Регулятивные: сохранять учебную задачу в течение всего урока; Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы; Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | -Ребята посмотрите внимательно на экран, здесь вы видите два слова КАНТ и КАНТАТА. Слово «кант» вам говорит о чем-нибудь? -Верно, молодцы -Кант — это торжественная песня, в ней воспевали победу. -А что же такое кантата? -А слово кантата нет, но, если мы внимательно посмотрим на экран, мы визуально увидим общую черту между двумя этими словами. Кто назовет эту черту? Верно. -У этих двух слов одинаковый корень. -Если слова кант и кантата похожи по звучанию и написанию, как вы думаете, между ними есть что-то общее? -Проверим наши предположения | - Кант это торжественная песня; в ней воспевали победу. о погибших; кант похож на гимн… не знают -У этих двух слов одинаковый корень -Музыкальная тема | 7 мин. |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Откройте учебник на странице 16 А сейчас внимательно прочитайте определение слова кантата в вашем учебнике помузыке и попробуйте сравнить два понятия кант и кантата. - Чем отличается кантата от канта? Верно. -Понятие кантата шире, чем кант. Кант - это просто песня, а кантата- большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких музыкальных частей. -А как вы думайте, для кого писались такие произведения, как кантаты? -Верно, для святых. -Подумайте и скажите, кто такие святые? -Верно. Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. -Давайте вспомним имена русских святых. (Георгий Победоносец, Александр Невский) -Верно. -У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается, с течением времени становится ярче и светлее. Одним из таких святых, стал великий князь Александр Невский. | Кантата- это большое произведение, состоящее из нескольких частей. -Она используется обычно в концертном зале хором, оркестрами и певцами-солистами -Для великих людей, совершавших подвиги, святых. Святые - Это люди, всегда поступающие по воле Божией. Они знают, что такое добро, милосердие, сострадание -Подумайте и скажите, кто такие святые? -Георгий Победоносец, Александр Невский. | 3 мин. |
Регулятивные: -Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления Познавательные:Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу в течение всего урока; Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы; Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу в течение всего урока; Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы; Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | -Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? правильно ребята. -Сегодня мы с вами познакомимся с кантатой «Александр Невский», которую написал замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. На создание кантаты композитора вдохновило, такое великое событие, как ледовое побоище, которое произошло на нашей Руси очень давно, Сейчас я вам расскажу эту историю: «В 1242 году на нашу землю русскую решили напасть враги(слайд4). Это были германцы, шведы, литовцы. Их количество намного превышало количество нашего русского войска. Но в то время нашей армией управлял великий полководец Александр Невский(слайд5). Он был очень умным и находчивым полководцем и решил победить врага не силой, а умом ,то есть хитростью. Он предложил врагу сразиться на льду, на Чукотском озере(слайд6). И вот утром 4 апреля началась великая битва. Наших солдат ,как я уже говорила было меньше чем вражеских солдат ,но тут Александр Невский заметил, что враги и их кони были одеты в тяжёлые железные доспехи, а наши солдаты были на легке (слайд7). И тут он начал заманивать врага на середину озера, а так как был апрель месяц, то лёд уже немноготрескался(слайд8). Как вы думаете что было дальше? Правильно, выглянуло наше красно солнышко, которое немного растопило лёд, и враг потонул со своими тяжёлыми доспехами(слайд9). А битву назвали «Ледовое побоище»(слайд10). Вот такая интересная история про храбрость наших солдат и силу нашей Родины. - Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило нашего композитора к созданию кантаты «Александр Невский»? -Верно, Александр Невский был очень умным полководцем, за всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. И поэтому был признан как благоверный князь. К этому лику святых причисляются люди, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических делах остаться верными Христу. - Теперь мы с вами переходим к музыкальной части нашей кантаты. - В Кантате Александр Невский 7 частей. Давайте познакомимся с первой частью кантаты «Вставайте, люди русские!» (Звучит 1 часть «Вставайте, люди русские») - Что происходит в этом музыкальном фрагменте? -Верно, молодцы, это набат- оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол, реже барабанным боем. Звучит музыкальный фрагмент 2 (6 часть кантаты «Мертвое поле») - Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Как вы думаете, что произошло в этой музыкальной части? Звучит музыкальный фрагмент 3 (7 часть «Въезд Александра Невского во Псков») - Что происходит в заключительной 7 части кантаты? Верно, это время после боя, женщина ходит по полю и оплакивает наших солдат. -В честь Александра Невского была написана икона. Её вы увидите на странице 16 ваших учебников. | «Александр Невский. Кантата». -Потому что композитора вдохновил подвиг Александра Невского. -В песне призывают русских людей на смертный бой за матушку Русь -Печальное настроение, скорбь, грустно поет женский голос. -Это время после боя, женщина ходит по полю и оплакивает наших солдат, которые погибли за нашу Родину) Александр Невский возвращается со своими солдатами домой, все радуются победе над врагом | 2 мин. |
Познавательные УУД: осуществлять фиксацию выборочной информации об окружающем мире и о самом себе, в том числе с помощью ИКТ. строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы; Регулятивные УУД: - Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё предположение. - Формулировать выводы из изученного материала, | -Вот такое замечательное музыкальное произведение создал великий композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. -А знакомы ли вам еще какие-нибудь музыкальные произведения композитора Сергея Сергеевича Прокофьева? -Сергей Прокофьев - великий композитор, пианист, дирижёр, который закончил музыкальную консерваторию и написал множество известных композиций, таких как: Симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), балеты «Золушка» и «Сказ о каменном цветке», фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам», альбом пьес для молодых пианистов «Детская музыка». | -Петя и волк | 13 мин. |
- Познавательные УУД: Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке Регулятивные УУД: формирование положительной мотивации учения | -Что ы сегодня узнали на уроке? -Поднимите руку те, кому пнравился образ Александра Невского, представленного в кантате Сергей Сергеевича Прокофьева? -Что еще посвятил народ Великому полководцу Александру Невскому? | -Мы познакомились с кантатой «Александр Невский», узнали понятие слова кантата, узнали о подвиге русского полководца. -Памятники, соборы, иконы. | 3 мин. |