СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Кантата «Александр Невский»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по музыке. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Кантата «Александр Невский»»

Конспект урока «Кантата «Александр Невский»

Используемый учебно-методический комплект: «Школа России».

Учебный предмет: Музыка

Класс:3 Е

Тема урока: Кантата «Александр Невский»

Цель урока: научиться представлять исторический образ через музыкальное произведение Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский»

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания: общие представления о музыкальной картине мира, основные закономерности музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений,

Умения:умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям,понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей

Метапредметные:

Познавательные УУД:умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

Коммуникативные УУД:продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки;

Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

Личностные УУД:чувство гордости за свою Родину; российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Ресурсы

Для учителя: учебник УМК «Школа России» Музыка 3 класс, мультимедийная доска, диск с музыкальными произведениями

Для ученика: учебник УМК «Школа России» Музыка 3 класс (с.12-15)




Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

I.Самоопределение к деятельности

Коммуникативные УУД:формулировать ответы на вопросы;


-Здравствуйте, присаживайтесь. Проверьте свою готовность к уроку, лежит ли у вас учебник, тетрадь, ручка.

Молодцы.

-Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

1 мин.

II.Актуализация знания

Регулятивные: сохранять учебную задачу в течение всего урока;

Коммуникативные УУД:

формулировать ответы на вопросы;

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.


-Ребята посмотрите внимательно на экран, здесь вы видите два слова КАНТ и КАНТАТА. Слово «кант» вам говорит о чем-нибудь?




-Верно, молодцы

-Кант — это торжественная песня, в ней воспевали победу.


-А что же такое кантата?

-А слово кантата нет, но, если мы внимательно посмотрим на экран, мы визуально увидим общую черту между двумя этими словами. Кто назовет эту черту? Верно.

-У этих двух слов одинаковый корень.


-Если слова кант и кантата похожи по звучанию и написанию, как вы думаете, между ними есть что-то общее?

-Проверим наши предположения



- Кант это торжественная

песня; в ней воспевали победу.

о погибших; кант похож на гимн…


не знают

-У этих двух слов

одинаковый корень



-Музыкальная тема


7 мин.

III. Выявления места и причины затруднения


Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Откройте учебник на странице 16

А сейчас внимательно прочитайте определение

слова кантата в вашем учебнике помузыке и попробуйте сравнить два

понятия кант и кантата.

- Чем отличается кантата от канта?

Верно.

-Понятие кантата шире, чем кант.

Кант - это просто песня, а кантата- большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких музыкальных частей.


-А как вы думайте, для кого писались такие произведения, как кантаты?

-Верно, для святых.



-Подумайте и скажите, кто такие святые?

-Верно. Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы.









-Давайте вспомним имена русских святых. (Георгий Победоносец, Александр Невский)

-Верно.

-У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается, с течением времени становится ярче и светлее.

Одним из таких святых, стал великий князь Александр Невский.

Кантата- это большое произведение, состоящее из нескольких частей.


-Она используется обычно в концертном зале хором, оркестрами и певцами-солистами


-Для великих людей, совершавших подвиги,

святых.




Святые - Это люди, всегда поступающие по воле Божией. Они знают, что такое добро, милосердие, сострадание

-Подумайте и скажите, кто такие святые?





-Георгий Победоносец, Александр Невский.

3 мин.

IV. Построение проекта, выхода из затруднения

Регулятивные:

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Познавательные:Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Коммуникативные:

формулировать ответы на вопросы








Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу в течение всего урока;


Коммуникативные УУД:

формулировать ответы на вопросы;


Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.










Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу в течение всего урока;


Коммуникативные УУД:

формулировать ответы на вопросы;



Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

правильно ребята.

-Сегодня мы с вами познакомимся с кантатой «Александр Невский», которую написал замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.


