Погода»
- познакомить со значением температуры для всего живого;
- познакомить детей с устройством и особенностями работы разных видов термометров; научить измерять температуру, записывать показания термометра
- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;
- формирование умения работать в группах;
- понимание важности изучения окружающего мира.
Планируемые результаты: усвоить понятие о погоде, научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них
Оборудование: учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая « Окружающий мир» 2 класс (1 часть), рабочая тетрадь А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая
«Окружающий мир» 2 класс (1 часть),
Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров.
Магнитофон, запись песни «У природы нет плохой погоды» (муз. А. Петрова, сл. Э. Рязанова)
Компьютер, мультимедийный проектор.
Картина «Осень», нарисованная с ошибками
Стаканы с холодной и горячей водой.
Предварительная работа: повесьте на окно в классе уличный термометр, а на стену в классе – комнатный.
Ход урока.
Организация начала урока.
Музыкальной «визитной карточкой» данного урока может служить песня «У природы нет плохой погоды».
Актуализация знаний.
УЧИТЕЛЬ: У нас в природе осень. Назовите число и месяц.
Рассмотрите картину и найдите ошибки.
ДЕТИ: Дети не могут купаться и загорать, снег, сосульки, Дед Мороз и Снегурочка и т.д.
УЧИТЕЛЬ: А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?
(дети перечисляют)
УЧИТЕЛЬ: Какова основная причина этих изменений?
ДЕТИ: Похолодание.
УЧИТЕЛЬ: Что мы чувствуем, когда говорим похолодание?
ДЕТИ: Дрожишь, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.
УЧИТЕЛЬ: А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?
Создание проблемной ситуации.
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите небольшую сценку, постарайтесь найти ответ.
Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми.
Аня Емельянова: Ань, ты, что все время кутаешься?
Аня Михайлова: Я совсем замерзла!
Аня Емельянова: Да, что ты, ведь в комнате тепло! Я вот в майке и мне нормально.
Аня Михайлова: А мне кажется – холодно, хотя я в свитере и куртке.
УЧИТЕЛЬ: Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?
(У детей возникают тоже разные мнения)
Побуждение к формулированию учебной проблемы
УЧИТЕЛЬ: Кто же прав? Мы не можем этого сказать. Почему? Какой возникает вопрос?
ДЕТИ: Мы еще не знаем, как определить тепло в комнате или нет.
УЧИТЕЛЬ: (добавляет) И с помощью какого прибора.
(учитель показывает различные виды термометров)(слайд 3)
- Какова же будет тема сегодняшнего урока?
Формулировка проблемы ДЕТИ. Как определять температуру.
Актуализация проблемы.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру. А для чего это надо уметь?
ДЕТИ: Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы. Сможем помочь Аням – узнать тепло в комнате или нет.
УЧИТЕЛЬ: Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений). (слайд 4)
Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.
УЧИТЕЛЬ: Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойно в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит?
ДЕТИ: Он показывает температуру маме.
Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра.
УЧИТЕЛЬ: Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.
Из чего он состоит? (слайд 5)
ДЕТИ: Трубочка с жидкостью, корпус, деления.
УЧИТЕЛЬ: Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть.
(На доску рядом с моделью термометра вывешиваются таблички с названиями частей термометра).
Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры. Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10⁰, значения ниже нуля записываются со знаком минус - 10⁰. Читать такую температуру можно по-разному.
Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.
Виды термометров.
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на этот термометр. Что видите? (Слайд 6)
ДЕТИ: На нем нет значений ниже нуля.
УЧИТЕЛЬ: Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля?
ДЕТИ: Потому что, наверное, вода замерзает.
УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается? (слайд 7)
ДЕТИ: Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено. И жидкость странная.
УЧИТЕЛЬ: Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.
2) стихотворения С. Михалкова «Тридцать шесть и пять».( подготовленный ученик или видео)
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро я на градусник смотрю:
Где моя температура? Почему я не горю?
Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной?
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
Живот потрогал – не болит! Чихаю – не чихается!
И кашля нет! И общий вид такой, как полагается!
И завтра ровно к девяти придётся в школу мне идти
И до обеда там сидеть – читать, писать и даже петь!
И у доски стоять, молчать, не зная, что же отвечать…
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
Я быстро градусник беру и меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу и про себя прошу, прошу:
«Родная, миленькая ртуть! Ну, поднимись ещё чуть – чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем –
Остановись на «тридцать семь»!»
Прекрасно! Тридцать семь и два! Уже кружиться голова!
Пылают щёки (от стыда!)…
Ты нездоров, мой мальчик? Да…
Я опять лежу в постели –
Не велели мне вставать.
А у меня на самом деле – Тридцать шесть и пять!
УЧИТЕЛЬ: Какая температура у здорового человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.
Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
Практическая работа: «Принцип работы термометра» (Слайд 9)
УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.
Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра теплой водой.
Все внимательно всматриваются.
УЧИТЕЛЬ: Почему столбик термометра поднимается вверх?
ДЕТИ: Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.
УЧИТЕЛЬ: Понятно. Кто думает иначе?
При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.
УЧИТЕЛЬ: А почему жидкость перестает ползти?
ДЕТИ: Потому что настолько нагрелась.
УЧИТЕЛЬ: Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.
УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет.
ДЕТИ: ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.
УЧИТЕЛЬ: Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»?
ДЕТИ: опустилась вниз.
Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.
Физкультминутка
Применение новых знаний.
Чтение и сравнение температур.
УЧИТЕЛЬ: Прочтите по-разному: +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰
- В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения?
- Покажите на своих моделях эти температуры.
- Сравните: +48⁰ … +54⁰ +12⁰ … –12⁰
–60⁰ … –30⁰ –8⁰ … 0⁰
+23 ⁰… –2⁰ +4⁰ … 0⁰
Блиц – опрос.
- Какие виды термометров вы сегодня изучили?
- Из каких частей состоит термометр?
- В каких единицах измеряется температура?
- Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?
- Чем отличается термометр для определения температуры воды от остальных термометров?
- Почему у комнатных термометров шкала короче, чем у уличных?
- При какой температуре замерзает вода?
- Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰?
- Когда мы говорим мороз: - 20⁰ или -2⁰?
- Для кого важна температура?
- Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?
-Какова нормальная температура тела человека?
Самоконтроль.
УЧИТЕЛЬ: Откройте тетради на стр. 22-23. Сделайте задания №3, №5.
Фронтальная проверка.
Итог урока.
УЧИТЕЛЬ: Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру.
- Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с разными термометрами?
(Дети поднимают руки)
УЧИТЕЛЬ: Давайте же разъясним спор Ань: Тепло ли у нас было в классе?
ДЕТИ: Я считаю, что тепло, потому что температура воздуха + 22⁰. Может Аня заболела и ей кажется, что холодно. Потому что ее знобит.
УЧИТЕЛЬ: Есть другие мнения?
Домашнее задание:
Измерить температуру своего тела и отметить результат в таблице рабочей тетради на странице 23(пункт 4 задания №)