На создание кантаты композитора вдохновило, такое великое событие, как ледовое побоище, которое произошло на нашей Руси очень давно,

Сейчас я вам расскажу эту историю: «В 1242 году на нашу землю русскую решили напасть враги(слайд4). Это были германцы, шведы, литовцы. Их количество намного превышало количество нашего русского войска. Но в то время нашей армией управлял великий

полководец Александр Невский(слайд5). Он был очень умным и находчивым полководцем и решил победить врага не

силой, а умом ,то есть хитростью. Он предложил врагу сразиться на льду, на Чукотском озере(слайд6). И вот утром 4 апреля началась великая битва. Наших солдат ,как я уже говорила было меньше

чем вражеских солдат ,но тут Александр Невский заметил, что враги и их кони были одеты в тяжёлые железные доспехи, а наши солдаты были на легке (слайд7). И тут он начал заманивать врага на середину озера, а так как был апрель месяц, то лёд уже немноготрескался(слайд8). Как вы думаете что было дальше? Правильно, выглянуло наше красно солнышко, которое немного

растопило лёд, и враг потонул со своими тяжёлыми доспехами(слайд9). А битву назвали «Ледовое побоище»(слайд10).

Вот такая интересная история про храбрость наших солдат и силу нашей Родины.

- Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило нашего композитора к созданию кантаты «Александр Невский»?



-Верно, Александр Невский был очень умным полководцем, за всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

И поэтому был признан как благоверный князь. К этому лику святых причисляются люди, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических делах остаться верными Христу.


- Теперь мы с вами переходим к музыкальной части нашей кантаты.

- В Кантате Александр Невский 7 частей.

Давайте познакомимся с первой частью кантаты «Вставайте, люди русские!»

(Звучит 1 часть «Вставайте, люди русские»)

- Что происходит в этом музыкальном

фрагменте?



-Верно, молодцы, это набат- оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол, реже барабанным боем.


Звучит музыкальный фрагмент 2

(6 часть кантаты «Мертвое поле»)

- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Как вы думаете, что произошло в этой музыкальной части?

Звучит музыкальный фрагмент 3 (7 часть «Въезд Александра Невского во Псков»)

- Что происходит в заключительной 7 части кантаты?

Верно, это время после боя, женщина ходит по полю и оплакивает наших солдат.



-В честь Александра Невского была написана икона. Её вы увидите на странице 16 ваших учебников.



«Александр Невский. Кантата».






























-Потому что композитора вдохновил подвиг Александра Невского.








-В песне призывают русских людей на смертный бой за матушку Русь








-Печальное настроение, скорбь, грустно поет женский голос.


-Это время после боя, женщина ходит по полю и оплакивает наших солдат, которые погибли за нашу Родину)

Александр Невский возвращается со своими солдатами домой, все радуются победе над врагом


2 мин.

V.Реализация построенного проекта

Познавательные УУД:

осуществлять фиксацию выборочной 
информации об окружающем мире и о самом себе, в том числе с помощью ИКТ.

строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

формулировать ответы на вопросы;

Регулятивные УУД:

- Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё предположение.

- Формулировать выводы из изученного материала,

-Вот такое замечательное музыкальное произведение создал великий композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.


-А знакомы ли вам еще какие-нибудь музыкальные произведения композитора Сергея Сергеевича Прокофьева?


-Сергей Прокофьев - великий композитор, пианист, дирижёр, который закончил музыкальную консерваторию и написал множество известных композиций, таких как: Симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), балеты «Золушка» и «Сказ о каменном цветке», фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»,  опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам», альбом пьес для молодых пианистов «Детская музыка».






-Петя и волк














13 мин.

IX. Рефлексия

- Познавательные УУД:

Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Регулятивные УУД:

формирование положительной мотивации учения

-Что ы сегодня узнали на уроке?




-Поднимите руку те, кому пнравился образ Александра Невского, представленного в кантате Сергей Сергеевича Прокофьева?

-Что еще посвятил народ Великому полководцу Александру Невскому?

-Мы познакомились с кантатой «Александр

Невский», узнали понятие слова кантата, узнали о подвиге русского полководца.

-Памятники, соборы, иконы.



3 мин.